Конспект урока по Математике «Величины. Длина» 1 класс

Тема: Величины. Длина.

Цели урока: познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка); установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков; познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр, метр, километр и т.д.); воспитание внимательности к окружающему миру.

Оборудование: оформление доски, линейка, метр, карточки с опорными словами, полоски разных цветов, книга Г.Остера «38 попугаев», проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Общий настрой к уроку.

-Как настроение? Сегодня какой день? Вам нравится этот день? Почему? А почему не нравиться?

Устный счет:

  • Назовите число, которое предшествует числу 7.

  • Какое число находится между числами 5и7?

  • Назовите последующее число 3.

На экране высвечивается задание устного счета, карточки с числами:

3

7

4

8


Задачи:

  • Высота чашки 6 см, стакан выше чашки на 2 см. Найдите высоту стакана.

  • К завтраку приготовили пирожки: с мясом 6, а с капустой на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков приготовили с капустой?

  • В голубую вазу положили 8 яблок. Это на 1 яблоко больше, чем в белой вазе. Сколько яблок положили в белую вазу?

  • Масса сумки 1кг. Это на 2 кг легче, чем рюкзак. Какова масса рюкзака?

И труд

перетрут

все

Терпенье

Карточки переворачиваются, и появляется пословица:



Как сказано на этой пословице, чтобы сегодня у нас урок был сегодня на высоте, чтобы мы все смогли выполнить, нам понадобится терпенье и труд. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словами, новыми величинами и единицами измерения.

  1. Актуализация знаний.

а) На доске: а

— Что нарисовано на доске?

— Какой инструмент нужен для измерения его длину?

— Как измерить длину отрезка?

б) Постановке проблемы.

— Какие свойства предметов вы знаете?

— Какие из свойств можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно»?

Такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью слов «больше», «меньше», «равно» называются ВЕЛИЧИНАМИ.

  1. Открытие нового детьми.

Непосредственное измерение длин отрезков. (У учителя и учеников на партах по три 3 полоски разного цвета. Две имеют одинаковую длину, а третья — нет)

— Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной. (Рост, размер, температура, длина)

— выясним, является ли величиной длина предметов. Попробуйте сравнить по длине полоски, которые лежат у вас на партах. Какая из них самая длинная?

— Как это доказать? (Путем наложения полосок друг на друга)


Учитель демонстрирует неправильные формы сравнения:


— Можно ли наложить так?

— Кто мне сможет помочь?

Вывод: красная и синяя полоски имеют одинаковую длину, а зеленая – нет, она длиннее.

На проекторе запись: з>к , с <з, с=к.

— Будет ли длина величиной? (да)

— Почему? (Ее можно сравнивать с помощью математических знаков)

Опосредованное сравнение длин отрезков с помощью мерки.

На доске:


а б



а= 7см, б=9см.

Как узнать какой отрезок длиннее?

-Как это доказать?

— Как в этом нам поможет наша красная полоска? (Надо посмотреть, сколько раз эта полоска поместится в отрезке, и сравнить числа).

На доске:

а=7 к. б=9к. а<б

Необходимость использования при сравнении отрезков одинаковой мерки.

Теперь измерим отрезки зеленой меркой.

На доске запись: б=7з.

Постановка проблемы.

В отрезке а семь полосочек и в отрезке б семь полосок. Значит, они равны. А мы только что получили а<б . Где ошибка? (Использовали разные метки)

— Когда же можно сравнивать отрезки? (Когда они измеряются одинаковыми мерками)

Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, или ЕДИНИЦЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ.

4)Физминутка.

5) Первичное закрепление.

1 стр.1(с комментированием) Считаем сколько единиц измерения в каждом отрезке.

Вывод: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.

— Вспомните сказку, в которой идет речь о таком измерении.(Г.Остер «38 попугаев») Какие получались результаты. (2,5 слона, 5 мартышек, 38 попугаев)

— В давние времена людям тоже приходилось измерять длину. Как же они измеряли, в чем? Давайте ,попробуем узнать какие единицы измерения существовали раньше.

Первые единицы измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей.

Поэтому для таких измерений служила МИЛЯ – путь в тысячу двойных шагов.

А еще большие расстояния измеряли переходами или днями движения. №2 стр.1

Все это хорошо было для измерения на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измерялись. Здесь были иные единицы меры. Для измерения длины стали использовать ширину пальца, длину сустава, размах рук и т.д. Одной из самых распространенных единиц длины был ЛОКОТЬ, т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Для измерения меньших расстояний употреблялась ЛАДОНЬ – ширина кисти рук. №2 стр.1.

Еще меньшей единицей измерения длины является ДЮЙМ, он равен длине сустава большого пальца. Другая мера ФУТ – это средняя длина ступни человека. №2 стр.1

Если свести руки на груди, то концы пальцев сойдутся вместе. Это значит, что локоть равен четверти расстояния между концами пальцев расставленных рук. Такое расстояние называли САЖЕНЬ. Она примерно равна расстоянию от подошвы до конца пальцев поднятой руки.

Два ученика измеряют длину класса шагами. Другие ладонями измеряют ширину, длину парт. Результаты получаем разные, почему?

— Да, точно ответить на вопросы нельзя, так как шаг или локоть могут быть разными, а сравнивать длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерами. Сейчас используют более точную единицу измерения – САНТИМЕТР.

Закрепление знаний: №3,4, стр.1.

5)Итог урока.

— Ребята, что нового вы узнали сегодня? С какими единицами измерения вы познакомились?

Понравился ли вам урок?.



Свежие документы:  Конспект урока «Счёт до восьми. Число и цифра 8»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: