Тема: Тригонометрические формулы (25 часов)
Урок 6 – 7: Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Цель: изучить зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Знать:
формулировки определений основных тригонометрических функций (синуса, косинуса и тангенса);
знаки тригонометрических функций по четвертям;
множество значений тригонометрических функций;
основные формулы тригонометрии.
Понимать:
что пользоваться основным тригонометрическим тождеством можно только для одного и того же аргумента;
алгоритм вычисления одной тригонометрической функции через другую.
Применить:
умение правильно выбрать нужную формулу для решения конкретного задания;
умение работать с простыми дробями;
умение выполнять преобразование тригонометрических выражений.
Анализ:
анализировать ошибки в логике рассуждения.
Синтез:
предложить свой способ решения примеров;
составить кроссворд, используя полученные знания.
Оценка:
знаний и умений по данной теме для использования в других разделах алгебры.
Оборудование: макет тригонометрической окружности, раздаточный справочный материал с формулами и таблицами значений тригонометрических функций, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Сообщение цели урока и плана работы на уроке.
Актуализация знаний и умений.
Учащимся раздаются карты урока и даются пояснения как с ними работать.
На экран выводятся вопросы; учащиеся записывают ответы в тетрадь; преподаватель выводит на экран правильный ответ. После окончания опроса учащиеся выставляют баллы в карту урока для Задания № 1.
В какой четверти находится угол в 1 радиан и чему он примерно равен?
(В I четверти, 1 рад.57,3).
Какое слово пропущено в определение функции синус?
Синусом угла называется ………… точки единичной окружности. (Ордината)
Какое слово пропущено в определении функции косинус?
Косинусом угла называется………… точки единичной окружности (Абсцисса).
Допишите формулу:
Определите знак произведения: ( )
Какие значения может принимать синус?
Вычислите:
( )
Объяснение нового материала.
Изобразим единичную окружность с центром в точке О. Пусть при повороте радиуса ОА, равного R, на угол получен радиус ОВ (рис. 5). Тогда по определению где – абсцисса точки В, – ее ордината.
Отсюда следует, что
Точка В принадлежит окружности. Поэтому ее координаты удовлетворяют уравнению
Воспользовавшись тем, что получим
(1). Мы получили равенство справедливое при любых значениях входящих в него букв. Как называются такие равенства? Правильно – тождества. Равенство (1) называется основным тригонометрическим тождеством.
В равенстве (1) может принимать любые значения. Самостоятельно завершите запись:
2. | ||
3. | ||
4. |
Проверьте правильность вашей записи. Выставите себе баллы в карту урока для Задания № 2.
Продолжаем. Мы вывели основное тригонометрическое тождество, а для чего оно нам нужно?
Правильно – для нахождения по одному известному нам значению синуса значение косинуса и наоборот. Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться основным тригонометрическим тождеством, но главное – для одного и того же аргумента.
Учащимся в тетради предлагается самостоятельно выразить из основного тригонометрического тождества синус через косинус и косинус через синус.
Для проверки к доске вызываются два ученика. Одному предлагается выразить синус через косинус, второму – косинус через синус.
На экран выводится верный ответ:
Учащиеся проверяют свои ответы и выставляют баллы в карту урока для Задания № 3.
В этих формулах от чего зависит знак перед корнем? (От того, в какой четверти расположен угол тригонометрической функции, которую мы определяем).
Пример 1. Вычислить если
Определим четверть, в которой находится угол . Четверть – III.
Вспомним, что синус в третьей четверти отрицательный, т. е. в формуле (2) перед корнем нужно поставить знак « – »:
Пример 2. Вычислить если
Определяем четверть, в которой находится угол . Четверть – IV, косинус в четвертой четверти положителен. Поэтому в формуле (3) перед корнем нужен знак « + »:
Выясним теперь зависимость между тангенсом и котангенсом. По определению тангенса и котангенса
Перемножая эти равенства, получаем:
Из равенства (4) можно выразить через и наоборот:
Равенства (4) – (6) верны при всех значениях, при которых имеют смысл, т. е. при
Выведем теперь формулы, выражающие соотношения между тангенсом и косинусом, а также котангенсом и синусом одного и того же аргумента.
Разделив обе части равенства (1) на , получим:
т.е.
Если обе части равенства (1) разделить на , то будем иметь:
т.е.
Рассмотрим примеры использования выведенных формул для нахождения значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.
Пример 1. Найдем если известно, что
Решение:
Найдем сначала Для этого воспользуемся формулой (3). Так как является углом 2 четверти, то его косинус отрицателен. Значит,
Зная синус и косинус можно найти его тангенс:
Для отыскания котангенса угла удобно воспользоваться формулой (6):
Ответ:
Пример2. Известно, что . Найдем все остальные тригонометрические функции.
Решение:
Воспользуемся формулой (7). Имеем:
, . По условию задачи угол является углом 1 четверти, поэтому его косинус положителен. Значит
Зная , можно найти . Из формулы получим:
По известному легко найти :
Ответ:
Установленные соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента позволяют упрощать тригонометрические выражения.
Пример 3. Упростим выражение:
Решение: Воспользуемся формулами: . Получим:
Закрепление.
А сейчас на экране представлены рубрики самооценки по данной теме. Отметьте, на какой уровень вы бы хотели сегодня выйти.
Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, но с помощью наводящих вопросов (карточка – инструкция).
Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, используя указания преподавателя.
+ Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, без наводящих вопросов и указаний.
+ Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, не заглядывая в тетрадь.
Какой бы уровень вы не выбрали, сначала внимательно просмотрите все задания, которые я вам раздала, а затем выполните задание, соответствующее выбранному вами уровню (перед вами лежат задания четырех вариантов, номер варианта соответствует уровням самооценки.)
1 вариант
Дано: Найдите
Инструкция:
определите четверть, в которой находится угол . Если возникают затруднения, то можно посмотреть в справочнике;
определите знак функции синус в этой четверти. Проверьте себя, посмотрев в справочник;
напишите формулу (2) из сегодняшнего урока, указав перед корнем знак, который выбрали ранее;
в написанное выражение подставьте значение косинуса, вспомните, как дробь возводится в квадрат (нужно возвести в квадрат числитель и знаменатель дроби);
выполните вычисления под корнем, извлеките корень (нужно извлечь корень из числителя и знаменателя);
вспомните определение функции тангенс, (можно посмотреть в справочник), запишите формулу;
правильно выполните деление дробей: при деление дроби на дробь, вторую дробь нужно перевернуть и дальше числитель первой дроби умножить на числитель получившейся дроби, тоже нужно сделать и со знаменателями: ;
функцию котангенс можно найти по формуле (6) из сегодняшнего урока;
запишите ответ.
Упростите выражение:
Инструкция:
замените единицу равным ей выражением Только не забудьте, что в примере перед единицей стоит знак минус, значит у всех слагаемых изменится знак;
приведите подобные;
запишите ответ.
2 вариант
Дано: Найдите
Указание: Для определения функции косинус воспользуйтесь формулой (3) из сегодняшнего урока. Не забудьте определить знак, который будет стоять перед корнем. Для вычисления значений тангенса и котангенса можно воспользоваться определением этих функций ил использовать формулы, которые мы вывели сегодня на уроке.
Упростите
Указание. Сгруппируйте первый и третий члены выражения, вынесите за скобку общий множитель….
3 вариант
Дано: Найдите
Упростите: .
4 вариант
Дано: Найдите
Упростите .
А теперь, ребята, давайте проверим ответы. На экран выводятся правильные ответы, и учащиеся проверяют свои работы и выставляют баллы в карту урока для Задания № 4.
По карте урока оцените себя. Подсчитайте свои баллы и выставите их в карту.
Домашнее задание.
Записать все выведенные формулы в справочник.
По учебнику №459 (3, 5), №460 (1)
6