Доклад на тему «Инновации в учебном процессе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

имени Героя Советского Союза Зои Ивановны Парфеновой

Учредитель – ОО и МП

администрации г.Алатыря Чувашской Республики















Доклад на тему:

«Инновации в учебном процессе»






















подготовила

учитель начальных классов

Киляшова Надежда Кирилловна



г. Алатырь

2013


Инновации в учебном процессе.

Какое гордое призванье-

Давать другим образованье,

Частицу сердца отдавать,

Пустые ссоры забывать!

Трудиться вовсе не за злата

И бренной славы не искать,

Богатства знаний открывая,

Всегда сначала начинать.

М.В. Тюмина


«Что ты делаешь?» — с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, древний странствующий философ.

В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «Везу тачку», «Зарабатываю на хлеб», «Искупаю грехи», «Строю храм»…

Да, каждый человек руководствуется своими принципами, каждого манят свои мерцающие вдали огни – маяки. С разными целями приходят люди и в профессию. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так призрачны и так труднодостижимы, как в педагогике. В ней не просто состояться. Рутина ежедневных обязанностей, бесконечные уроки в школе и дома, огромная ответственность за жизни и судьбы людей – это лишь отдельные характеристики учительского ремесла хорошо известные каждому обывателю. Но над всем этим, ежедневным и затягивающим, тяжелым и выбивающим из сил, есть вещи совсем другой категории: пытливые и настороженные глаза моих детей, внимающих каждому моему слову, благодарные слова выпускников и их родителей, ощущение легкости и необыкновенного удовольствия от получившегося урока, от неожиданных открытий твоих учеников.

И когда испытываешь подобное, чувствуешь особое удовлетворение: все трудности перестают казаться такими уж непреодолимыми, появляется желание освоить что-то новое, попробовать себя в незнакомых ситуациях.

Сегодня в школе простор для исследований и творчества огромен. Широк и выбор возможностей для совершенствования и демонстрации своего мастерства.

Основным принципом для меня стали слова В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Мои ученики свободно размышляют вслух, не стесняются отстаивать свое мнение, не боятся неправильных ответов. Стремлюсь к тому, чтобы дети сами определяли задачи урока и умели их реализовать в процессе обучения. Какое наслаждение получаешь, когда, осваивая новый материал, учащиеся сами приходят к выводу. Им кажется, что все сделали они сами, и это их радует. Главное — никаких назиданий, нудного принуждения, лишь художественная, научная доработка.

Свежие документы:  Методическая разработка социально-познавательной передачи "Если хочешь быть здоров!"

Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки,

уроки-путешествия, уроки –исследования, урок – театрализация и др.

Постепенно сложилась система работы, направленная на формирование и развитие рефлексивной деятельности младших школьников, на применение отдельных инновационных способов оценивания их учебной деятельности.

Это, прежде всего, самоконтроль, позволяющий ученикам определить этапы работы и их последовательность. «Правильно ли я делаю? Укладываюсь ли я во времени?».

Дети учатся самооценке, используя лесенку знаний. Каждый ученик стремится к концу урока подняться на несколько ступенек выше.

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, — вот что я хочу видеть на своих уроках. Готовясь к каждому уроку, ни на минуту не забываю о том, что главное — увлечь ребят, зажечь огонек любознательности, радости. Поэтому игровая форма — одна из основных на моих занятиях.

Важной, на мой взгляд, является и групповая форма работы, сочетающая в себе хорошую мотивацию к учебной деятельности с большим воспитательным потенциалом и имеющая место на разных этапах урока.

Труд учителя – тяжкий труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы.

В современном обществе важно уметь критически мыслить в условиях работы с большим объемом информации, быть способным к самообразованию.

Сегодняшний уровень развития образования диктует использование компьютерных технологий. Они обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют мне, как и многим моим коллегам, богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков помогают мне цифровые образовательные ресурсы, повышающие интерес ребенка к изучаемому предмету.

Это, прежде всего, мультимедиа-презентации, не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Благодаря им, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать, чувствовать себя значительно раскованней.

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей, на мой взгляд, будет меньше.

При разработке уроков опираюсь и на здоровьесберегающие технологии. Физические и динамические паузы, помогают разнообразить электронные физкультминутки.

Заглянуть в будущее, вообразить нечто, что ученик может создать или получить, помогает проект. Для меня главным открытием было, что с помощью метода проекта раскрывается огромная тема или даже раздел учебного материала. Осуществляется это с помощью постановки основополагающего вопроса, абстрактного, можно сказать «философского». На него не найдешь ответ в учебнике, он возбуждает любопытство, заставляет задуматься. Учебник не может дать всех тех знаний, которые добывают ученики в ходе выполнения проекта. Эта работа достаточно трудная и кропотливая для учащихся начальных классов. Ведь возраст детей накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности. В самом начале пути меня одолевали сомнения: «А справимся ли мы?». Моей целью было попробовать подтолкнуть детей к осознанию того, что вокруг нас много проблем, которые можно решить, научить планировать свои действия сообразно поставленной цели, учиться анализировать, делать выводы. Не скрою, было очень трудно.

Свежие документы:  Сценарий дня смеха

Темы детских проектных работ стараюсь выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей: «Все ли продукты могут быть полезны?», «Почему у моей мамы не было куклы Барби?», «Как сберечь свое здоровье?» и др.

Конечно, проекты, созданные детьми, особенно самые первые далеки от идеала. Но они, на мой взгляд, помогают заинтересовать ребят в том или ином вопросе, вдохновляют их на творческие решения, развивают речь.

Если бы оборудовать рабочее место учителя, это было бы большим подспорьем в работе.


Образовательное пространство – оно необъятно, но главное – это храм Бога, оно святое.

И каждый знает, что в храм надо войти с полной чашей сердечной любви.

В храме ставят свечи.

Улыбки наши – тоже свечи, которые никогда не должны гаснуть в храме Образования. Но мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога. А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться, чтобы энергия улыбки ребенком была принята.

Я желаю всем без исключенья:

Крепкого здоровья, радости, добра!

Больше оптимизма и терпенья,

Пусть завтра будет лучше, чем вчера!

С началом вас, коллеги, нового учебного года!




Список использованной литературы


1. В.Г. Максимов. Педагогика. Чебоксары. Чув. книжное изд-во — 1999





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: