Конспект урока по Математике «Сложение, вычитание десятичных дробей» 5 класс

МОУ «СОШ №119» с углубленным изучением отдельных предметов

Авиастроительного района г.Казани













Открытый урок по теме:







«Сложение, вычитание десятичных дробей» (5 класс)

Урок – соревнование, как повышение качества по предмету математики (семинар учителей математики г.Казани)











Подготовил: учитель математики

Золотарёва Л.Д.















Казань — 2009



Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель: Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; развитие логического мышления, математической речи; углубление полученных знаний и навыков в решении задач; развитие творческих способностей.

Тип урока: Урок контроля знаний, закрепления и совершенствование знаний.

Форма проведения: Урок- соревнование, как защита оценки.

Девиз урока: Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные».

Базовая модель урока направлена на развитие творческих способностей и имеет структуру:

  1. Разминка – психологический тренинг.

  2. Развитие психических механизмов, внимания, памяти, воображения.

  3. Выполнение развивающих задач.

  4. Решение творческих задач.

Наглядность: плакаты, карточки, девиз урока, раздаточный материал, тесты.

Вступительное слово учителя: психологический тренинг.

а. на глубокий вдох вытянуть вперед руки ладонями вверх, задержать дыхание на 2-3 минуты, сосредоточить внимание на середине ладоней и почувствовать тепло. Медленно выдохнуть. Повторить тренинг.

б. рисуем обеими руками: правой – окружность, левой – квадрат.

в. сидя за партой движением глаз нарисовать дату.

Открыть тетради, написать сегодняшнее число и классная работа.

Сегодня чувствительный день – День влюбленных, нужно быть особенно внимательным, добрым и заботливым.

Мы проведем урок – соревнование: учитель – ученики класса. Ответ на оценку «4» и «5» — балл ученикам класса, ответ на оценку «3», неуверенный и колеблющийся ответ или отсутствие ответа – балл учителю.

Счет ведет завуч школы, уважаемая, Александра Петровна.

I.

Начинаем с устного блиц — опроса:

  1. У стола четыре угла, один отпилили. Сколько углов осталось у стола?

— Какая третья буква в слове «дробь»?

— Что мы слышим в начале урока?

— Сколько существует цифр? Можно ли их считать натуральными числами?

— Чему равно произведение всех цифр?

Александра Петровна объявляет результат соревнования.

  1. На цветных карточках с цифрами:

— перечислить закономерности, собрав карточки вопросы?

— какие цифры и сколько – желтого, красного, зеленого, синего цветов?

II.

Девиз урока: «Знание имей отличные по теме: «Дроби десятичные».

  1. Карточки перевода обыкновенных дробей в десятичные (10 шт.) — как не сделать ошибку при написании десятичных дробей?

  2. Тест №1.Графический диктант. Верно ли что:

А) 1/4 = 0,25

Б) 61/10000 = 0, 061

В) десятичная дробь не изменится, если приписать справа несколько нулей

Г) не всякое натуральное число можно записать в виде десятичной дроби.

Д) 8,287>8,087

Е) Дробь 3,1456 содержит шесть тысячных долей в дробной части.

Александра Петровна объявляет результаты соревнования.

А теперь интересно посмотреть ваше домашнее творческое задание – миниатюру «Десятичная запись дробных чисел». (участники показывают свои сценки)

Правильно, ребята, известно, что запятая в русском языке имеет важное значение. От расстановки запятых в предложении можно изменить его смысл. Например: казнить, нельзя помиловать или казнить нельзя, помиловать. В математики от положения запятой зависит верно или неверно равенство. Например:

а) 32 + 18 = 5

б) 7,36 – 336 = 4

в) 48 + 22 = 7

г) 63 — 27 = 60

д) 3 + 108 = 4,08

е) 945 – 545 = 4

Найти значение выражения:

(0,5 – ½)(13 – 2,46 + 3,54)

III.

Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах и коньках, игре на пианино и фортепьяно. Всему этому можно научиться. «Если Вы хотите научится плавать, то смело входите в воду, а если научится решать задачи, то решайте их» — советовал учащимся известный математик Джорж Пойа в своей книге «Как решить задачу».

Решение любой, достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Проверим?

  1. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Такой же бидон, наполовину наполненный молоком, весит 18,5 кг. Сколько весит один бидон?

(записать в тетради способ, который понравился)

Какой способ рациональнее? А какой красивее?

Три неразлучных друга Винни – Пух (А), Кролик (В) и Пятачок (С) решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг. Была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни – Пух взвесился сначала с Кроликом – получилось 23,5 кг., затем с Пятачком, получилось – 23,5 кг., а затем они взвесились все вместе, получилось – 26,7 кг. Каков вес каждого из них?

Решили Винни – Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек меда за 24 рубля. У Винни – Пуха с Кроликом было 20,6 рубля, у Винни – Пуха с Пятачком – 12,9 рубля, а у Кролика с Пятачком – 18,5 рубля. Смогут ли они купить горшочек с мёдом? Сколько денег у каждого из них?

3) Тест №29, тест №30 по книжечкам 314131, 412413.

Пока Александра Петровна подсчитывает общий результата, решаем

4) №1198 (желающие показать решение на доске по одному ученику с каждого ряда)

5) Отгадай пословицу:

1 Вариант

  1. 1,4 + 0,6

  2. 2 – 1,7

  3. 0,3 +1,2

  4. 0,36 +1,2

  5. 0,4 + 0,96

  6. 1,36 – 0,2

  7. 1,16 – 0,5

  8. 0,58 +50

  9. 29 – 27,84

  10. 1,16 – 0,86

2 Вариант

  1. 2,6 + 0,4

  2. 3 – 2,8

  3. 0,2 + 1,8

  4. 0,36 – 0,33

  5. 0,03 + 0,97

  6. 1 – 0,1

  7. 0,9 – 0,5

  8. 0,45 + 0,9

  9. 1,05 +0,95

  10. 0,36 + 50

Для 1 Варианта:

0,66

1,5

0,4

2

1,16

1,36

0,3

50,58

д

н

ч

к

л

и

о

е



Для 2 Варианта:

0,2

0,03

1,35

50,36

0,4

0,9

3

2

1

у

я

е

о

м

с

г

л

й



IV.

Итог урока.

Значение десятичных дробей в жизни велико. С их помощью возводят мосты, шьют одежду, определяют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют доли секунд, в фигурном катании и гимнастике десятые доли баллов.



Домашнее задание:

  1. Найти сумму двадцати чисел: 0,1 + 0,2 + 0,3 + … + 1,8 +1,9 + 2

  2. Расшифровать сумка

+

___сумка_____

багаж

  1. Приготовить игру – лото из 12 примеров на сложение и вычитание десятичных дробей.

Александра Петровна объявляет общий результат урока – соревнования.







Свежие документы:  Самостоятельная работа "Решение текстовых задач (В1)" 10-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: