Русский язык 2 класс.
Тема: Мягкий знак на конце слова.
Цель: формировать понятие о мягком знаке на конце слова, как показателе мягкости предыдущего согласного звука; развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, фонематический слух ,умение производить звуко-буквенный разбор слов; воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах.
Оборудование: таблица, карточки, дидактический материал, фишки
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Повторение. Актуализация знаний.
— Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
— Игра «Твёрдый, мягкий».
Цель: умение различать на слух мягкие и твёрдые согласные.
3.Сообщение темы урока. Работа то теме урока.
1. Чистописание. Выборочное списывание. Выписать слова, где есть мягкие согласные.
Белка, шубка, цирк, рис, чудеса, шёпот, люди, чаща, берег, сказка. Взаимопроверка.
-Как ещё можно обозначить мягкость согласного?
2. Сказка о мягком знаке.
Жили-были в Азбуке буквы, разные гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости, дружили. Жила среди них буква, которая звука не обозначала и поэтому с ней никто не дружил. Ей было скучно и одиноко. Как-то раз, взялись буквы составлять слова — это было их любимое занятие. Послушайте, что за слово они составили. Загадка – Кто приходит. Кто уходит — Все ее за ручку водят. (дверь )
Стали буквы составлять слово ДВЕРЬ. Получается – ДВЕР.
-Что-то у нас не получается — говорили буквы — Звук «Р» в слове дверь мягкий, а у нас твёрдый.
Говорит буква Я — встану я рядом, обозначу мягкость «Р». Пристроилась рядом. Получилось — ДВЕРЯ.
— Лучше я встану — говорит Е, получилось – ДВЕРЕ. Опять неправильно.
— Что же делать? Подскажите! (высказывания детей)
Позвали буквы мягкий знак. Он с радостью согласился помочь. Встал в конце слова. Получилось ДВЕРЬ. Все буквы обрадовались и с тех пор дружат с мягким знаком и приглашают его в гости.
Вывод; мягкость согласного можно обозначить с помощью мягкого знака. Об этом мы будем говорить на нашем уроке.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дидактический материал с. 40 №1. Списать слова в 2 столбика, подчеркнуть мягкие согласные. У доски с объяснением.
Физминутка.
«Чудесное превращение» (карточки).
Добавить мягкий знак. Как изменилось слово? Поменялось ли значение слов? Объяснить. Взаимопроверка.
Ел-
Мел-
Угол-
Брат-
Шест-
Жал-
Дал-
Хор-
Определение количества букв и звуков в словах (у доски с объяснением).
Угол-…б….зв.
Уголь-…б….зв
Брат-..б…зв.
Брать-…б…зв.
Ел-….б…зв.
Ель-…б…зв.
Самостоятельная работа «Исправь ошибки». Дидактический материал с. 44-45. Вставить мягкий знак в выделенных словах. Взаимопроверка.
Кроссворд. Вписать названия птиц, рыб, зверей с мягким знаком на конце.
|
| ь |
|
|
|
|
|
|
| Ь | ||||
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
| Ь | |||
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
| Ь | |||
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
| ь |
Рефлексия: Что нового узнали? Чему научились?
Домашнее задание У. 147 с. 60
Оценки.
Кирильченко К.С.учитель начальных классов
Осьмерыжская ООШ Качирский р-он, Павлодарская обл.