Урок окружающего мира во 2 классе
МБОУ СОШ № 17 г. Ульяновск | |
Учитель: | Полякова Светлана Анатольевна |
Тема урока: | Звук. |
УМК: | Планета знаний. |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Цели урока | |
Образовательные: | познакомить учащихся с причиной возникновения звука; сформировать умение находить источники звуков. |
Воспитательные: | воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, целеустремленность. |
Развивающие: | развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь. |
Планируемые результаты | |
Предметные: | понимают значение наблюдений, опытов для познания мира; понимают причину возникновения звуков; приводят примеры источников звука. |
Личностные: | положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; ориентируются на соблюдение правил поведения в общественных местах. |
Метапредметные: | Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, следуют при выполнении заданий инструкциям, ставят цели проведения наблюдений и опытов, осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов, оценивают выполнение заданий. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах с помощью условных знаков, понимают информацию, представленную на страницах учебника. Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении опытов, договариваются и приходят к общему решению. |
Формы обучения: | деятельностный способ обучения, практикум |
Техническое оснащение: | компьютер, учебники, линейки, стакан, резинка, ложка, веревочки, нитки, карандаш, разовые стаканчики, карточки для оценивания. |
Технологическая карта урока « В мире звука. О звуке.»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для учеников проявления внутренней потребности включения в учебную деятельность | Включение учащихся в учебную деятельность
-Прозвенел и смолк звонок, -Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. | Осуществляют самооценку готовности к уроку.
| Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение.
|
2. Актуализа-ция знаний
Цель: подготовить учащихся для осознания ими внутренней потребности к открытию нового знания
| Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия новых знаний по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.
— А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и одну минутку посидеть в полной тишине. -Какие звуки вы услышали? Откуда взялись эти звуки? -Человек живет в мире звуков. Как вы думаете, что такое звук? -Да, дети, звук — это то, что слышит ухо. -Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. | Прислушиваются к звукам вокруг себя. Отвечают на поставленные вопросы.
| Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД:умение находить ответ на вопрос.
|
3.Постановка учебной задачи.
Цель: учить детей определять тему урока, выдвигать проблемный вопрос, гипотезу. | Сообщить тему урока, задачи, создать условия для проблемной ситуации.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Итак, тема нашего урока: « В мире звука. О звуке.» – Представьте, что вы исследователи. Какой вопрос бы вас интересовал больше всего? — Наша задача – узнать, что такое звук, понять, откуда он берется и всегда ли звук, который мы слышим, одинаковый. — Когда человек играет на гитаре, то издается звук. — Что является в данном случае источником звука? -Совершенно верно, колеблющаяся струна. -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. -А к органу слуха относится? —Данные предположения мы должны доказать или опровергнуть при помощи опытов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.
| Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и задачи урока с помощью учителя; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование
|
4.Решение учебной задачи.
Цель: организовать работу по открытию учащимися нового знания
| Организует исследовательскую работу в группах посредством проведения опытов.
-Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?
– Откройте учебник, стр. 22-23
Работа в группах. III группа – опыт № 3
-На ваших столах лежат карточки с вопросами, ответы на вопрос и будете заносить в таблицу, четко следуя алгоритму проведения исследования. Сделайте вывод после выполнения опыта.
-Уважаемые исследователи, покажите свой опыт всему классу, представьте отчет о проделанной работе. Ответьте, что является источником звука?
| Учащиеся вспоминают правила работы в группах. 1.Будь вежлив с товарищем в группе. 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание.
Выполнение опытов в группах, обсуждение, демонстрация опытов, выводы, оценивание выполненной работы учащимися других групп.
Опыт № 1. Положили линейку на край стола. Крепко прижали ее рукой. Слегка ударили по ней. Услышали звук. Проделали этот опыт с разными линейками: деревянной, металлической, пластиковой. Сравнили звуки. Сделали вывод.
Опыт № 2. Надели резиновое кольцо на стакан. Пробренчали натянутой резинкой. Приложили стакан дном к уху. Снова побренчали. Сравнили звуки. Сделали вывод.
Опыт № 3. Взяли металлическую ложку. Стукнули по ней карандашом. Прислушались к звуку. Привязали к ложке нитку. Стукнули по подвешенной ложке карандашом. Еще раз прислушались. Поднесли нитку с ложкой к уху. Стукнули по ложке карандашом. Сравнили звуки. Сделали вывод. | Регулятивные УУД:целеполагание Познавательные УУД:общеучебные — формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; оценка действий партнера.
|
5.Динамичес-кая пауза
Цель: снять мышечное напряжение, развивать наблюдатель-ность, внимание, воображение | Организует физкультминутку.
Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
– Какие звуки вы имитировали? | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки, отвечают на поставленный вопрос | Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
6.Первичное закрепление.
Цель: закрепить усвоение учащимися открытого ими нового знания. | Организует работу по закреплению знаний.
Игра “Что за звук? ( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды) -Что является источником звука?
Выполнение задания 1 на с. 24
Выполнение задания 2 на с. 24
—В лесах, в горах, -Что это? — Где можно услышать эхо? Выполнение задания 3 на с. 24 | Прослушивают аудиозапись, угадывают звук, определяю, что является источником звука, в результате чего он возник.
-Приводят примеры источников звука -Творческая работа в парах. Воспроизводят звук. — Отгадывают загадку, слушают эхо, крикнув в пустое ведро
| Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
7.Самостоя -тельная работа с само-проверкой по образцу
Цель: учить учащихся выполнять самостоятель-ную работу по составленному алгоритму действий | Организует самостоятельную работу учащихся
— Прочитайте в учебнике, как сделать веревочный телефон. -Составьте алгоритм изготовления веревочного телефона.
-Какой вывод о работе веревочного телефона вы прочли в учебнике? Согласны ли вы с выводом? | Читают текст учебника, составляют алгоритм изготовления веревочного телефона, проделывают те же опыты, как дети на рисунке, делают вывод. | Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепить полученные знания | Организует работу по закреплению
Выполнение заданий 4-6 на с. 24
| Отвечают на вопросы 4-6 на с.24 учебника | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, на основе информации, полученной на уроке |
9.Рефлексия.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Подводит итог урока, оценивает работу учащихся, выставляет отметки.
— Какую задачу ставили на уроке? – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились? -А как мы это доказали? – Оцените свою работу на уроке. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности.
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка.
|
10. Задание на дом
Цель: закрепить полученные знания | Задает домашнее задание
— Дома прочитаете текст, ответите на вопросы учебника с.22-24. | Слушают и записывают в дневники задание на дом. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
|