Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.
· Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
· Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение; интерес к предметам.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки
ХОД УРОКА
Организационный момент
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.
Дени Дидро
Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –
Быть активным!
Высказывать своё мнение!
Слушать мнение других!
Читать громко и выразительно!
Быть внимательным и аккуратным!
На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.
Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки).
Актуализация знаний.
— Что вы знаете об авторе этого произведения?
Краткий пересказ, заглавие каждой части
1. Работа над первой частью
— Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
— Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
— Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
— Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
— Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, — говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная… Ты не лови их!)
— Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).
Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
— Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Работа над второй частью.
— Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).
— Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
— С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
— Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
— Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
— Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
— Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
— Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
— Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
— Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
— Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
З. Работа над третьей частью.
— Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
— Почему здесь было так много бабочек?
— Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
— Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
— Как это характеризует его?
— Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
— Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье — путь домой.
4. Работа над четвертой частью. .
— Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
— Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
— Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)
-Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
— Почему он не увидел мать? (Ослеп)
— Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
— Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.
5. Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.
Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.
Вам предлагается проблемная задача.
— Как поведение характеризует героев?
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.
Обобщение.
— Что для вас значит мама?
Высказывания, стихи о матери
Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)
Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)
Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).
-У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)
Итог урока.
В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.
— А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.
Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.
— Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.
Р. Гамзатов.
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюблённости и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.
Оценки за урок.
— Оценить вашу работу хотела бы пословицами
«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.
«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.
«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.
Домашнее задание .Написать отзыв о произведении.