Опыт проведения интегрированных занятий с использованием интерактивных методов обучения с учащимися начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №8» г. Сафоново

Смоленской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ДОД Центр детского творчества

г. Сафоново Смоленской области








Опыт проведения интегрированных занятий

с использованием интерактивных методов обучения

с учащимися начальных классов














Подготовили:

учитель-логопед Верба Алла Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Великанова Татьяна Николаевна















2014 год




Опыт проведения интегрированных занятий

с использованием интерактивных методов обучения

с учащимися начальных классов





На земле очень много профессий

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии — нежная песня,

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в 21-й наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас человек.





На страницах специальной печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани XX и XXI веков, — децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в 1-й класс дети имеют ограниченный словарный запас, неразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Оно также не способны работать по инструкции учителя. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда – необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Меняются и функции всех педагогических работников. В процессе интеграции России в общеевропейском образовательном пространстве необходимо расширение профессионального признания, способности использования интерактивных методов обучения как средства формирования ключевых компетенций.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации деятельности учащихся в ходе занятий, поисков путей решения возникающих проблем.

Интерактивные методы, по сравнению с пассивными и активными методами, ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивные упражнения и задания способствуют не только закреплению изученного материала, но и изучению нового. Положительным моментом интерактивного взаимодействия являются:

  • возможность каждого ученика иметь свою точку зрения по изучаемой теме;

  • наличие диалога между участниками процесса, что способствует формированию умения слушать и слышать друг друга, оказывать помощь друг другу;

  • создание ситуации успеха;

  • самостоятельная познавательная деятельность учеников;

  • рефлексия;

  • возможность сотрудничества с педагогами различных учебных дисциплин или педагогами разных школ.

Последний факт приобретает особую важность, т. к. современным детям трудно долгое время сосредотачиваться на одном виде деятельности. А именно на интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно — воспитательные задачи.

Интегрированные занятия в практике учителей-логопедов возможны, если сотрудничать с педагогами различных учебных дисциплин. В нашем случае мы решили объединить детей, посещающих творческое объединение «Начальное конструирование» с группой учащихся 1-х классов, занимающихся внеурочной деятельностью (кружок «Азбука загадок»), который ведёт учитель-логопед школьного логопункта. Это оказалось возможным, т. к. мы приняли за основу тематическую модель интеграции, при которой берётся единая лексическая тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы.

Таким образом, мы нашли общие моменты в деятельности педагога дополнительного образования и учителя-логопеда, занимающегося с учащимися внеурочной деятельностью, и определили для себя общую цель и общие задачи нашего взаимодействия.

Цель: создание условий для развития личности обучающихся посредством групповой работы с применением метода интерактивного обучения.

Задачи:

  • создать условия для саморазвития учащихся;

  • способствовать расширению кругозора детей по изучаемой теме и, следовательно, их словарного запаса;

  • пробуждать любознательность и интерес к теме;

  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

  • вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность;

  • воспитывать творческую активность, уважение к труду и людям труда, чувство гражданственности;

  • развивать у учащихся умение самоконтроля.

Подобные занятия мы проводим уже второй год и заметили, что дети быстрее усваивают новый материал. Ранее мы применяли метод «мозгового штурма», метод проектов на тему «Сказка за сказкой», игровые методики разных типов: ролевые и имитационные.

Теперь же для итогового интегрированного занятия на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» мы решили использовать интерактивную технологию «Карусель»

Предварительная работа учителя-логопеда заключалась в анкетировании детей на знание рабочих профессий и проведении двух занятий по отгадыванию загадок на эту же тему. Предварительная работа педагога дополнительного образования заключалась:

    1. в анкетировании по выявлению знаний о профессиях и видах технических объектов. Дети назвали много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно;

2. в проведении 8-и занятий на тему «Автоконструирование», на котором учащиеся знакомились с историей и современном уровне развития техники, а также приобретали знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомились с технической терминологией. Дети учились работать с ножницами, циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели. Также отгадывались загадки на тему «Профессии».



Структура проведения занятия:

1. Подготовка занятия

Педагоги произвели подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия (метод «Карусель»), которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, их возраст, интересы, временные рамки проведения занятия, проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия;

  • подготовлены раздаточные материалы;

  • обеспечено техническое оборудование;

  • определены основные вопросы, их последовательность;

  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить;

  • обозначение перспективы реализации полученных знаний;

  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к возрасту учащихся;

  • использование иллюстраций и символов.


2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

Один из учеников рассказывает выученное ранее стихотворение:

Я не знаю пока, кем я стану

И куда я работать пойду.

То мне хочется стать капитаном,

То командовать башенным краном,

То возить на машине руду.

Я хочу быть шофёром, актёром,

Взрывником и электромонтёром,

А ещё маляром, кузнецом

И всемирно известным певцом.

Сколько в мире различных профессий,

Необычных и важных работ!

И бурильщиком быть интересно,

И водить грузовой самолёт.

Я позднее решу, кем я буду.

Сколько разного в мире всего!

Не люблю только мыть я посуду

И не делать совсем ничего.

Учитель: «Человек рождается 2 раза, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребёнок и только начинает что-то понимать, мать берёт его ладошки и показывает на них 2 извилинки. Буква «М» по-голландски означает «человек», а если перевернуть её – получается латинскоя «W», что означает – работа. Человек и работа. Человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни своё признание».

Далее:

участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

педагог информирует участников о правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

нужно представить участников, т. к. занятие межгрупповое и междисциплинарное;

необходимо добиться однозначного понимания терминов, понятий, что сформирует у обучающихся установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова.


Примерные правила работы в группе:

  • быть активным.

  • уважать мнение участников.

  • быть доброжелательным.

  • быть пунктуальным, ответственным.

  • не перебивать.

  • быть открытым для взаимодействия.

  • быть заинтересованным.

  • стремится найти истину.

  • придерживаться регламента.

  • креативность.

  • уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия: технология «Карусель». Детям такой вид работы очень понравился. Образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, обращённые лицами к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, учащиеся успевают проговорить за считанные минуты несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлечённо беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

У детей внутреннего круга в руках модели автомобилей, изготовленные из бумаги самостоятельно на занятиях творческого объединения «Начальное конструирование». Это трактор, экскаватор, каток, самосвал, бульдозер, подъёмный кран. Они задают детям внешнего круга вопросы:

  • как называется эта модель техники;

  • его назначение;

  • кто ею управляет и название соответствующей профессии.

Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями, после этого дети внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру и их диалоги повторяются, пока каждый участник не сделает круг.

Далее роли меняются: дети внешнего круга задают загадки о рабочих профессиях детям внутреннего круга.

Если при анкетировании дети называли много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно, то во время игры они уже с лёгкостью называли профессию, связанную с определённой технической моделью, и с удовольствием общались друг с другом. Особенно важным было для них общение со сверстниками, т. к. каждый из них в определённый момент был маленьким учителем.

4. Выводы (рефлексия)

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что произвело на вас наибольшее впечатление?

  • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, что мешало?

  • есть ли что-нибудь, что удивило вас в процессе занятия?

  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

  • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?

  • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Педагог обобщает всё сказанное и произносит итоговые слова: «Время летит незаметно, об этом знают все родители. Некоторые из них уже сейчас думают: кем станут их дети, какую профессию выберут? Вопрос этот очень сложный. В мире не 10, не 100 и даже 1000 профессий, а больше. Может быть и вы, ребята, решите связать свою судьбу с трудовыми профессиями. Именно они способствуют развитию и процветанию нашей страны».

Взаимодействие двух педагогов можно представить в виде структурно-логической схемы.

Развивать творческое мышление

Развитие

познаватель-

ной

активности


Развитие

логического

мышления




Выработка

единых

требований

к речи детей


Взаимопосе-

щение занятий





Развитие коммуника-

тивных

умений

навыков

Консульта-

ции

логопеда






Формирова-

ние умения

отгадывать

загадки

Расширение

объёма слу-

хового внимания


памяти



Обогащение и развитие

словаря





Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.






Список используемой литературы:



  1. Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982.

  2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Крулехт М.В. Методическое пособие для педагогов ДОУ / М.В. Крулехт, А.А. Крулехт. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004. – 112 с.

  4. Кукушин В.С.  Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «Март», 2005. – 368 с.





Используемые материалы и Интернет — ресурсы


1. ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы

2. https://nestandartno.ru








Свежие документы:  Исследовательская работа в начальной школе «Изучение влияния веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья» 2 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: