Схема анализа урока
Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
научность — учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
связь с практикой — прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
Эффективность обучения — насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке — отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
Выводы.
выполнение плана урока;
достижение целей урока;
особенно интересное и поучительное на уроке;
что произвело на уроке наибольшее впечатление;
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
оценка урока.
Анализ посещенного урока
«+» | «-» | Примечание | ||
Основные компоненты урока |
|
|
|
|
Формы и методы работы. |
|
|
|
|
Личность |
|
|
|
|
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий) |
|
|
|
2 вариант общей схемы анализа урока.
Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
Организационное начало урока:
готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
подготовленность учащихся — дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
подготовленность классного помещения — чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
Организационная структура урока:
мобилизующее начало урока;
последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
насыщенность урока и темп его проведения и т.д
Анализ содержания учебного материала урока:
обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
соотношение практического и теоретического материала;
связь с жизнью и практикой и т.д.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
обоснование выбора методов обучения;
пути реализации дидактических принципов в обучении;
индивидуализация и дифференциация в обучении;
взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
Деятельность учителя;
научность и доступность изложения новых знаний;
использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
организация закрепления учебного материала;
организация самостоятельной работы учащихся;
проверка и оценка знаний и умений учащихся;
вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
контакт учителя с классом и т.д.
Деятельность учащихся:
подготовка рабочего места;
поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
состояние их устной и письменной речи;
знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
отношение учащихся к учителю;
степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
Выводы:
выполнение плана урока;
достижение целей урока;
особенно интересное и поучительное на уроке;
что произвело на уроке наибольшее впечатление;
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
Как отбирались для урока формы обучения?
Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
оценка рациональности избранной формы опроса,
правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
удалось ли ее реализовать в полной мере,
стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
активное участие в нем всех учеников,
умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
как обращалось внимание на усвоение главного,
на логичность плана ответа,
на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
доступность изложения учебного материала,
выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
оптимальным ли был темп изучения нового,
проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения
При сообщении домашнего задания обратить внимание
оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
прокомментировано ли домашнее задание,
требования к оформлению,
дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока.
Вопросы для итогового анализа | Оценка оптимальности действия учителя | |
1 | Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? | Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач |
2 | Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них? |
|
3 | Как можно оценить избранное содержание урока? |
|
4 | Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля
|
|
5 | Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам? |
|
6 | Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
7 | Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:
|
|
8 | Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
9 | Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников? |
|
10 | Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников? |
|
11 | Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
АНАЛИЗ УРОКА
I. Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
II. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
III. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.
Примерная схема анализа урока
1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.
2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.
3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.
4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
5. Методическое обеспечение урока:
Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.
Методика проведения различных частей урока.
– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:
– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.
8. Общие результаты урока:
выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
IV. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.
Примерная схема анализа урока
1. Тип и структура урока:
– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.
2. Содержание и методика повторения учебного материала:
– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.
3. Работа над новым учебным материалом:
– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
4. Методы обучения:
– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
5. Усвоение нового материала:
– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.
6. Задание на дом:
– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.
7. Характер деятельности учителя:
– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
8. Результаты урока:
– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.
V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
Примерная схема анализа урока
1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание.
2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.
3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.
4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель.
5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.
6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
VI. Анализ воспитательной направленности урока
Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.
Примерная схема анализа урока
1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.
2. Дополнение учебного материала историческими фактами.
3. Формирование мировоззрения на уроке.
4. Формирование нравственных качеств личности.
5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.
8. Влияние личности учителя.
9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.
10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.
VII. Комбинированный анализ
Это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
Примерная схема анализа урока
1. Организация урока: организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы урока.
2. Личностные качества учителя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.
3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели урока; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.
4. Эффективность воспитательной деятельности учителя: нравственная направленность урока; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.
5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.
VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).
Примерная схема анализа урока
1. Своевременность явки учителя на урок.
2. Готовность к началу урока.
3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.
4. Организация класса.
5. Подробный анализ проверки домашнего задания.
6. Методы и дидактические приемы использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.
7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.
8. Качество знаний учащихся.
9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.
10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.
11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.
12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.
13. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.
14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока.
15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.
16. Педагогическое поведение учителя на уроке.
17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.
18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
19. Самообладание и педагогический такт.
20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.
IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Примерная схема анализа урока
1. Организация познавательной деятельности учащихся:
– Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)
Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?
– Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:
– Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?
3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:
– Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
– В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?
4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.
Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Примерная схема анализа урока проблемного типа
1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).
2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.
3. Организационные действия учителя (при необходимости).
4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.
5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.
6. Испоьзованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).
7. Применение проблемных методов.
8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.
