Никитчук Лариса Григорьевна
учитель математики
высшей категории
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Октябрьского района ХМАО- Югры
Предмет: математика
Класс: 7 класс
Направленность средств ИКТ: универсальные
Требования к владению ИКТ учителем: работа в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, Sound Forge,
Требования к владению ИКТ учениками: работа в программе Microsoft Word.
Тема: « Математическое ассорти» (внеклассное мероприятие.)
Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи мероприятия:
1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления, развивать навыки коллективной формы работы.
Форма проведения мероприятия: игра- соревнование между тремя командами одного класса или командами из параллельных классов.
Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий”.
Оборудование: презентация , интерактивная доска, компьютер
Оформление: На доске написан девиз “Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий”, оформление зала и игровых столов.
Подготовительный этап: в течение месяца на стенде вывешивалась информация о деятельности выдающихся учёных – математиков, так же учащиеся готовили сообщения по этой теме.
Ход игры:
Вступительное слово учителя.
— Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом зале на математический турнир “Математическое ассорти ” с одной целью — узнать самую умную команду математиков и самого умного математика среди семиклассников. Нас всех привела сюда общая любовь к математике. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других – ее точность, а третьих — красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: “ В математике есть своя красота, как в живописи”. Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности и логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри.( представляет членов жюри). Поприветствуем их! А командам- участникам мы пожелаем удачи и успехов в игре!
Условия игры. В игре участвуют 3 команды. Перед первым началом игры проводиться жеребьёвка, которая установит очередность игры. Участникам предлагается игровое поле (слайд 2), которое состоит из 25 ячеек. В ячейках находятся по 5 вопросов по категориям “Алгебра”, “Геометрия”, “Животные”, “Смекалка”, “Учёные ”. Вопросы разного уровня сложности и соответственно оцениваются от 100 до 500 баллов. Команды по очереди выбирают категорию, вопрос и дают ответ. Если ответ правильный, команда получает соответствующее количество баллов, если команда затрудняется ответить, то отвечает следующая команда. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Задания:
1категория «Геометрия »
100баллов слайд 3
Определите вид треугольника.
(прямоугольный)
200баллов слайд 4
Самая большая хорда окружности ? (диаметр)
300баллов слайд5
При пересечении двух прямых один из полученных углов составляет 60 градусов. Найдите остальные углы. (60; 120; 120. )
400баллов слайд 6
Один из смежных углов в 5 раз меньше другого. Найдите эти углы? (30 ; 150 )
500баллов слайд 7
В треугольнике АВС один угол меньше второго в 3 раза. Третий угол составляет 50% от первого угла. Найдите углы треугольника АВС?
2категория «Животные»
100баллов слайд 8
Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат:
6,3 | 3,6 | |
2.3 | 2,7 | |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
а) из первой строки выберите наименьшее число (3, 6)
б) из второй стоки наибольшее число (2, 7)
в) из третьей число, которое не является наименьшим и
не является наибольшим (3, 7)
г) найдите сумму выбранных чисел: 3,6 + 2,7 + 3,7
(10 дц или 1 метр)
200баллов слайд 9
Решите уравнение : 8x – 3683=1117 и вы узнаете массу (в килограммах) черепахи дермохелис.
(600 кг ),
300баллов слайд 10
Самое крупное наземное животное — африканский слон. Узнайте (в сантиметрах) высоту, длину тела слона .
(350см и 450 см)
400 баллов слайд 11
На ферме выращивают кроликов и фазанов. В настоящее время их столько, что у всех вместе 740 голов и 1980 ног. Сколько фазанов и сколько кроликов на ферме? (490фазанов, 250 кроликов.)
500баллов слайд 12
Слон весит 6 т, вес слонёнка составляет 60% .Определите вес слонёнка?(3600 кг или 3,6 т)
3категория «Алгебра»
100баллов слайд 13
Как называется зависимость одной переменной от другой? (функция)
200баллов слайд 14
Кто ввел в обиход координатную прямую (плоскость)? (Рене Декарт)
300баллов слайд 15
Как называется ось ОУ (ось ординат)
400баллов слайд 16
(2 ; -5)
500баллов слайд 17
У Саши было 700 рублей, он истратил 30% имеющихся денег. Сколько рублей осталось у Саши?(490 рублей)
4категория «Учёные»
Какому учёному принадлежат данные высказывания? ( после ответа на вопрос, учитель или один из членов жюри делают небольшое сообщение о данном учёном.)
100баллов 18слайд
«Математика — царица наук, арифметика — царица математики» /Гаусс К.Ф./
Карл Фридрих Гаусс родился 30 апреля 1777г. В небольшом немецком городе Брауншвейге. У мальчика рано обнаружились математические способности. Впоследствии он говорил, что научился раньше считать, а потом говорить. Отец Карла был водопроводчиком и по поручению городских властей часто производил различные арифметические расчеты. Однажды он вслух выполнял расчеты и, дойдя до конца расчетов, услышал замечание трехлетнего Карла: «Папа, вычисления неверны. Должно быть …». Карл назвал результат. Проверка показала, что число, названное мальчиком, было правильным. В школе быстро обнаружились математические способности Карла. Известен случай из его школьной жизни. Как-то ребята очень расшалились, и чтобы их чем-то занять, учитель предложил им сосчитать сумму 100 чисел, первое из которых 81297, а каждое следующее на 198 больше предыдущего. Думая, что это займет много времени, он занялся другими делами. Дети действительно считали около часа, и никто, кроме Гаусса не дал правильного ответа. Как только учитель кончил писать задание, Гаусс положил свою грифельную доску ему на стол. После этого учитель сказал, что он не сможет ничему больше научить Гаусса. Впоследствии он стал великим математиком, а в возрасте 62 лет он изучил русский язык и всю переписку с Петербургской академией вел на русском языке. Уже при жизни его называли королем математиков. Труды Гаусса не потеряли своего значения и сегодня.
200 баллов 19слайд
«Математик должен быть поэтом в душе» /Ковалевская/
Софья Васильевна Ковалевская — первая русская женщина-математик родилась в 1850г. В семье богатого помещика генерал — лейтенанта Корвин — Круковского. Большое влияние на Софью оказал ее дядя. Он не был математиком, но прочитал много математических книг, и его увлеченность передалась и племяннице. Математика казалась Софье таинственной наукой, открывающей свои тайны только посвященным в нее людям. С математикой, а именно с лекциями по диофантовым и интегральным исчислениям она познакомилась по листам книги, которыми была оклеена ее детская комната. Она любила подолгу рассматривать листы этой книги и любимым ее занятием было находить страницы, следующие за прочитанной. Впоследствии Софья Васильевна стала первой в мире женщиной — профессором. Научные исследования принесли ей мировую славу.
300 баллов 20 слайд
«Математику уже затем учить следует, что она в порядок ум приводит»? / ЛОМОНОСОВ/ Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765г., гениальный русский ученый, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил в мировой науке. Родился в семье крестьянина, а в 1730 году пришел пешком в Москву, где получал образование. Затем продолжал образование в Петербурге, в Германии, изучал философию, физику, химию. Публикует свои работы, в 1745г. назначается академиком Петербургской академии наук. Самый главный университет в России и в настоящее время носит имя М. В. Ломоносова — это МГУ.
400 баллов 21слайд
«Математика — это язык, на котором говорят все точные науки»? /Лобачевский/
Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде (ныне г.Горький) в семье мелкого чиновника, но в семилетнем возрасте он лишился отца. В 1802г. он был зачислен в Казанскую гимназию на казенное содержание. Успехи Николая по математике были феноменальными, и уже в 14 лет он был подготовлен для поступления в университет и в 1807 г. был зачислен в Казанский университет. В возрасте 18 лет Лобачевский получил степень магистра, а в 23 года ему было присвоено звание профессора. Главным его достижением является открытие новой неевклидовой геометрии. Это открытие повлекло за собой ряд новых открытий мирового масштаба. Человечество знает Лобачевского как ученого, который открыл и доказал новую геометрию, которая так и называется геометрия Лобачевского.
500 баллов 22 слайд
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии? /А.С.Пушкин/
Человек, знаменитый на весь мир, сказавший эту фразу, не был математиком, но он Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель, он прожил всего лишь 38 лет, но, сколько он успел сделать за эти годы! Мы с детства знаем его сказки, стихи, поэмы, любим их читать.
5категория «Смекалка»
100баллов слайд 23
От куска материи в 200м каждый день отрезали по 20м. Через сколько дней отрезали последний
кусок ?(через 9)
200баллов слайд 24
Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2рубля)
300баллов слайд 25
Полный бидон весит 30кг, наполненный наполовину – 15,5кг. Сколько весит пустой бидон? (1 кг)
400баллов слайд 26
На озере росли лилии, каждый день их число удваивалось, на 20 день заросло все озеро. Когда заросла половина озера? (19 день)
500баллов слайд 27
Лошадь съедает копну сена за 2 суток, корова — за 3 суток, овца — за 6 суток. За какое время съедят копну сена лошадь, корова и овца вместе?
(1/2 + 1/3 + 1/6=1 сутки).
Подведение итогов, награждение победителей .