Пашина Людмила Викторовна,
учитель математики ГБОУ гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Конспект урока по теме: «Вычитание».
Данный урок представляет урок математики в 6 классе по программе
Н.Я. Виленкина.
Цель урока:
формирование знаний по теме: вычитание положительных и отрицательных чисел, формирование знаний учащихся при вычитании дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Задачи:
Образовательная:
обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении упражнений и заданий по данной теме
Развивающая:
способствовать творческой активности учащихся, памяти, внимания, обобщить и систематизировать знания путём создания условий для интеллектуального развития личности ученика на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
Воспитательная:
воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим.
Технологии:
проблемное обучение.
Ход урока:
Оргмомент (постановка цели урока).
Проверка домашнего задания.
Устная работа.
Закрепление.
Итог урока.
Тема нашего урока-вычитание. Мы учимся вычитать числа с одинаковыми и разными знаками. Сегодня на уроке мы выясним, почему в результате выполненного действия получаются отрицательные, положительные числа и ноль.
Для проверки домашнего задания к доске вызываются три ученика и делают по одному номеру. В это время остальные ребята проверяют свои тетрадки.
Устная работа
С помощью мультимедиа проектора показать на экране.
Сравнить числа:
-6 и -6; 11,8 и -12,8; 12,8 и -11,8; -12,4 и —;
— и — ; — 142 и 0; — и — ; и .
Назвать слагаемые, назвать уменьшаемое и вычитаемое. Что больше, а что меньше? Какое число получится в результате.
— 1,5 – (- 2,5) =
10 – ( — 12) =
— 7,62 + 7,62 =
— 39,8 – ( — 23,5 ) =
— 1 — =
— 5,2 + 6,8 + 5,2 =
Закрепление.
Ученикам раздаются задания с решениями, но в них есть ошибки. Ученики должны проверить и решить правильно. Для тех, кто быстро справится с заданием, внизу листка дополнительное задание со звёздочкой (*), его будем проверять тихо, кто сделает, подымет руку.
“Найди ошибку”.
1.- 18,9 – 36,4 = — 17,5 ( — 55,3 )
2. 0,54 – 0,83 = 1,37 (- 0,29 )
3. 38 – ( — 16 ) = 22 ( 54 )
4. — 4 = -3 ( — 3 )
5. – 12 + ( — 10 ) = — 1 ( — 22 )
6. – 0,25 + ( — ) = ( — )
7. + 1 + ( — ) = ( 1 )
8. — 7 — 4 = — 12 ( — 12 )
( * ) Сумма трёх периметров квадрата равна 48 см. Найти сторону квадрата.
Ученики быстро исправляют ошибки и с места объясняют почему.
Учитель пишет на доске, по очереди спрашивая учеников. 1. 2 – 3 = 2 + ( -3 ) = — ( 3 – 2 ) = — ( 1 ) = — ( ) = —
2. -4 — 6 учитель даёт 1,5 – 2 мин на самостоятельное решение, проходя между рядами, затем вызывает к доске ученика, чтобы записать правильное решение.
— 4 — 6 = — 4 + ( — 6 ) = — ( 4 + 6 ) = — ( 10 ) = — 10 = — 11
3. — 3 + с места один ученик расскажет правило сложения с разными знаками. Ученики решают самостоятельно, затем проверяют ответ.
— 3 + = — ( 3 — ) = — 3 = — 3
Дополнительно.
3,08 — 5 = — ( 5 — 3 ) = — 2 = — 2
– 1,8 + 2 = 2 — 1 = 2 + ( — 1 ) = 2 + ( — 1 ) = 1 = 1
– 1,1 + 3 = 3 — 1 = 3 — 1 = 2 = 2
Итог урока.
Весь урок мы вычитали числа, и каждый раз получали числа положительные или отрицательные.
Когда разность двух чисел положительная?
( Когда уменьшаемое больше вычитаемого )
Когда разность двух чисел отрицательная?
( Когда уменьшаемое меньше вычитаемого )
Когда разность двух чисел равна нулю?
(Когда уменьшаемое равно вычитаемому )
Запись на доске.
a – b 0 a b
a – b 0 a b
a – b = 0 a = b