Урок русского языка по теме «Причастный оборот»

Урок русского языка по теме «Причастный оборот»

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цель урока с позиции ученика:

аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота

Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр 1 серии мультфильма «Следствие ведут колобки»

Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о …

Слайд2

— Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .

— Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

Деление на тройки ( пазлы с умыслом)



II. Актуализация знаний.Слайд 3

(ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

  • малыш, который улыбается — малыш улыбающийся

  • вулкан, который действует — вулкан действующий

  • костер, который горит — костёр горящий

— Как изменились данные фразы?

— Что такое причастие?

Слайд 4 (также у доски)

Слайд 5

(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

— Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).

2. Слайд 6



(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

— Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Слайд 7



Запись на доске: (У доски работают по одному ученику из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).



*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

— Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.

— Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33

Деление на группы по цвету стикера.

Предлагаю в оперативных группах создать на постерах алгоритм определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём   . Схематически изобразить последовательность действий на листе. Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.

Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.

Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками.

— Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.

А

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.

3. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.



4. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

1

2

3

4

б

а

а

а





Ответы:


В


Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;

  • «искрящийся на солнце»;

  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 



С


Напишите синквейн на тему «Причастный оборот»:



( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Сегодняшнее расследование успешно завершено!

— Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI Домашнее задание.

Теория (параграф 9).

Практика :

1. С.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

* Задание:

  • Всегда ли уместно употребление причастий?

  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

  • Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. В.

* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. А.

* Выполнить упражнение 60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми

VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр презентации «Настроение»





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Лингвистический кросс"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: