«Символ детства и детского счастья» обсуждение рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» с обучающимися 6 класса

















Акатова Нина Николаевна

библиотекарь

Муниципальное казенное учреждение

«Зареченская средняя общеобразовательная школа»



























«Символ детства и детского счастья»

обсуждение рассказа В.П.Астафьева

«Конь с розовой гривой»

с обучающимися 6 класса


Цели: 1.Продолжить знакомство с творчеством писателя, его нравственными

уроками;

2.Пробудить интерес к творчеству писателя;

3.Вызвать у детей желание прочитать его книги.

-Домашнее задание детям: 1.Прочитать рассказ и подготовиться к

обсуждению;

2.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся

эпизоду из рассказа.

-Оформляется книжная выставка «Литературный мир Виктора

Петровича Астафьева»

цитата: «Каждую свою книгу, да и каждую

строку, и поступок свой просматриваю

и прочитываю глазами своих друзей,

в особенности фронтовых»

В.П.Астафьев

1р. «Жизненные вехи»

цитата: «Пока Астафьев был на земле

и в русской литературе, меня не покидало

ощущение духовного порядка. До последнего

дня, до последнего слова своего он ни разу не

покривил душой. Он был национальным

писателем в самом высоком смысле этого слова»

Олег Табаков, режиссёр

2р. «Затеси писателя»

цитата: «Какая личность, какой писатель!

Когда я прочёл «Царь — рыбу, был

ошеломлён, ошарашен, что такая проза,

такое слово возможно в наше время …

Его книги — совесть военных лет.

Им время не страшно»

Ал. Володин, драматург

3р. «Суровая правда о войне»

цитата: «Мужество правды и правда

мужества — это Астафьев, сказавший,

может быть, самое горькое слово о войне»

Вадим Абдрашитов, режиссёр






-Оформляется рекомендательный список литературы для детей

«Что ещё можно прочитать из произведений В.П.Астафьева»:

*Ангел-хранитель;

*Бабушкин праздник;

*Без приюта;

*Бери да помни;

*Белогрудка;

*Васюткино озеро;

*Деревья растут для всех;

*Древнее, вечное;

*Запах сена;

*Захарка;

*Зорькина песня;

*Земля просыпается;

*Монах в новых штанах;

*Осенние грусти и радости;

*Последний поклон;

*Сибиряк;

*Солдат и мать;

*Сорока;

*Стрижонок Скрип;

*Тревожный сон;

*Фотография, на которой меня нет.


1.В первой части обсуждения прозвучит обзор-знакомство с писателем

«В.П.Астафьев — писатель и человек»

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности — и на его произведения.

Виктор Петрович Астафьев — один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасается с его жизненным путём, с его судьбой.

Виктор Петрович родился в селе Овсянка Красноярского края 1 мая 1924 года.

В 8 лет он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река как-то тайно и тесно окажется связанной с памятью о матери, и, может, поэтому он провёл на реках лучшие, обострённо памятливые часы, сошедшиеся потом в рассказы, повести, целые книги.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Природа, мир, тайник вселенной…" (По стихотворению И.С. Никитина «Утро») 5 класс

Если перечислять какие-то важные жизненные события в судьбе Астафьева, то они будут схожи с судьбами многих его сверстников.

В те годы, омрачённые репрессиями, голодом, войной, немало детей становилось сиротами.

Витя Астафьев оказался сиротой при живом отце: тот, после гибели первой жены, скоренько завёл другую семью, «гулеванил», отбывал не один срок, мало заботился о народившихся ребятишках. По отцовской взбалмошности, оторванный от добротного дома бабушки, мальчик не прижился в новом нищем семействе, оказался в детском доме, где ему тоже было несладко. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал …

Единственным душевным отдохновением, радостью непреходящей, поддержкой в этих мытарствах были книги, которые подросток читал запоем.

Обо всём этом им написано и в «Последнем поклоне», и в повести «Кража» и «Перевал».

Потом была учёба в школах ФЗО (фабрично-заводского обучения) на составителя поездов.

А где-то уже гремела война … Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт.

Трижды раненный, контуженный, он всё же выжил, создал семью.

Как существовали в послевоенные годы с малыми детишками, он понемногу расскажет в своей прозе, но особенно подробно — в повести «»Весёлый солдат».

Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Конечно, темой была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю свою жизнь Астафьев посвятил писательскому труду.

Всё пережитое — неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери-земле, на которой взрастал писатель, — с избытком, с какой-то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений. Всякий раз, читая и перечитывая его повести о природе, снова и снова поражаешься таланту писателя: он словно с головой окунает читателя в мир своих восприятий и ощущений. Несколько строк — и ты уже вдыхаешь аромат леса и трав, чувствуешь запахи костра и ухи, видишь первую каплю росы на лепестке просыпающегося цветка, слышишь песню ранней птахи. А ещё тебе будут дарованы слёзы от радости спасения, умиления от первого гриба, терпкая сладость лесной ягоды и ещё бесконечно многое и понятное живой, отзывчивой душе.

За повести «Пастух и пастушка» Виктор Астафьев в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Горького, а в 1978 году ему была присуждена Государственная премия СССР за повествование в рассказах «Царь — рыба»

Свежие документы:  Контрольные работы по литературному чтению 4 класс "Текущая проверка литературной эрудиции и грамотности"

Особое место в прозе писателя всегда занимала военная тема. Роман «Прокляты и убиты» (1992г) суров и мрачен. Это горькая правда о страданиях солдат-штрафников.

А сколько лирических рассказов, повестей, маленьких философско-лирических зарисовок, которые Астафьев называл «затеси», публицистических работ вышло из-под его пера! Всю жизнь он пополнял «Последний поклон» всё новыми и новыми рассказами.

Ещё при жизни писателя вышло собрание сочинений в 15 томах его произведений (1998г).

Астафьев продолжал работать до последнего дня — выходили новые «затеси», военные рассказы. Они опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролётный гусь», которая оказалась последней в жизни писателя.

В ноябре 2001 года В.П.Астафьева не стало.

Он прожил трудную, но насыщенную, интересную жизнь. Писатель был просто человеком — чувствовал боль и страдал от несправедливостей, смеялся и печалился, совершал ошибки, но, прежде всего, стремился в своих произведениях помочь нам избежать их, учил нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению. Он безмерно любил жизнь и этот мир. Вложил всю свою любовь в книги и подарил их нам. Мы должны принять их, прочитать, задуматься, порадоваться и погрустить вместе с ним …


2.Сегодня мы с вами попутешествуем по страницам одного из рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Постараемся лучше разобраться, проанализировать, обсудить прочитанное.

Обсуждение проходит по вопросам:

*В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.

*От чьего лица ведётся повествование?

*Для чего автор использует диалектизмы и просторечья?

*Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличается от других семей?

*Расскажите о главном герое рассказа.

*Что вы можете рассказать о бабушке?

*Почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник конём?

*Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

*Что же вам захотелось изобразить на рисунках к рассказу?

(Давайте обратим внимание на выставку с вашими рисунками. Вы расскажите понравившийся эпизод, а мы постараемся найти ваш рисунок на выставке)


3.Подведение итогов обсуждения. Ребята высказывают свои мысли о прочитанном, чему же мы можем научиться, прочитав рассказ, о своём отношение к писателю…

Для В.П.Астафьева этот пряничный конь — символ детства и детского счастья. А для нас!?


4.В заключение мероприятия библиотекарь благодарит детей за участие в мероприятии и каждому дарит рекомендательный список литературы со словами: Прочти! И своим мнением и впечатлением поделись с родителями, друзьями, знакомыми, учителями, библиотекарем.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «С. Я. Маршак. Пожар»













Список использованной литературы:

1.Астафьев В.П. Повести. Рассказы. — М: Дрофа; Вече, 2002. — 512с. — (Б-ка отечественной классической художественной литературы);

2.Астафьев В.П. Последний поклон: повесть. — М: Современник, 1978. — 639 с.;

3.Астафьев В.П. Пролётный гусь: рассказы, затеси, воспоминания / послесл.В.Курбатова. — Иркутск: ИП Сапронов Г.К., 2001. — 496с.;

4.Астафьев В.П. Рассказы / рис. Е.Мешкова. — М: Дет. лит., 1985. — 128с., ил. — (Школьная б-ка);

5.Астафьев В.П. Рассказы. — М: Сов. Россия, 1984. — 480с.;

6.Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. — М: Просвещение, 1992. — 159с., ил. — (Школьникам — о современных советских писателях)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: