Конспект урока для 2 класса «Учимся словами рисовать, описывать облака»

Русский язык.2 класс. Программа «Планета Знаний»

Урок разработала :Котова Е.В.


Тема: «Учимся словами рисовать, описывать…облака».

Цели: 1 Учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако, наблюдать над

языковыми средствами изображения предметов в научных, художественных текстах.

2.Систиматизироватьразные средства языка, с помощью которых можно сравнивать

предмет.

3.Учить наблюдать за природными явлениями, воображать, фантазировать, изображать

словами (сочинять).


Оборудование: 1 Компьютер для показа слайдов.

2.Комплект слайдов «Облака».

3.Учебник русского языка Л.Я. Желтовской 2 класс.

4. Листочки в виде облаков для письменной работы учеников.

5.Словарь С. Ожегова, Детская энциклопедия, книга «Приключение

Незнайки и его друзей» Н.Носова.

6. Картинки облака, Незнайка и Знайка на воздушном шаре.

7.Костюм Знайки и Незнайки.

8.Карточки для вариативной работы.


Ход урока. 1. Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

3. Лексико – орфографическая работа над словом облако.

а) Этимология слова.

б) Подбор однокоренных слов.

в)Выявление прямого и переносного значения слова.

4. Наблюдение над описанием облаков писателем – натуралистом

Ю.Ленником.

5.Подбор прилагательных для описания облаков.

6.Творческая работа детей.

7.Подведение итогов.













Ход урока.

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости.

— Сегодня мы приглашаем вас в мастерскую слова.


-Мастерить – творить. Создавать что-то красивое и интересное, причём делать мы это будем с помощью слов.

Ребята, помните о том, что мне нужны вы, а я нужна вам.


2.Актуализация знаний.


— Вы любите рисовать? А что легче для вас рисовать карандашом, красками или словами?

-Сегодня вы должны научиться рисовать, сравнивать.., а вот что? Для этого отгадайте загадку.


Загадка на доске. Без крыльев летят. Без ног бегут. Без паруса плывут.


— Назовите глаголы. Это глаголы со значением движения.

-Что может двигаться как по небу, так и по земле, воде.


— Итак, сегодня будем учиться словами рисовать, сравнивать … облака


— Но для вас я приготовила сюрприз. Я хочу предложить вам посмотреть, какие бывают облака в природе. Посмотреть на небесных странников, пролетающих над нашими головами.


3.Лексико-орфографическая работа со словом облако.

-Запишем число на приготовленных листочках – облаках.

22 ноября.

В классе.


-Научимся правильно писать слово облако.


-Обл?ко.-какую безударную гласную нужно поставить?

— А можно проверить , подобрав проверочные слова с ударной гласной?.


а) Этимология слова.


— Тогда обратимся к этимологии слова, к истории его происхождения.


-Слово облако произошло то слов облачать, оболокать, что означает одевать, обволакивать, окутывать, одевать.


-Иногда историческое происхождение слова нам помогает написать слово с непроверяемой гласной в корне. К сожалению, эти слова нам не помощники, поэтому написание слово облака нужно запомнить.


Кричалка о-а-о об-ла-ко

б) Подбор однокоренных слов.

Запись слова облако.


-Как будет звучать слово во множественном числе? (Облака)

Запись слова облака.


-Добавьте суффикс –к. чтобы получилось слово. Обозначающие маленькое облако (Облачко)

Запись слова облачко.


Разбор слов по составу.

Облако, облака, облачко.


— А кто может подобрать ещё однокоренныё слова к слову облако? Я вам помогу.

Вывешивается таблица.


Облако, облака, облачко, облачная (погода), безоблачное (небо), облачность (повышенная)


в) Выявление прямого и переносного значения слова облако.


1.-Мы должны выяснить и значения слова облако. Многие из вас читали книгу Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Вспомнить эпизод из этой книги. Когда Незнайка поднялся в облака со своим другом Знайкой на воздушном шаре. (Показать картинку)(Помогут Артур и Булат).


Учитель читает по книге.


-Вдруг воздушный шар очутился в каком–то дыму или тумане. Земля исчезла внизу. Вокруг была белая завеса.

Н. –Что это? Откуда тут дым?

З.- Это не дым. Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.

Н. – Ну, это ты сочиняешь. Облако – оно жидкое, как овсяной кисель, а это какой – то

туман.

З. – А из чего, ты думаешь, сделано облако? Облако ведь и сделано из тумана. Это

только издали кажется., что оно плотное.

