Акатова Нина Николаевна
библиотекарь
Муниципальное казенное учреждение
«Зареченская средняя общеобразовательная школа»
«Символ детства и детского счастья»
обсуждение рассказа В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой»
с обучающимися 6 класса
Цели: 1.Продолжить знакомство с творчеством писателя, его нравственными
уроками;
2.Пробудить интерес к творчеству писателя;
3.Вызвать у детей желание прочитать его книги.
-Домашнее задание детям: 1.Прочитать рассказ и подготовиться к
обсуждению;
2.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся
эпизоду из рассказа.
-Оформляется книжная выставка «Литературный мир Виктора
Петровича Астафьева»
цитата: «Каждую свою книгу, да и каждую
строку, и поступок свой просматриваю
и прочитываю глазами своих друзей,
в особенности фронтовых»
В.П.Астафьев
1р. «Жизненные вехи»
цитата: «Пока Астафьев был на земле
и в русской литературе, меня не покидало
ощущение духовного порядка. До последнего
дня, до последнего слова своего он ни разу не
покривил душой. Он был национальным
писателем в самом высоком смысле этого слова»
Олег Табаков, режиссёр
2р. «Затеси писателя»
цитата: «Какая личность, какой писатель!
Когда я прочёл «Царь — рыбу, был
ошеломлён, ошарашен, что такая проза,
такое слово возможно в наше время …
Его книги — совесть военных лет.
Им время не страшно»
Ал. Володин, драматург
3р. «Суровая правда о войне»
цитата: «Мужество правды и правда
мужества — это Астафьев, сказавший,
может быть, самое горькое слово о войне»
Вадим Абдрашитов, режиссёр
-Оформляется рекомендательный список литературы для детей
«Что ещё можно прочитать из произведений В.П.Астафьева»:
*Ангел-хранитель;
*Бабушкин праздник;
*Без приюта;
*Бери да помни;
*Белогрудка;
*Васюткино озеро;
*Деревья растут для всех;
*Древнее, вечное;
*Запах сена;
*Захарка;
*Зорькина песня;
*Земля просыпается;
*Монах в новых штанах;
*Осенние грусти и радости;
*Последний поклон;
*Сибиряк;
*Солдат и мать;
*Сорока;
*Стрижонок Скрип;
*Тревожный сон;
*Фотография, на которой меня нет.
1.В первой части обсуждения прозвучит обзор-знакомство с писателем
«В.П.Астафьев — писатель и человек»
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности — и на его произведения.
Виктор Петрович Астафьев — один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасается с его жизненным путём, с его судьбой.
Виктор Петрович родился в селе Овсянка Красноярского края 1 мая 1924 года.
В 8 лет он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река как-то тайно и тесно окажется связанной с памятью о матери, и, может, поэтому он провёл на реках лучшие, обострённо памятливые часы, сошедшиеся потом в рассказы, повести, целые книги.
Если перечислять какие-то важные жизненные события в судьбе Астафьева, то они будут схожи с судьбами многих его сверстников.
В те годы, омрачённые репрессиями, голодом, войной, немало детей становилось сиротами.
Витя Астафьев оказался сиротой при живом отце: тот, после гибели первой жены, скоренько завёл другую семью, «гулеванил», отбывал не один срок, мало заботился о народившихся ребятишках. По отцовской взбалмошности, оторванный от добротного дома бабушки, мальчик не прижился в новом нищем семействе, оказался в детском доме, где ему тоже было несладко. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал …
Единственным душевным отдохновением, радостью непреходящей, поддержкой в этих мытарствах были книги, которые подросток читал запоем.
Обо всём этом им написано и в «Последнем поклоне», и в повести «Кража» и «Перевал».
Потом была учёба в школах ФЗО (фабрично-заводского обучения) на составителя поездов.
А где-то уже гремела война … Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт.
Трижды раненный, контуженный, он всё же выжил, создал семью.
Как существовали в послевоенные годы с малыми детишками, он понемногу расскажет в своей прозе, но особенно подробно — в повести «»Весёлый солдат».
Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Конечно, темой была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю свою жизнь Астафьев посвятил писательскому труду.
Всё пережитое — неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери-земле, на которой взрастал писатель, — с избытком, с какой-то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений. Всякий раз, читая и перечитывая его повести о природе, снова и снова поражаешься таланту писателя: он словно с головой окунает читателя в мир своих восприятий и ощущений. Несколько строк — и ты уже вдыхаешь аромат леса и трав, чувствуешь запахи костра и ухи, видишь первую каплю росы на лепестке просыпающегося цветка, слышишь песню ранней птахи. А ещё тебе будут дарованы слёзы от радости спасения, умиления от первого гриба, терпкая сладость лесной ягоды и ещё бесконечно многое и понятное живой, отзывчивой душе.
За повести «Пастух и пастушка» Виктор Астафьев в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Горького, а в 1978 году ему была присуждена Государственная премия СССР за повествование в рассказах «Царь — рыба»
Особое место в прозе писателя всегда занимала военная тема. Роман «Прокляты и убиты» (1992г) суров и мрачен. Это горькая правда о страданиях солдат-штрафников.
А сколько лирических рассказов, повестей, маленьких философско-лирических зарисовок, которые Астафьев называл «затеси», публицистических работ вышло из-под его пера! Всю жизнь он пополнял «Последний поклон» всё новыми и новыми рассказами.
Ещё при жизни писателя вышло собрание сочинений в 15 томах его произведений (1998г).
Астафьев продолжал работать до последнего дня — выходили новые «затеси», военные рассказы. Они опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролётный гусь», которая оказалась последней в жизни писателя.
В ноябре 2001 года В.П.Астафьева не стало.
Он прожил трудную, но насыщенную, интересную жизнь. Писатель был просто человеком — чувствовал боль и страдал от несправедливостей, смеялся и печалился, совершал ошибки, но, прежде всего, стремился в своих произведениях помочь нам избежать их, учил нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению. Он безмерно любил жизнь и этот мир. Вложил всю свою любовь в книги и подарил их нам. Мы должны принять их, прочитать, задуматься, порадоваться и погрустить вместе с ним …
2.Сегодня мы с вами попутешествуем по страницам одного из рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Постараемся лучше разобраться, проанализировать, обсудить прочитанное.
Обсуждение проходит по вопросам:
*В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.
*От чьего лица ведётся повествование?
*Для чего автор использует диалектизмы и просторечья?
*Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличается от других семей?
*Расскажите о главном герое рассказа.
*Что вы можете рассказать о бабушке?
*Почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник конём?
*Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?
*Что же вам захотелось изобразить на рисунках к рассказу?
(Давайте обратим внимание на выставку с вашими рисунками. Вы расскажите понравившийся эпизод, а мы постараемся найти ваш рисунок на выставке)
3.Подведение итогов обсуждения. Ребята высказывают свои мысли о прочитанном, чему же мы можем научиться, прочитав рассказ, о своём отношение к писателю…
Для В.П.Астафьева этот пряничный конь — символ детства и детского счастья. А для нас!?
4.В заключение мероприятия библиотекарь благодарит детей за участие в мероприятии и каждому дарит рекомендательный список литературы со словами: Прочти! И своим мнением и впечатлением поделись с родителями, друзьями, знакомыми, учителями, библиотекарем.
Список использованной литературы:
1.Астафьев В.П. Повести. Рассказы. — М: Дрофа; Вече, 2002. — 512с. — (Б-ка отечественной классической художественной литературы);
2.Астафьев В.П. Последний поклон: повесть. — М: Современник, 1978. — 639 с.;
3.Астафьев В.П. Пролётный гусь: рассказы, затеси, воспоминания / послесл.В.Курбатова. — Иркутск: ИП Сапронов Г.К., 2001. — 496с.;
4.Астафьев В.П. Рассказы / рис. Е.Мешкова. — М: Дет. лит., 1985. — 128с., ил. — (Школьная б-ка);
5.Астафьев В.П. Рассказы. — М: Сов. Россия, 1984. — 480с.;
6.Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. — М: Просвещение, 1992. — 159с., ил. — (Школьникам — о современных советских писателях)