СЦЕНАРИЙ.
Математический вечер
“Математизация знаний в современном мире”
(для учащихся старших классов 9-11)
Цель вечера:пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; использование вечера в качестве массового и действительного средства популяризации предмета.
План вечера:
Слово о математике.
Беседы по истории математики:
Математическое состязание;
Логическая пауза;
Викторина для эрудитов;
Логическая пауза;
Обобщение информации.
Первое отделение.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕЧЕРА:
1-й. Слово о математике.
—Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в математическом вечере.
— Почему торжественность вдруг?
Слышите, как быстро смокла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
— Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
— Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
—Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
— И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные минуты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Беседа №1. <>
Люди научились считать еще с незапамятных времен. Сначала они различали <> и <>, и прошло много времени, прежде чем появилось число 2. Счет парами очень удобен, и не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени были только два числительных – один и два. Все числа больше двух, получали названия в виде сочетаний этих двух числительных, например : один и два, четыре- два и два, пять- два, два и один. Примеры счета некоторых австралийских племен:
Племя реки Муррит:
1= энза, 2=петчевая, 3=петчевая- энза, 4= петчевая- петчевая
Камилорои: 1=мол, 2= булан, 3= гулиба, 4= булан- булан, 5= булан-гулиба.
Развитие ремесел и торговли требовало больше чисел. Числа группировали и объединяли в большие единицы. Наиболее древней и простой <> машиной издавна являются пальцы рук и ног. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти: в древние времена для счета использовались как пальцы рук, так и ног. С помощью этой <> машины люди могли считать до больших чисел, они фактически пользовались пятеричной системой счисления, т.е. каждые пять единиц (5 пальцев) составляли единицу следующего разряда (сустава).
Запомнить большие числа трудно, и поэтому к счетной машине рук и ног добавляли механические приспособления. Например, перуанцы употребляли для этого разноцветные шнуры с завязанными на них узлами. Веревочные счеты с узелками употреблялись в России, а так же во многих странах Европы. В деревнях употреблялись счета в виде зарубок не палках. Такие засечки на палках употреблялись в торговых сделках. Эти палочки после окончания расчетов раскалывали вдоль на две половинки, из которых одну брал плательщик, а другую должник. Уже при более высоком уровне развития люди при счете стали использовать различные предметы. Так, одни использовали для запоминания чисел камешки, зерна, веревку с узелками, другие- палочки с зарубками. Это были первые счетные приборы, в итоге приведшие к образованию различных систем счисления и к созданию современных быстродействующих электронных счетных машин.
Разминка.
ЗАДАЧА. В розыгрыше кубка республики по футболу участвовало 16384 команды. По результат каждой игры проигравшая команда выбывала из розыгрыша, а протокол игры высылался в оргкомитет. Сколько протоколов всего оказалось в оргкомитете к моменту вручения кубку?
Задание. Решение показать:
С помощью микрокалькулятора;
Устно;
Письменно записями на доске.
Остальные(сидящие в зале) на листе бумаги
Объяснения способов решения:
16382 2
Ответ:16383
8192+4096+2048+1024+512+256+128+64+32+16+8+4+2+1=16383
16384 — 1= 16383 (команда выбывает из розыгрыша после каждой игры. Значит, сколько всего команд выбывало, столько же игр было сыграно столько же оформлено протоколов).
Беседа №2 «Возникновение математических знаков “+”и “-” ».
Знаки “+”и “-” широко применяли в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили знак “-” , означавший убыль. Символы “+”и “-” как математические знаки для операции сложения и вычитания, ввел в IV веке чешский математик Я. Видман. До появления знака “+” писали 3 и 6, впоследствии 3+6. Умножение зародилось тогда, когда 20 выразил не так 10+10, а как 2*10. Одобные двоичные действия выполнялись в течении тысячелетий и представляли собой среднее между сложением и умножением.
В Индии использовали в торговой практике знаки “+”и “-” со следующим смыслом:
“+”- имущество,
“-”- долг
3.Математическое состязание.