Н. –Нет, нет, ты всё выдумываешь. Облако – это кисель.


— По мнению Незнайки, что такое облако? ( Это кисель)


— А по мнению Знайки, что такое облако? (Сделано из тумана)

2. По моей просьбе группа ребят работала в библиотеке с энциклопедиями и словарями. И они нашли научное обоснование слова облако. Настя прочитает, что она нашла в детской энциклопедии.


Одновременно демонстрация на слайде.


«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся больше размером, облако темнеет и превращается в тучу, а из тучи идёт дождь или град».


  1. Из словаря С.Ожегова.

-А теперь, послушайте, что нашли дети об облаке в словаре Ожегова.(Показ на слайде)

1. Скопление сгустившихся водяных паров и ледяных кристаллов в воздухе. (Даниэль)

-Представьте мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки, из этого и состоит облако.


— Попробуйте составить предложение об облаках.. Поможет нам в этом компьютер.


-Какие? Что? Что делают? По чему?


-Он задал нам вопросы. С какого вопроса начнём?


-Что делают?


Теперь, к слову облака, подберём прилагательные. Слова, обозначающие признаки предметов. Облака какие…


Работа над подбором прилагательных для описания облаков.


-Но, чтобы ответить на вопрос какие, я предлагаю вам посмотреть глазками на облака, если мы их рисовали, то какие они по цвету получились?


(Белые, белоснежные, синие, красноватые, золотистые.)


— Если послушаем облака?(Бесшумные, беззвучные)


-Потрогаем руками? (Пушистые, мягкие, легкие, воздушные, кудрявые, волнистые)


-Вернёмся к предложению. Мы не ответили ещё на один вопрос. По чему? Или где?


Голубые облака плывут по небу.


2.–Второе значение. Переносное.


-Сплошная масса мелких летучих частиц чего – нибудь (Дыма, пыли) Альбина


Зрительный диктант. Поднялось облако пыли.


3.Витать в облаках – Быть далёким от жизни. Мечтать.



4.Наблюдение над описанием облаков писателем – натуралистом Юрием Ленником.

Упр. 1 с. 78.


-А теперь предлагаю вам прочитать красивое описание облаков. Это Юрий Ленник писатель-натуралист создал для нас такой чудесный рассказ.


а) Чтение про себя.

б) Чтение учеником (Эвелина)


Понравился текст? Чем?

-Прочитайте ещё раз и обратите на выделенный слова, с помощью которых автор описывает облака и сравнивает их с другими предметами.


Повесить таблицу: Эти слова помогают сравнивать предметы.


Похожи на

Как

Точно

Подобен (кому)

Словно

Облако плывёт похожее на что? ( Похожее на причудливый терем)


-Во что оно превращается? (Превращается в корабль с парусами или можно сказать облака, как корабль с парусами).


Подберите к слову точно сравнение из текста ( точно белый медвежонок)


Ещё с кем сравнивает облака Юрий Ленник ? (Подобен белым всадникам)


у меня ещё осталось слово словно. Подберите сами к нему словосочетания или красивые слова, чтобы получилось сравнение Облака, словно…


-А к другим словам.


Вывод. При описании облаков или других предметов, можно употреблять в своей речи сравнения, которые сделают нашу речь более красивее. А в этом вам помогут слова — помощники.


Физ минутка

Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.

Чтоб скорее пролетать надо крыльями махать.

Птички начали спускаться, на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь надо птицам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.



6.Побуждение к творческой работе. Творческая работа.

— Ребята. А вот ваши сверстники придумали стихотворения про облака, прочитаем их.

Упр.5 с.79.

-Интересные стихотворения, но я думою. Что у вас получится ещё лучше, ведь за урок мы так много узнали про облака. Я предлагаю вам попробовать своё перо, пофантазировать и сочинить красивое стихотворение или маленький рассказ из 2-3 предложений про облака. Но обязательно используйте сравнения, и тогда ваше сочинение сможет все удивить.


-Те ребята, у которых на партах есть карточки будут выполнять работу по ним. Вам нужно дополнить часть стихотворения или текста. Время ограничено. 10 минут.


7.Проверка работ.


8.Итог.


-Чему учились на уроке? ( Описывать и сравнивать облака, рисовать словами)

— Для чего это нам нужно? (Чтобы научиться красиво говорить и писать)


Когда мы глядим на облака, они могут вызывать у нас разное настроение.

Бодрое, волшебное, грустное, мечтательное, сказочное, таинственное, тоскливое)

— А какое у вас настроение после нашего урока.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Птицы: ворона"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: