Автор: Лантух Ольга Викторовна
Учреждение: ГБС(К)ОУ школа-интернат №1 VI вида г.Ейска
Должность: социальный педагог
ВИКТОРИНА «ГОРОД ПРАВО»
Цели:
Обобщить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.
Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Ход мероприятия:
Как в небе из кромешной тьмы
Живая вспыхнула звезда,
Так в мире звезд возникли мы
Летя навстречу ветру,
Земля несет рассвету
Великие надежды и мечты.
Я верю, человек планету сбережет
И этот человек – ты.
Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы с Вами совершим путешествие в необычный город Право, которого нет ни на одной карте мира, у которого необычные улицы и в котором живут необычные люди.
(входит девочка и читает название города)
Почемучка: Право. Почему Право, а не лево. Пойди и разберись тут.
Ведущая: Ребята! Давайте поможем Почемучке. Скажите, как вы понимаете что означает слово «право». (Ответы уч-ся)
Почемучка: Поняла! Человек не потому имеет право, что он прав. Право – это нечто такое, что тебе положено и никто не может его отнять.
Ведущая: Правильно ты поняла, Почемучка.
Почемучка: А есть ли у Вас права, дети? (Ответы уч-ся)
Ведущая: Конечно есть. Только об этом дети часто и не знают. Эти права заключены в одном документе. Ребята назовите его? (Ответы уч-ся)
Ведущая: А кто знает, что означает слово «конвенция»? (Ответы уч-ся)
Ведущая: На Земле существует много стран и государств. Однажды они собрались вместе и поговорив о детях, приняли определенное соглашение о том, какие права имеет ребенок и написали их в документ, который назвали «конвенция». Правительства многих стран, в том числе и Россия подписали это соглашение и теперь они обязаны соблюдать эти права по отношению к детям. И у нас у всех без исключения есть права. Ни играет роли как выглядит гражданин, девочка это или мальчик, бедный это человек или богатый. Все имеют одинаковые права.
Почемучка: Ребята, а вы знаете какие-нибудь права? (Ответы уч-ся)
Почемучка: Сколько прав и ничего не надо делать.
Ведущая: Но почему же. У вас кроме прав есть и обязанности. Что такое обязанность? (Ответы уч-ся)
Ведущая: А давайте вместе с вами назовем обязанности. (Ответы уч-ся)
Ведущая: Ваши права и обязанности сейчас помещены в Уставе школы, а в дальнейшем, когда вы станете взрослыми, ваши права будут указаны в Конституции – основной закон Российской Федерации.
Ведущая: А давайте прогуляемся по городу. И первая остановка «права литературных героев».
С раннего детства ваши родители знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство, литературу.
Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением этих вопросов о Правах Человека.
О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? (ответы уч-ся)
Ведущая: Следящая наша остановка «Государственная символика»
Какую вы знаете государственную символику? (ответы уч-ся)
Государственный флаг.
— Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета: белый, синий, красный.
— Мне бы очень хотелось бы узнать от вас, что обозначают цвета государственного флага России?
— Что вы знаете о нашем государственном флаге?
Белый цвет – мир, частота, благородство.
Синий – небо, верность, правда, честность.
Красный – храбрость, сила, смелость, неустрашимость.
— Еще одно название нашего флага, вы его можете услышать по телевизору или прочитать в газете. (Триколор).
— Все эти три цвета использовались в народных костюмах. Из белого полотна шились рубахи и вышивались нитками красных и белых цветов, а женщины носили сарафаны красных и синих цветов.
— Когда поднимают флаг?
Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет. Лица, виновные в осквернении Государственного флага несут ответственность перед законом в соответствии с действующим законодательством РФ.
— Назовите день государственного флага России (22 августа).
Государственный гимн.
— Кто является автором музыки гимна нашей Родины? (музыку гимна написал Александр Александров, текст Сергея Михалкова).
А вы знаете, что такое гимн? (гимн – это торжественная песня о красоте и величии Родины).
— В каких случаях исполняется гимн? (Гимн исполняется в особо торжественных случаях на митингах, в случае победы наших спортсменов на соревнованиях и др.)
— Зачем это делают? (выражают уважение к стране, из которой происходит спортсмен).
— Назовите мне строки из гимна?
Государственный герб.
У каждой страны помимо государственного флага, гимна есть ещё и государственный герб. Наша страна не исключение.
Вам будут предложены 2 герба. Вы внимательно их рассмотрите и попробуете определить их.
— Что изображено на гербе?
— Как зовут всадника, изображенного на гербе? (святой Георгий Победоносец)
— Что вы о нем можете рассказать?
Издавна на Руси почитали Святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Юрий и Егор. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, пронзил копьем чудовище и спас девушку. Он пронзил копьем змея, а конь растоптал его. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т.е отличительным знаком России.
— Таким образом, на российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей – символ зла. Всадник, поражающий змея – это символ победы добра над злом.
— Чем необычно изображение орла?
— Две головы орла символизирует единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.
— Почему крылья орла подняты?
— Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Наш современный герб очень древний, ему уже более пятисот лет.
Основной закон страны – Конституция.
— Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.
Президент нашей страны является:
главой государства;
главой правительства РФ;
главой парламента РФ;
Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Парламент России называется:
Советом Федераций;
Федеральным собранием;
Государственной думой;
Верховным советом.
СУДЫ В РОССИИ:
принимают законы;
проводят выборы в стране;
вершат правосудие в России;
являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Ведущая: Следующая остановка: Государственные праздники России.
Какие Вы знаете государственные праздники? (1 января – Новый год, 7 января – Рождество, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства).
Ведущая: Следящая наша остановка «Преступление и наказание»
Уголовное наказание:
— Этот конкурс будет особенно интересным. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы, какие?: ТРУДОВОЙ, СЕМЕЙНЫЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, УГОЛОВНЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ.
Вам необходимо выбрать наказание, которые предусмотрены УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ:
лишение свободы;
ссылка;
ограничение свободы;
предание публичному позору;
штраф;
четвертование;
избиение плетьми;
смертная казнь;
бессрочная каторга;
конфискация имущества.
Возраст:
Любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Вот эти преступления:
убийство (с 14 лет);
причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
разбой (с 14 лет);
вымогательство (с 14 лет);
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет);
кража из квартиры (с 14 лет);
уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет).
Стихотворение о Родине?
Столица нашей Родины? (Москва)
Официальное название нашей Родины?
Подведение итогов.