Грамматическая тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Цель:
— формировать понятие о структуре СПП с придаточными причины; — сформировать навыки конструирования и пунктуационного оформления СПП;
— активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы;
— ознакомить с жизнью и творчеством народного композитора Дины Нурпеисовой;
— укреплять патриотические чувства, прививать интерес к истории и культуре народа, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Лексическая тема: Великая Дина
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, творческий
Форма работы: групповая, индивидуальная
Межпредметная связь: казахский язык, музыка, история
Оборудование: интерактивная доска, карточки, слайды, портрет
Д.Нурпеисовой, учебник «Русская речь» для 9 кл. Н.
Н. Шмановой, эпиграф к уроку.
«Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?»
(Слова из песни)
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.
— Сегодня мы продолжим изучение типов СПП, познакомимся с новым видом придаточного предложения. Сначала повторим то, что нам уже известно. Запись даты и темы урока. Будете работать в группах.
II. Побуждение «Мозговая атака».
(Вопросы проецируются на экран, актуализация полученных знаний)
— СПП состоит …
— В СПП для связи используются …
— Придаточное предложение может стоять …
— Придаточная часть отделяется от главного …
— Придаточное предложение поясняет …
III. Реализация:
1) Обратите внимание на эпиграф к уроку.
«Край родной, навек любимый
Где найдешь ещё такой?»
(слова из песни)
2) (просмотр слайдов «Великая Дина»).
3) Проецируется на экран таблица №1
Вопросы, на которые отвечает придаточное предложение | Какими союзами присоединяются | К чему относятся придаточное предложение | Примеры: | |
Место придаточного предложения | ||||
причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, вследствие того что | Ко всему главному предложению | В начале, в середине, после главного предложения.
|
«Авторский стул»
4) Чтение текста «Дина Нурпеисова»
Словарная работа: кюй – мелодия,
кюйши – исполнитель мелодии на домбре.
5) Синтаксический разбор предложения:
1. Дина стала увлекаться домброй, потому что отец был известным домбристом.
2. Оттого что Дина показала высокое мастерство на казахской домбре, известный музыковед В. Беляев назвал её «Джамбулом домбры».
3. Так как 85 лет было отдано музыке, Д. Нурпеисова воплотила в себе лучшие черты народного пения.
6) Конструирование предложений.
1. Дину прозвали «девочкой — домбристкой». Она с детства хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Узака, Курмангазы, Байжумы.
2. Курмангазы брал её с собой. Она могла показать особые приёмы игры на домбре.
В 1939 году Дина поехала в Москву. Она участвовала во всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах.
Её прозвали «девочкой — домбристкой». Курмангазы сам благословил Дину.
Дина Нурпеисова вошла в историю казахского народа. Она играла на казахском музыкальном инструменте.
Работа по учебнику: упр.
7) Музыкальная минута.
В исполнении ученика 10 класса Жаншахан Жанболат звучит кюй «Науай».
8) Фонетический разбор слова «домбра»
9) Кроссворд. «»Человек века .
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальный инструмент казахского народа.
Имя матери Дины.
Имя отца Дины.
Учитель Дины.
10) Блиц — опросы об СПП с придаточными причины.
IV. Рефлексия: Что нового узнали на уроке? (поделитесь своими впечатлениями).
V. Выставление оценок.
VI. Д/з: написать эссе «Край родной», выучить правила.