9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.
10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.
11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.
12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
13. Владение способами создания проблемных ситуаций.
14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.
15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.
16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.
17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.
18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.
19. Умение учащихся осуществлять логические операции.
20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).
21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.
Приложение № 2
Содержание урока:
Гуманистическая направленность
Системность, связь с предыдущими и последующими уроками
Связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся
Связь с другими предметами
Полнота и доступность по содержанию и объёму
Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитывающим задачам урока, его научно-теоретический уровень
Адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, #закрепления, контроля и оценки ЗУНов;
Эффективность использования наглядных пособий и ТСО;
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися;
Разнообразие форм работы на уроке;
Соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;
Что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т.д.)
(обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведения записей, самоконтроля и т.д.)
Дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
Обучающий и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений
Характеристика уровня знаний и умений учащихся
Умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся
Как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся
(доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя),
Педагогическая культура учителя
Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. *Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.
Тип и структура урока
Содержание и структура урока
Качество знаний учащихся
Методы и приёмы проведения урока
Деятельность учащихся на уроке
Деятельность учителя на уроке
Выводы и предложения по совершенствованию урока
Дата, школа, класс, предмет, количество учащихся по списку, сколько присутствует
Какой урок по расписанию, какой урок предшествовал, какой будет следующий
Какая смена занятий
Где проводится урок: в классе, в кабинете, в лаборатории и т.д.
Обстановка в классе: чистота, освещение, проветрена ли комната, порядок в классе, готовы ли ученики к уроку
Общая реакция учащихся на начало урока (интерес, безразличие, негативизм). Организация учителем начала урока: создание установки на восприятие, осмысление работы. Восприятие им психологического состояния учащихся
Оборудование (подготовлено ли всё необходимое)
Тема урока: правильность и полнота определения целей урока (обучающей, развивающей, воспитывающей), как учащиеся узнали о цели урока
Целесообразность их выбора
Место урока в системе занятий по курсу
Как осуществлялась связь данного урока с предыдущим
Соответствует ли структура данному типу урока, чем вызваны отклонения от структуры
Обеспечение целостности и завершённости урока. Как подведены итоги
Научно-методический уровень урока, его место в формировании мировоззрения
Полнота и чёткость определений понятий, формулировок, законов
Объединение знаний вокруг ключевых идей, выделение главного объекта прочного усвоения
Включение в содержание темы современных достижений науки, техники, раскрытие значения знаний для практики, их применения в быту, на предприятиях, в сфере общественных отношений
Как осуществлялись межпредметные связи, развивались интеллектуальные способности, нравственные, эстетические чувства, трудовые умения учащихся
Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета
Степень самостоятельности мышления учащихся, умения оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять знания в конкретной ситуации
Соответствие использованных методов и приёмов цели и содержанию урока, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе учителя, новаторство
Развитие познавательной активности учащихся, организация самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие учащимся интереса к учению, специфических и общеучебных умений и навыков
Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке
Характер тренировочных упражнений, их вариативность
Методика и эффективность использования на уроке ТСО, наглядности
Повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным. Приёмы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой, коллективной работы школьников на уроке
Закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.
Содержание, дозировка, индивидуализация, дифференциация и оригинальность д/з
Работа по соблюдению единого орфографического режима
Как осуществлялся учёт и оценка знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке оценок. Целесообразность сочетания индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний
Общая реакция на урок. Отношение к предмету, степень устойчивости внимания на разных этапах урока. Отвлечение внимания и его причины. Быстрота переключения внимания с одной задачи на другую. Приёмы, поддерживающие внимание, их эффективность. Как создавались условия, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности (чувство нового, удивление, проблемные ситуации и т.д.)
Причины забывания прошлого материала (слабое усвоение, безразличие к предмету, отсутствие рациональных приёмов запоминания)
Сформированность интеллектуальных умений (умение анализировать и осуществлять синтез, сравнивать, обобщать, делать выводы). Уровень развития мышления учащихся (наглядно действенное, наглядно образное, отвлечённое)
Уровень развития устной и письменной речи учащихся (её содержание, выразительность, образность)
В какие моменты урока в наибольшей мере проявилась волевая активность учащихся: с чем связано проявление эмоций на уроке? Действенность положительных и отрицательных эмоций
Особенность взаимодействия учащихся между собой (помощь и сотрудничество, соревнование, конфронтация)
Восприятие психологического состояния учащихся в течение всего урока
Эффективность общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение установить контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём
Степень организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Общая оценка урока по его результативности: достигнута цель или нет, выполнен ли план; объём и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Чему научил Вас урок?
Рекомендации по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков