Муниципальное образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ртищево Саратовской области»
Конспект внеклассного мероприятия
в 3 классе
« Я-гражданин России»
Подготовила
учитель начальных классов
Флимина Жанна Борисовна
2014.уч.
Кружок по проектной деятельности
Тема: « Я – гражданин России»
Цель:
воспитание духовно – нравственных качеств, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса.
Задачи:
1. — сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о важнейших законах; о правах и обязанностях гражданина России;
— мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
— воспитывать уважение к защитникам Родины;
— развивать умение отвечать за свои поступки.
2.- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
— сформировать представления о правилах поведения;
— воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
— развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
3. — сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
— сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
— развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
— формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещами.
Обучающие: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; овладение технологией работы в парах.
Развивающие: развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга, воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, информации в различных видах деятельности (индивидуальный, групповой, фронтальный), проблемная дискуссия, рефлексия.
Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, технология творческого развития, технология деловой игры, технология развития критического мышления, технология развития рефлексивного мышления.
Ход.
1.Орг. момент.
— Добрый день!
— Сегодня прекрасный день!
-Я, рада вас всех видеть.
Давайте встанем все вкруг и возьмитесь все за руки.
Чтобы дело спорилось, нужно, чтобы каждый друг другу помогал, сопереживал, поддерживал.
Вы будете дружными? (Да)
Будете помогать друг другу. (Да)
А, может быть, кто-то знает пословицы о дружбе.
-Дружба любит дело.
-За дружбу дружбой платят.
-Для дорогого друга- ворота настежь.
— Не бросай друга в несчастье.
Молодцы!
-Вы знаете пословицы о дружбе, которые сегодня помогут хорошо поработать, много узнать и многому научиться.
— Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь определить ключевое слово?
Кто по улице идёт?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе – слесарь он,
В яслях – он родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому – то сын и внук.
Для кого –то близкий друг.
Он мечтатель в дни весны.
Он защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
( ответы детей – гражданин)
— Кто это? ( мы)
-Это люди, которые живут в нашей стране. Это все мы.
— Объясните значение этого слово – гражданин? ( Кто-то смотрел в толковом словаре или интернете)
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями.
-У каждого есть права и обязанности, что же граждане должны?
— Соотнесите фразы.
( Работа в парах.)
( на листочках – знать- права, выполнять – обязанности, любить – свою Родину, охранять – территорию, беречь – природу, гордиться – культурой, языком, приумножать – богатства)
— Если каждый гражданин будет выполнять всё это, то в каком государстве он будет жить. ( В мирном государстве, хорошем государстве)
— Ребята, сегодня мы и будем строить идеальное государство. Плакат.
Послушайте легенду:
-Давным – давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: воровать, убивать, оскорблять. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, убивать, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! Государство Можно пришло в упадок. Тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок и все были счастливы. Почему?
(Жители стали жить по законам)
— Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.
(ЯЦИУТИОКСТН) -конституция.
— Конституция — в переводе с латинского языка обозначает «установление».
-Конституция – это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, прав и обязанности граждан. Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.
-Как вы понимаете слова « права», « обязанности»?
( Права- это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности- это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
-Вспомните, какие права имеют граждане нашей страны?
1. Право на жизнь.
2. Право на свободу.
3. Право на личную неприкосновенность.
4. Право на труд.
5. Право на отдых.
6. Право на свободу слова.
7. Право на образование.
8. Право на медицинское обслуживание. Плакат.
— В 18 лет у вас появится ещё одно гражданское право, Вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может кто-нибудь из вас станет депутатом или мэром.
— Граждане нашей страны имеют не только права, но и должны выполнять обязанности? ( не зависимо от своего желания)
-Какие обязанности на ваш взгляд должен выполнять гражданин?
-Давайте с некоторыми из них познакомимся:
1.Соблюдать Конституцию и законы России.
2.Уважать права и свободу других людей.
3. Защищать Отечество.
4. Платить налоги.
5.Заботиться о детях, их воспитании..
6.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Плакат.
— Обязанности для школьников прописаны в правилах для учащихся — в Уставе школы. Назовите известные вам.
1. Прилежно учиться.
2.Выполнять требования учителя, дежурных .
3. Соблюдать технику безопасности
4.Придерживаться правил культурного поведения. Уважать права других. (плакат)
-А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться государственным символам страны. Что такое « символы»?
( Символы – это условные знаки или изображения.)
— Какие государственные символы вы знаете? (Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн)
— Расскажет о гербе…
( Рассказывает подготовленный ученик)
— Герб- это отличительный знак. На гербе мы видим золотого двуглавого орла. Две головы символизируют единство страны: одна как бы смотрит одновременно на запад и на восток. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр- это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава- золотой шар с крестом наверху. Знаки напоминают о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. Георгий Победоносец-покровитель воинов, защитник Отечества. Плакат.
— Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто.
— Где Государственный Герб изображён? ( на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах, печатях, флагах)
О Государственном флаге нам расскажет –…
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней – белого цвета, средней — синего, нижней — красного цветов.
Что же означают цвета флага России?
красный цвет — силу, мужество и кровь, пролитую за Родину, синий – правду, верность и веру, белый – это цвет свободы и независимости, цвет мира и доброй воли.Плакат
-Где можно увидеть государственный флагРоссии. (на здании школы, над зданием администрации Президента, флаг РФ на жилых домах в дни государственных праздников)
— Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времён существовали торжественные песнопения. В песнях славилась красота родной земли, её богатства, подвиги героев.
— Сейчас нам расскажет что же такое Государственный Гимн –…
-Гимн- это торжественная песня. Государственный Гимн исполняется в особых случаях: в случае победы на соревнованиях, тем самым выражает уважение к стране, в дни торжества. Во время исполнения гимна все присутствующие встают и мужчины снимают головной убор. В соответствии с Федеральным конституционным законом « О государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку Георгия Александрова и стихи Сергея Владимировича Михалкова. Плакат.
— Исполним Государственный Гимн России. (музыка)
Какое чувство вы испытываете когда исполняете Государственный Гимн? ( в наших сердцах чувство гордости)
-Какой город является «сердцем России»?
(Москва)
-Что такое столица? ( Ответы) Плакат
Столица-главный город государства, как правило, место пребывания правительства.
— Как называется человек, который правит страной?
(президент)
— Кто является президентом нашей страны?
(В. В. Путин) Плакат.
— Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину.
-Ребята, очень много пословиц о великой России.
У вас на листочках написаны пословицы, объясните их в группах.
Музыка «Ветер перемен»
( -Всякому мила – своя сторона.
— Родина – мать, умей за неё постоять.
-Нет в мире краше – Родины нашей.
-Родина краше солнца, дороже золота.
— На чужой стороне и весна не красна.)
— Сейчас нам прочитает стихотворение о великой России…
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой
Какие же ассоциации у вас со словом Россия?
Попробуем выразить с помощью четверостишия, которое вы, напишите сами.
— На столе у вас памятки по составлению синквейна, работаем в парах.
( зачитываем четверостишие) Плакат.
Россия
Огромная, свободная
Защищать, любить, выполнять
Велика земля, и везде солнышко
Матушка
Р- родная, решительная
О – одна, огромная.
С – сильная, славная.
С – смелая, свободная.
И – искусная, историческая.
Я – ясная, яркая.
Рефлексия. ( Группа Непоседы« Мы, дети России»)
Ребята, давайте встанем в круг и каждый из вас скажет, что значит быть гражданином России.
( беречь, охранять, защищать, приумножать богатства, выполнять обязанности, соблюдать права)
Советы от друзей вашего класса:
-Находите время для размышлений – это источник силы.
-Находите время для мечты – это путь к звёздам.
-Находите время для дружбы – это условие счастья.
-Живите осознанно во времени и находите время для важных дел.
-И помните.
-Если я гореть не буду
-Если ты гореть не будешь.
-Если мы гореть не будем.
Вместе: Кто тогда рассеет тьму?
-Не жди перемен.
-А сам старайся всё изменить.
— Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. И тогда действительно будет идеальное государство. Хотелось бы наш разговор закончить словами великого русского поэта Я надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.
Приятно чувствовать себя уверенным человеком и быть гражданином идеального государства. Расправьте плечи, и с гордостью скажите: « Я- гражданин России!» (фото ребят)
Спасибо, ребята за совместную работу.
Список использованной литературы
1. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: Русское слово, 2007.
2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2002,
3. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. – М.: ГИЦ «Владос», 2002.
4.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал «История и обществознание в школе». 2002. № 4.
5.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское образование в школах Москвы //журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». 2003. № 9.
6.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы // журнал «Основы государства и права». 2003. № 6
7.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал «Основы государства и права».
2007. № 2.
8.Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б., Галанцева И.А. О перспективах гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы // журнал «Основы государства и права». 2003. № 5
9.Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК «Я – гражданин России». – М.: Экзамен, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://cipv.ru/pages.php?pageid=4390