Тема урока: «Основа слова».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
— познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и разбора слов по составу, умение выделять значимые части слова;
— развивать умение самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационное поле; способствовать развитию речи учащихся;
— воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого; формировать интерес к русскому языку.
Формирование УУД:
— личностные: положительное отношение к процессу познания;
применять правила делового сотрудничества;
—регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность;
—познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
—коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания.
Планируемые результаты:
— базовый уровень: уметь выделять значимые части слова (преимущественно, в именах существительных и именах прилагательных); производить разбор слова по составу с опорой на алгоритм;
— повышенный уровень: уметь находить основу слова, подбирать слова к схемам.
Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, презентация SMART Notebook 10, опорная таблица разбора слов по составу, индивидуальные задания (3 варианта), толковый словарь, учебник.
Ход урока.
I Организация начала урока.
— В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (Произносят хором.)
II Каллиграфическая минутка. Мотивация к деятельности.
— ол, ом, оя
— Не выучит школа, выучит охота. (Записывают сочетания букв, пословицу.)
— Как вы понимаете эти слова? (Объясняют смыл, высказывают свое мнение.)
— От какого слова образовалось слово «охота»?
(Охота от слова «хочется», есть желание; чтобы чему-то научиться, нужно иметь большое желание.)
— Я очень хочу, чтобы на этом уроке в вас обязательно присутствовало большое желание узнать новое, чему-то научиться.
III Актуализация знаний.
— Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. (Слайд 1)
Корень, окончание, глагол, суффикс. (Глагол – это часть речи, а остальные слова –это части слова.)
— Какого слова не хватает? (Приставка.)
— Что вы знаете о каждой из этих частей слова?
IV Постановка учебной задачи. Фиксация затруднения.
— Наше изучение состава слова близится к завершению, и сегодня мы познакомимся с еще одной частью слова. Может кто-то ее знает? А если не знаем, то как это узнать? (Ребята предлагают посмотреть в учебник.)
— Помогите мне, пожалуйста. (Учитель находится в роли ученика, а дети в роли учителя.)
V «Открытие» нового знания.
1) Как называется тема нашего урока? (Основа слова)
— Что называют основой слова? (Читают рубрику «Тайны языка» стр.165)
— Как вы думаете, почему она так называется? О чем вам это слово говорит?
— Подберите родственные слова к этому слову. Найдите разъяснение в словаре. (Основной, основательный, …Основа – опора, главная часть, на чем строится что-либо.)
— Что нужно сделать, чтобы найти основу слова? (Надо найти окончание. Часть слова без окончания и есть основа.)
VI Первичное закрепление.
1) Упр.1, стр.165. Отработка понятия «основа слова» и тренировка в ее нахождении.
(Упражнение выполняется фронтально, письменно, с комментированием действий.)
— Понаблюдаем, из каких частей может состоять основа, для этого разберем эти слова по составу.
— Что называют основой слова?
VII Физминутка. (Под музыку «Солнце», «Часики».)
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1) Упр. 3, стр.166. Отработка действий контроля. Проверить, правильно ли разобраны слова по составу. (Выполняют устно.)
2) Составление алгоритма разбора слова по составу. Игра «Помоги Незнайке».
— В каком порядке выделяем части слова при разборе по составу? (Слайд 2. Соотнести цифру с названием части слова.)
1. Окончание.
2. Основа.
3. Корень.
4. Приставка.
5. Суффикс.
3) Работа в парах. Упр.2, стр.166.
Соотнесение схем и состава данных в упражнении слов. (Выполняют письменно, в парах, как доказательство своего выбора учащиеся отмечают в словах части слова и основу.)
4) Проверка выполнения упр.2. (Слайд 3. Расставить слова в нужные группы. К доске выходят желающие ответить.)
5) Отработка умения находить и выделять основу слова. Запись под диктовку предложения. (Один из учащихся работает у доски.)
—Рисует мороз в январе на окнах красивые узоры.
— Обозначьте основу в именах существительных и прилагательных.
6) Самостоятельная работа. (Выполняют на листочках по вариантам разбор слов по составу, используя алгоритм разбора. Время выполнения – 1,5 мин.)
1 вариант. 2 вариант. 3 вариант.
Алёнушка теремок матушка
козлёнок лисичка ковшичек
холодный дружные богатырская
7) Обобщение. Игра «Да – нет». (Если утверждение верное, то говорят «да», если неверное, то «нет».)
1. Основа может быть равна корню. (Да)
2. В основу слова может входить окончание. (Нет)
3. В основе слова обязательно должен быть суффикс. (нет)
4. В основу слова никогда не входит окончание. (Да)
5. Основа слова – это часть слова без приставки. (нет)
6. Основа слова – это часть слова без корня. (Нет)
7. Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, это и будет основа слова. (нет)
8. Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, часть слова без окончания и будет основой. (Да)
IX Рефлексия деятельности. Итог урока.
(Слайд 4)
— Я не знал(а) … Теперь знаю …
— Мне было трудно …
— Теперь я могу …
— Мне было легко, потому что …
— Мне захотелось …
X Домашнее задание.
Упр.4, стр.166, списать текст, в выделенных словах обозначить основу.