Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Героя Советского Союза Зои Ивановны Парфеновой
Учредитель – ОО и МП
администрации г.Алатыря Чувашской Республики
Доклад на тему:
«Инновации в учебном процессе»
подготовила
учитель начальных классов
Киляшова Надежда Кирилловна
г. Алатырь
2013
Инновации в учебном процессе.
Какое гордое призванье-
Давать другим образованье,
Частицу сердца отдавать,
Пустые ссоры забывать!
Трудиться вовсе не за злата
И бренной славы не искать,
Богатства знаний открывая,
Всегда сначала начинать.
М.В. Тюмина
«Что ты делаешь?» — с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, древний странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «Везу тачку», «Зарабатываю на хлеб», «Искупаю грехи», «Строю храм»…
Да, каждый человек руководствуется своими принципами, каждого манят свои мерцающие вдали огни – маяки. С разными целями приходят люди и в профессию. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так призрачны и так труднодостижимы, как в педагогике. В ней не просто состояться. Рутина ежедневных обязанностей, бесконечные уроки в школе и дома, огромная ответственность за жизни и судьбы людей – это лишь отдельные характеристики учительского ремесла хорошо известные каждому обывателю. Но над всем этим, ежедневным и затягивающим, тяжелым и выбивающим из сил, есть вещи совсем другой категории: пытливые и настороженные глаза моих детей, внимающих каждому моему слову, благодарные слова выпускников и их родителей, ощущение легкости и необыкновенного удовольствия от получившегося урока, от неожиданных открытий твоих учеников.
И когда испытываешь подобное, чувствуешь особое удовлетворение: все трудности перестают казаться такими уж непреодолимыми, появляется желание освоить что-то новое, попробовать себя в незнакомых ситуациях.
Сегодня в школе простор для исследований и творчества огромен. Широк и выбор возможностей для совершенствования и демонстрации своего мастерства.
Основным принципом для меня стали слова В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Мои ученики свободно размышляют вслух, не стесняются отстаивать свое мнение, не боятся неправильных ответов. Стремлюсь к тому, чтобы дети сами определяли задачи урока и умели их реализовать в процессе обучения. Какое наслаждение получаешь, когда, осваивая новый материал, учащиеся сами приходят к выводу. Им кажется, что все сделали они сами, и это их радует. Главное — никаких назиданий, нудного принуждения, лишь художественная, научная доработка.
Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки,
уроки-путешествия, уроки –исследования, урок – театрализация и др.
Постепенно сложилась система работы, направленная на формирование и развитие рефлексивной деятельности младших школьников, на применение отдельных инновационных способов оценивания их учебной деятельности.
Это, прежде всего, самоконтроль, позволяющий ученикам определить этапы работы и их последовательность. «Правильно ли я делаю? Укладываюсь ли я во времени?».
Дети учатся самооценке, используя лесенку знаний. Каждый ученик стремится к концу урока подняться на несколько ступенек выше.
Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, — вот что я хочу видеть на своих уроках. Готовясь к каждому уроку, ни на минуту не забываю о том, что главное — увлечь ребят, зажечь огонек любознательности, радости. Поэтому игровая форма — одна из основных на моих занятиях.
Важной, на мой взгляд, является и групповая форма работы, сочетающая в себе хорошую мотивацию к учебной деятельности с большим воспитательным потенциалом и имеющая место на разных этапах урока.
Труд учителя – тяжкий труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы.
В современном обществе важно уметь критически мыслить в условиях работы с большим объемом информации, быть способным к самообразованию.
Сегодняшний уровень развития образования диктует использование компьютерных технологий. Они обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют мне, как и многим моим коллегам, богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков помогают мне цифровые образовательные ресурсы, повышающие интерес ребенка к изучаемому предмету.
Это, прежде всего, мультимедиа-презентации, не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Благодаря им, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать, чувствовать себя значительно раскованней.
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей, на мой взгляд, будет меньше.
При разработке уроков опираюсь и на здоровьесберегающие технологии. Физические и динамические паузы, помогают разнообразить электронные физкультминутки.
Заглянуть в будущее, вообразить нечто, что ученик может создать или получить, помогает проект. Для меня главным открытием было, что с помощью метода проекта раскрывается огромная тема или даже раздел учебного материала. Осуществляется это с помощью постановки основополагающего вопроса, абстрактного, можно сказать «философского». На него не найдешь ответ в учебнике, он возбуждает любопытство, заставляет задуматься. Учебник не может дать всех тех знаний, которые добывают ученики в ходе выполнения проекта. Эта работа достаточно трудная и кропотливая для учащихся начальных классов. Ведь возраст детей накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности. В самом начале пути меня одолевали сомнения: «А справимся ли мы?». Моей целью было попробовать подтолкнуть детей к осознанию того, что вокруг нас много проблем, которые можно решить, научить планировать свои действия сообразно поставленной цели, учиться анализировать, делать выводы. Не скрою, было очень трудно.
Темы детских проектных работ стараюсь выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей: «Все ли продукты могут быть полезны?», «Почему у моей мамы не было куклы Барби?», «Как сберечь свое здоровье?» и др.
Конечно, проекты, созданные детьми, особенно самые первые далеки от идеала. Но они, на мой взгляд, помогают заинтересовать ребят в том или ином вопросе, вдохновляют их на творческие решения, развивают речь.
Если бы оборудовать рабочее место учителя, это было бы большим подспорьем в работе.
Образовательное пространство – оно необъятно, но главное – это храм Бога, оно святое.
И каждый знает, что в храм надо войти с полной чашей сердечной любви.
В храме ставят свечи.
Улыбки наши – тоже свечи, которые никогда не должны гаснуть в храме Образования. Но мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога. А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться, чтобы энергия улыбки ребенком была принята.
Я желаю всем без исключенья:
Крепкого здоровья, радости, добра!
Больше оптимизма и терпенья,
Пусть завтра будет лучше, чем вчера!
С началом вас, коллеги, нового учебного года!
Список использованной литературы
1. В.Г. Максимов. Педагогика. Чебоксары. Чув. книжное изд-во — 1999