Современный урок с точки зрения здоровьесберегающих технологий

Современный урок с точки зрения здоровьесберегающих технологий

Баженова Нина Васильевна

Введение

Современная жизнь школы – это жизнь, наполненная неотложными, требующими обязательного разрешения проблемами.
Время диктует свои условия. Неблагополучная экологическая обстановка, многочисленные стрессовые ситуации, быстрорастущий техногенный фон создают у многих детей проблемы со здоровьем, лишают семейной гармонии и тепла. Отсюда их неуспеваемость, неуравновешенность характера, отчужденность от внешнего мира.
С такими школьниками работать сложно. Однообразие, невнимание со стороны взрослых порождает в них скуку, ребятам не хочется работать не уроке, неинтересно, порой апатичное настроение не пересилить из-за плохого самочувствия. Поэтому необходимо внедрять целую систему здоровьесберегающих технологий.
Ноосферное образование – это и есть такая система.
Это одна из первых технологий, которая основана на всеобщих законах мира и общих законах человеческого общества. Она помогает нормализовать и сбалансировать свой внутренний мир, не декларативно, а фактически формирует целостное мышление каждого ученика.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Важнейшую роль в формировании будущего человечества, его мировоззренческих позиций играет образование. Человек должен претворить в жизнь те огромные потенциалы, которые заложены в нем природой. Этому надо учить. Надо помочь человеку найти самого себя. Систему подготовки человека к жизни и трудовой деятельности (воспитание и обучение) принято называть образованием.
Образование – способ ориентации общества на качественные людские ресурсы. Система образования обеспечивает передачу знаний, умений и навыков от поколения к поколению.
Моя цель состоит в том, чтобы выбрать такой способ (метод) преподавания математики на уроках, который строился бы на личной включенности ученика в познавательный процесс через всевозможные каналы восприятия.
По форме REAL – методика – релаксационно — активная, в которой этапы релаксации (накопление информации) чередуются с этапами активности (логика, анализ, структурирование информации).
В момент релаксации работает правое полушарие головного мозга, а в момент активности – левое полушарие головного мозга.
Взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате обеспечивает идеальную работу структур мозга и идеальное физическое самочувствие учащихся.
В учебу включена душа, тело и мозг посредством снятия стресса и подключения разнообразных центров удовольствия.
— Учеба проводится к улучшению самочувствия, т.к. при спокойной атмосфере учащиеся испытывают удовольствие от работы.
— Накопление информации происходит систематическим повторением и активизируется. Во время занятий активизация и осмысление накопленного материала происходит в течение релаксационного курса.
Методические приемы работы по REAL – методике соответствуют этапам восприятия информации.
I – этап – является репрезентация информации.
II –этап – восприятие информации
III – этап – переработка информации
IY – этап – представление в слове
Y – этап – архивирование информации (Система этапов познания Ж. Пиаже)
В REAL – методике приобретаются навыки работы с образом – выбор, представление, рисование, структурирования информации и размещение ее в образе. Предстоит решить задачу новой структуры урока: выделить информационный блок материала для возможной работы в состоянии релаксации, а также блок материала для активной части.
Структура урока в REAL- методике:
1. Проверка д/з; или работа с ранее изученным материалом (5 мин) – Этап активности.
2. Изучение новой темы; введение нового материала (10 мин) – этап релаксации.
3. Обсуждение, рисование, работа по новому материалу (15 мин) – этап активности.
4. Работа с учебником, текстом (5 мин) – этап релаксации.
5. Аналитическая работа (10 мин) – этап активности.

Свежие документы:  Психологический тренинг для старшеклассников «Всё в твоих руках»

REAL- методика воспитывает принятие ответственности за каждый акт выбора. При этом воспитательная функция методики — это не формальное запоминание, а личный творческий поиск. При этом учащемуся прививается трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора.
Критерием эффективности данной методики является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение курса.
Наиболее успешно овладевают методом образного мышления учащиеся школьного возраста. Им нравятся такие уроки, поскольку это естественный для человека путь мышления.
Рассмотрим схему урока в той части, которая касается изучения нового материала. В описании присутствуют те рабочие этапы, что приняты традиционной педагогикой.
I. Приобретение знаний.
II. Формирование умения использовать знания.
III. Закрепление навыка использования знаний.
Каждому этапу соответствует определенная часть урока.
I этап: приобретение знаний (I, II) – проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией. Время этапа 10 минут.
II этап: формирование умений использовать знания (III, VI) проходит в состоянии активности (азарта). Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа 10- 15 минут.
III этап: закрепление навыка использования знания (VII, VIII). Во время этого этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10- 15 минут.
Домашнее задание является продолжением III этапа.
Опыт показывает, что учащиеся любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему или «одухотворить» образ.
В данной методике обязательно используются три указанных этапа. Они физиологически, психологически и методически необходимы и неизбежны.
Из приведенной схемы урока видно, что не менее 5 – 6 раз за 45 минут происходит повторение нового материала. При каждом повторе происходит активизация того или иного канала восприятия.
Участие каждого ребенка во всех видах деятельности, которые дают детям возможность активно использовать все органы чувств, позволяет всем учащимся, независимо от их способностей и психологического типа, усвоить материал урока.
Дети с разным темпераментом по – разному воспринимают учебный материал, поэтому варьируем тембр, тон и темп в течение урока. Обучение соответственно типам темперамента является одним из факторов комфортности образовательного процесса, результатом которого является эмоциональная стабильность, отсутствие стресса, а значит и эмоциональное здоровье.

Свежие документы:  Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"


Заключение.


Работая по системе ноосферного образования, используя REAL- методику, я поняла, что нет трудных детей и подростков, есть ребята, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Каждый входящий в класс ученик интересен. Именно к нему обращено улыбающееся лицо учителя.
В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И от того, какую жизненную позицию займет он в школе, будет зависеть его жизненная позиция после школы. Качество Человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит ее становление. Необходимо воспитать человека, обладающего планетарным сознанием.
В руках школы – судьба человека.
Вот некоторые истины, над которыми размышляю.
                                              Дети учатся тому, с чем сталкиваются в жизни.
                                              Если ребенка критикуют, он учится проклинать.
                                              Если к нему относятся враждебно, он учится бороться и враждовать.
                                              Если над ребенком смеются, он учиться быть застенчивым.
                                              Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
                                              Если к ребенку относятся с терпимостью, он учится быть терпеливым.
                                              Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
                                              Если ребенка хвалят, он учится ценить хорошее.
                                              Если с ребенком поступают справедливо, он учится справедливости.
                                              Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
                                              Если ребенка одобряют, он учится любить себя.
                                              Если ребенка принимают и с ним дружат, то он учится находить любовь в этом мире.

Свежие документы:  Консультация для родителей 1-ой подготовительной логопедической группы

 



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: