Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Урок математики
в 1 классе.
Тема: Задача. (урок – исследование).
Тимиряева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Макуловская средняя
общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
Макулово 2011
Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, А.С.Акрамова
Тема: Задача. (урок – исследование).
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Оборудование: презентация к уроку, карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач
Ход урока:
1.Организация класса. Разминка:
1. Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске)
Слайд 1 Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
. Слайд 2 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
— Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Слайд 3 «Что я не знаю?», «Сам найду способ»
2 Самоопределение к деятельности
-Послушайте два рассказа и сравните их:
1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери ?
2 Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– звери, потому-что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир» ?
Кто догадался , о чем пойдет речь сегодня на уроке ?
3. Сообщение темы
.
Учитель. Юные мои математики , не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях?
— С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием
«Задача».
( РАБОТА В ГРУППАХ: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ )
Слайд
— Наметим наш план действий:
1 этап — карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать!»)
2 этап — «Узнать из книг» (рисунок книги)
3 этап — «Наблюдение и эксперимент» (рисунок ладони)
4 этап — «Обобщение материала» (нарисован вопросительный знак)
СЛАЙД № ПРОВЕРКА
1. Сами попробуем выполнить задание чтобы
узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
4. Работа по теме урока
1 этап — карточка с восклицательным знаком (надпись «Подумать!»)
СЛАЙД № Найдите задачу!
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
У доски 2 ученика.(Работа по слайду)
— Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти — ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках — УСЛОВИЕ, ВОПРОС)
— Давайте проверим это знание вторым этапом.
.
2 этап — «Узнать из книг» (рисунок книги)
— Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника)
С.88 — Исследуйте эту страницу и найдите подсказку.
(ЧТЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ)
— Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.
— Закрепим это знание.
( РАБОТА –ОБЪЯСНЕНИЕ С ДИСКА,)
Физкультминутка
Привет сосед!
Как ты тут
Я скучал!
Ты пришел
Хорошо!
Пожелайте друг другу удачи!
(РАБОТА В ГРУППАХ)
СОЕДИНИ ВОПРОС С УСЛОВИЕМ ЗАДАЧИ)
На поляне играли 6 медвежат,
2 медвежонка убежали ВОПРОС
Сколько медвежат осталось играть? ОТВЕТ
6-2=4 УСЛОВИЕ
4 медвежонка РЕШЕНИЕ
3 этап
— Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем 1 с.88. (вписываем в листочки какие слова? РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ)
— Закрепим это знание.
3 этап — «Наблюдение и эксперимент» (рисунок ладони)
— Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й — задать ВОПРОС.
В 3-й — дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.
— Давайте устно решим их.
4 этап — «Обобщение материала» (нарисован вопросительный знак)
На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
— Если условие неполное, не хватает чисел — можно решить задачу?
— Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
— Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.
5. Итог урока.
— Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе — трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного)
—Хотите узнать что будем делать завтра на уроке
Вернемся на лесную поляну и будем учиться составлять задачи по картине.
Список использованной литературы:
1.УМК:
1. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2011
1.Рабочая тетрадь по математике для 1кл. № 1 сост. Моро М.И., Волкова С.И.- Москва, Просвещение, 2011 г.
2. Поурочные разработки по математике. 1класс. сост ФефиловаЕ.П., Поторочина Е.А. — Москва «ВАКО» 2010г.
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика В 2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2008