Урок
Вычитание рациональных чисел
Цели и задачи: 1) сформировать способность к вычитанию рациональных чисел, повторить и закрепить сложение рациональных чисел, действия сложения и вычитания с десятичными дробями, обыкновенными дробями и смешанными числами, решение уравнений;
2) развивать навыки самоконтроля, использования алгоритмов, анализа собственной деятельности. Развивать умение находить и исправлять ошибки
3)воспитание алгоритмической культуры, внимательность, коммуникативных качеств личности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Вычислите:
а) –1 + 0,3; е) – + ;
б) –2 + 1,2; ж) + ;
в) –0,8 + 1; з) – + ;
г) –3,7 + 3; и) – + ;
д) –2 + (–2,5); к) –.
III. Объяснение нового материала.
При объяснении материала достаточно вспомнить, как выполнялось вычитание целых чисел, и сформулировать правило для вычитания рациональных чисел:
Свойства нуля при вычитании
а – а = 0
а – 0 = а
0 – а = — а
IV. Формирование умений и навыков.
1. Вычитание двух рациональных чисел.
1) № 984; 986.
2) № 997.
3) Игра «Дешифровщик».
Учитель. Со времени первых славянских памятников и до начала XVIII века для обозначения чисел употреблялись буквы. Над буквами, применяемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы-числа от текста, спереди и сзади ставились точки.
Этот способ обозначения цифр был заимствован славянами из греческого языка. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.
Очень любопытны названия больших чисел. Вот как они именуются в прописи, написанной в 1643 году: «Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леор, десять леоров – ворон, десять воронов – колода».
Конечно, неудобство такого способа обозначения чисел очевидно. Поэтому Петр I и ввел в России привычные нам десять цифр.
Если вы верно выполните задания и выберете правильные ответы, то узнаете, как назывался способ обозначения цифр с помощью букв.
Задание: вычислите:
1) –.
Г. К. Ч. – Ц. –
2) .
А. – И. – У. – Е.
3) –.
К. Н. – Ф. – Ш. –
4) –.
А. – И. Р. – Т.
5) –1.
Р. – С. – Т. – Ч. –1
6) .
А. И. – У. –1 Ь. –
Ответ: ЦИФИРЬ.
4) № 998; 999 (в, г); 1000.
5) Выясните закономерность, связывающую приведенные числа, и продолжите последовательность.
– | –1 | –1 |
|
|
|
|
2. Нахождение значений выражений.
№ 1001; 1013.
3. Противоположные выражения.
1) № 1021 (а, в).
После выполнения задания учащиеся четко формулируют вывод.
2) № 1018.
3) Известно, что 1,8 – 3,49 = –1,69. Найдите значение выражения:
а) 3,49 – 1,8; в) –(1,8 – 3,49);
б) –3,49 + 1,8; г) –(3,49 – 1,8).
V. Проверочная работа.
Вариант I
1. Вычислите:
а) – ; б) – – ; в) 0,43 + (–3,2).
2. Вычислите:
а) –0,4 + 2,5; б) 2,6 – (–0,2).
3. Выполните действия:
а) –0,6 + 5 – 4,5; б) – .
Вариант II
1. Вычислите:
а) – ; б) + ; в) –0,51 – 0,2.
2. Вычислите:
а) –0,6 + 2,7; б) 3,4 – (–0,2).
3. Выполните действия:
а) 0,8 – 2 – 3,4; б) – .
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел.
– Когда при вычитании двух чисел получается нуль?
– Может ли при вычитании двух чисел получиться положительное число? В каком случае?
– Может ли при вычитании двух чисел получиться отрицательное число? В каком случае?
Домашнее задание.
№ 985; 1002 (б, г); 1003.