Учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №26 п.Молодёжный»
Лютикова Надежда Ивановна
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема. Медведко. Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Цель: Учить определять основную идею произведения со скрытым смыслом.
Задачи:
Развитие навыка связной речи, памяти, беглого чтения.
Определение лексического значения устаревших слов.
Воспитание разумной любви к природе, понимание того, что дикие звери не должны жить в домашних условиях.
Ресурсы: компьютер, экран, слайды с изображением медвежат; слова (барин, кучер, ларь, гимназисты, экипаж, квартиранты, комично, увалень, раскаивался); пословицы:
Учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №26 п.Молодёжный»Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес глядит.
Медведь корове не брат.
Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зелёной ветке.
Ход.
I .Орг момент. Готовность учащихся к уроку. Психологический настрой.
Всё ль на месте, всё ль в порядке, книжки, ручки и тетрадки?
Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу успеха.
II. Актуализация знаний.
1. Загадка о медведе. Вперевалку зверь идёт. Ест малину он и мёд
Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, лезет в яму до весны.
Где он спит и видит сны. Кто это?
— В каких произведениях медведь является главным персонажем?
— Какими качествами наделён медведь в сказках, загадках?
2. Объявление темы урока. Сегодня мы продолжим работать над рассказом «Медведко» Д.Мамина-Сибиряка. Какие произведения этого писателя вы читали?
3. Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают заголовки частей рассказа «Медведко». Учитель и учащиеся комментируют соответствие заголовков содержанию частей рассказа.
III. Работа с текстом произведения.
— Как медвежонок появился в доме? Чтение по ролям диалога кучера и барина.
— Найдите в тексте и зачитайте те эпизоды, когда люди высказываются о медвежонке, ещё не зная всех его повадок.
— Что говорили о медвежонке после того, как пожили с ним вместе некоторое время барин, кухарка, первые хозяева? Подтвердите словами из текста.
— Перескажите близко к тексту II часть, в которой описывается, что натворил медвежонок у гимназистов, у кухарки.
Групповая работа. 1 группа заполняет постер эпитетами о медвежонке до, а 2 группа после знакомства людей с ним. По окончании работы спикеры групп озвучивает эпитеты.
1 группа: Славный, забавный, с рукавицу, смешно переваливает, милые синие глазёнки, милый, мурлыкал, как котёнок, доверчиво лизал руку, как маленький ребёнок.
2 группа: упрямый зверь, заворчал, пытался укусить за руку, зверина, глаза сверкали, разбойник, поганый зверь, накуролесил, беспокойный гость.
— Какой вывод можно сделать?
Словарная работа. Определение по Толковому словарю С.Ожегова значения устаревших слов: барин, кучер, кухарка, экипаж, ларь.
IV. Закрепление.
Работа над пословицами. Зачитывание вслух с экрана пословиц. Объяснение значения. Выбор пословицы, наиболее подходящей к тексту. Обоснование своего выбора.
Выбор иллюстрации, наиболее полно раскрывающий повадки медвежонка. Обоснование своего выбора.
Какой заголовок для этого рассказа придумали бы вы? Почему?
V. Итог. Рефлексия. Поместите стикеры на острова: Интересно, Занимательно, Весело, Полезно, Скучно, Непонятно.
— Кому наш урок понравился, поднимите зелёный квадрат, кому нет – красный.
Спасибо за урок.
VI. Домашнее задание. Сочинение на одну из пословиц.
Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес глядит.
Медведь корове не брат.
Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зелёной ветке.