(Задания для присутствующих в зале. Проводится по рядам).
1.Имеются модели трех квадратов. Не пользуясь никакими инструментами докажите, что площадь одного из них равняется сумме площадей других.
ОТВЕТ: меньшие квадраты прикладываются так, чтобы угол между их сторонами был прямой(это можно сделать с помощью третьего квадрата). К этим квадратам прикладывается третий квадрат, тогда а2+в2=с2.
Ч.т.д.
2.Исполнить песни и стихи с числами!
3.Пословицы:
-……за всех, все за одного;
— не имей ……рублей, а имей ……. друзей;
-…… раз отмерь,……. Раз отрежь;
— ум хорошо, а…… лучше;
— за…… зайцами погонишься, ни…… не поймаешь.
4.Загадки:
— 7 братьев: годами равные, а именами разные.
(дни недели)
— 1 говорит,2 гладят,2 слушают.
(язык ,глаза, уши)
— у 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя.
(пальцы рук)
— 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это?
(всадник на лошади).
Логическая пауза (миниатюра).
На сцене за столом сидит ученик — старшеклассник. Он в роли учителя математики. К столу прикреплен плакат: «Экзамен по математике».
Вбегает ученик.
— Извлекать корни умеете?- спрашивает экзаменатор.
Ученик:
— Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.
-Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
— Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».
-Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.
-Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
— Арифметический квадратный корень из девяти.
— Три, так как три в квадрате равно девять.
При этом ученик берет со стола плакат с записью и показывает его аудитории.
4. Викторина для эрудитов.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупным людям
Никогда не давались легко.
ВОПРОСЫ:
Назовите ученых математиков мира.
Что означает слово математика? (математика-наука о цифрах).
3. Вставьте пропущенные слова:
а) нахождение производной – это ………(дифференцирование)
б) тела вращения :шар, сфера,…….,конус. (цилиндр)
4.Стороны треугольника 17,35 и 18 см. По какой формуле можно подсчитать, площадь этого треугольника? (Ни по какой. Такого треугольника не существует. Неравенство треугольника).
5.Как прыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгнуть с нижней ступеньки или положить ее на землю).
6.Названия каких литературных произведении начинаются с чисел: 3,7,12,20,80000? ( «Три поросенка», «Семеро козлят и серый волк», «Двенадцать стульев», «80000 лье под водой»).
7.Какое математическое понятие имеется ввиду:
Я- в цветке, я- в кристалле,
Я- в мотыльке, я- в животном,
Я- в музыке, я – в архитектуре,
Я- в геометрии.
(Симметрия)
Логическая пауза.
На сцене двое учащихся.
После того, как я прослушал применение математики в нематематических областях, я придумал, как можно графически изображать графики пословиц или поговорок. Назови мне одну из них.
Пожалуйста: «как аукнется, так и откликнется»
Возьмем две оси: горизонтально ось ауканья и вертикально ось отклика. Отклик = ауканью. График будет биссектриса координатного угла. (Чертит график на доске).
А как построить график афоризма Козьмы Пруткова: «чем скорее проедешь, тем скорее приедешь»?
Он будет напоминать график обратной пропорциональности.
А кто из сидящих в зале сможет изобразить графически следующие пословицы:
« светит, да не греет»
« ни кола, ни двора»
5.Обобщение информации.
Гармония чисел, гармония линий,
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
Но путь к ней не ровен, от впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайным извечным разум влекущий,
Тот путь бесконечный осилит идущий.
В конце все поют «Гимн математики».
ГИМН МАТЕМАТИКЕ. (мотив песни « Дважды два четыре»)
Уравнения решать, радикалы вычислять-
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать
Постараешься — придет к тебе удача.
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела- не разберешься!
Аксиомы нам нужны, теоремы так важны,
Их учи и результата ты добьешься!
Есть науки хороши, для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она-
МАТЕМАТИКА
Это было, это будет, это вечно!!!
Второе отделение. Дискотека.
Составитель: Ишсарина А.И. ( учитель математики)