Конспект урока на тему «Правописание гласных е-и в корнях с чередованием»

Правописание гласных е-и в корнях с чередованием

Цель: познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием и условиями выбора е-и в указанных корнях; формировать умение различать корни с чередованием корни с безударными гласными.


Ход урока


Постановка целей и задач.

Знать: о чередовании гласных е-и в корнях; способы деяние при выборе орфограммы е-и в корнях с чередованием.

Уметь: владеть способом выбора е-и в корнях с чередованием.

Сегодня мы продолжим знакомство с правописание корней с чередующимися гласными.

— Что такое чередование? (замена одного звука другим в однокоренных словах)

— Какие группы корней вы уже знаете?

Работа с флипчартом. Распределите данные корни в зависимости от условия выбора гласной.

Выбор гласной зависит от:


ударения

последующей согласной

суффикса




Лаг-лож, гар-гор, раст-ращ-рос, кас-кос, зар-зор, плав-плов.


Задание 1 группе.

избирать – изберу

запирать – запереть

отдирать – отдеру

замирать – замереть

расстилаться – расстелить

выжигал — выжечь

блистать — блестеть

— В данных прах слов выделите корень.

— Подчеркните гласную в корне слова. Что заметили? Как называется такое явление в русском языке?

— В словах обозначьте суффикс.

— Сделайте вывод о написании е-и в корнях с чередованием. От чего зависит выбор гласной?

Формулировка правила.

Все остальные учащиеся заполняют перфокарту а-о в корнях с чередованием.


Проверка выполнения задания 1 группой (объясняют правило классу)

— В ряде слов ещё «спряталось» имя девочки. Найдёте его? (Ира)

— У этих слов с чередованием есть ещё одна особенность. Может, кто-то догадался? (вид: глаголы с и и суффиксом а несовершенного вила, глаголя с е – совершенного)


Задание 2 группе.

Запишите слова, выделите корни, обозначьте суффикс, вставьте е-и в корнях. Подберите соответствующую пару. Работайте, используя правило. Изученную орфограмму обозначьте.

Подб..рать; зап…рали; сж…гать; забл…стели; уб…рёт; прот…рать; зад…рает; прид…рается; обм…рли; расст…лается; подст…лить; бл…стящий; уст…лить.


Задание 3 группе.

Запишите пословицы, вставляя слова с чередующимися корнями. Не забывайте обозначать орфограмму. В случае затруднения используйте слова для справок.

Смелый _________ один раз, а трус каждый день. Солдат службы не ________. Кабы знал, где упасть, соломки бы ________. Не _______ нос высоко – споткнёшься. Кто детям потакает, тот слезу _______. С кем поведёшься, от того и ________.

Слова для справок: ум…реть, выб…рать, подст…лить, зад…рать, ут…рать, наб…рать.


Задание 4 группе.

Распределите слова в две колонки: корни с чередованием – проверяемые гласные в корне слова.

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Категория рода имени существительного"

Б…рётся за работу, ст…рает бельё, всё уд…ётся, м…ровой парень, зап…вать водой, сп…шу на работу, выт…райте пыль, прим…рить друзей, поп…рчить суп, соб…ру коллекцию, соб…ратель марок, выж…гание по дереву, изб…рательный участок, п…ровать на свежем воздухе, зад…рает нос.


Задание 5 группе.

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е-и. разберите их по составу.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. Песня замирает далеко в полях. Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. Пролитую воду не соберёшь. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Улицы упирались в голые скалы. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит.


Итоги урока.

Домашнее задание.

Мы сказали, что нашей помощницей должна быть Ира. Придумайте небольшой текст про Иру, используя слова с чередующимися гласными в корне (е-и, а-о).

Ст…рать, отд…рать, уб…рать, зап…рать, ум…рать, расст…лать, соб…рать, р…стения, р…стки, к…саться, приг…рать, сл…жить…


Рефлексия.














Тест по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) расст…лать скатерть 
б) разб…ру вещи 
в) проб…рался сквозь заросли 
г) выд…рать листы 
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 
а) бл…снуть на солнце 
б) зат…реть пятно 
в) зам…рли в ожидании 
г) соб…раться в поход 
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 
а) отп…реть замок 
б) бл…стала красотой 
в) оп…реться на друга
г) зам…реть в позе лотоса 
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 
а) наб…рать союзников 
б) подж…гать дома 
в) ст…реть линию 
г) сд…рать кожу 
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 
а) ум…рающий лебедь 
б) переб…рёт крупу 
в) оп…реться на друга 
г) забл…стеть на свету 
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 
а) раст…рание красок 
б) зап…рать кабинет 
в) зам…реть от страха 
г) изб…рательный бюллетень 
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 
а) подб…решь литературу 
б) выж…гание по дереву 
в) разд…рать добычу 
г) нап…рать на мост 
8. В каком слове на месте пропуска нет чередующейся гласной в корне слова? 
а) приж…гать йодом 
б) подт…рать пол 
в) отм…рающие обычаи 
г) неприм…римый враг
9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И? 
а) бл…стать на солнце
б) зам…рли на месте
г) соб…ратель марок
г) расст…лить палас
10. В ряду во всех словах пропущена буква Е?
а) расст…ливший, прот…равший, приб…русь, выд…рнуть
б) соб…ру, прид…русь, зам…реть, подст…лить
в) отп…рать, нат…рание, отт…реть, заст…лать

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Согласные звуки [б`], [б], буквы Б,б"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: