МОУ « Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
1.Пояснительная записка.
Данная программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.
Авторская авторской программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение 2010г,
Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «О преподавании физики в 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Цели и задачи данной программы:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Авторская программа по физике в 10 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Рабочая программа также рассчитана на 70 часов, без изменений с авторской программой, реализация программы обеспечивается учебниками (включенными в Федеральный перечень): Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б.,. Физика-10 – М.: Просвещение 2008- 2009г. В соответствии с авторской программой и инструктивно-методическим письмом ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образовании» рабочая программа предусматривает проведение
6 контрольных работ и 5 лабораторных работ.
Формы организации учебного процесса.
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
2.Требования к уровню подготовки
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
3.Содержание программы учебного предмета
Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (22 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Лабораторные работы.
Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика (21 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.
Лабораторные работы.
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (21 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Лабораторные работы.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Итоговое повторение (5 ч)
4.Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||
Планируемая дата | Фактическая дата | ||||
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1час) | |||||
1 | Физика и познание мира. | 1 | 06.09 |
|
|
Механика (22 часа) | |||||
Кинематика (7 часов) | |||||
1 | Основные понятия кинематики | 1 | 07.09 |
|
|
2 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение | 1 | 13.09 |
|
|
3 | Относительность механического движения | 1 | 14.09 |
|
|
4 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Контрольная работа№1 « Повторение изученного в 9 классе» | 1 | 20.09 |
|
|
5 | Свободное падение тел частный случай | 1 | 21.09 |
|
|
6 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 | 27.09 |
|
|
7 | Контрольная работа №2 «Кинематика» | 1 | 28.09 |
|
|
Динамика и силы в природе (8 часов) | |||||
9 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. | 1 | 04.10 |
|
|
10 | Решение задач на законы Ньютона. | 1 | 05.10 |
|
|
11 | Силы в механике. Гравитационные силы | 1 | 12.10 |
|
|
12 | Сила тяжести и вес. Решение задач по теме « Гравитационные силы. Вес тела» | 1 | 12.10 |
|
|
13 | Силы упругости-силы электромагнитной природы | 1 | 18.10 |
|
|
14 | Силы трения | 1 | 19.10 |
|
|
15 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 | 25.10 |
|
|
16 | Решение задач «Динамика» | 1 | 29.10 |
|
|
Законы сохранения в механике. Статика (7часов) | |||||
17 | Закон сохранения импульса (ЗСИ) | 1 | 01.11 |
|
|
18 | Реактивное движение | 1 | 02.11 |
|
|
19 | Работа силы (механическая работа) | 1 | 08.11 |
|
|
20 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | 1 | 09.11 |
|
|
21 | Закон сохранения энергии в механике | 1 | 15.11 |
|
|
22 | Лабораторная работа №2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | 16.11 |
|
|
23 | Рубежная контрольная работа №3 по теме «Механика» | 1 | 29.11 |
|
|
Молекулярная физика. Термодинамика (21 час) | |||||
Основы МКТ (9 часов) | |||||
24 | Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование | 1 | 30.11 |
|
|
25 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | 1 | 06.12 |
|
|
26 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 | 07.12 |
|
|
27 | Температура | 1 | 13.12 |
|
|
28 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева- Клапейрона) | 1 | 14.12 |
|
|
29 | Газовые законы | 1 | 20.12 |
|
|
30 | Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы | 1 | 21.12 |
|
|
31 | Решение задач по теме « МКТ» | 1 | 27.12 |
|
|
32 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | 28.12 |
|
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела 4( часа) | |||||
33 | Реальный газ. Воздух. Пар | 1 | 10.01 |
|
|
34 | Жидкостное состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 1 | 11.01 |
|
|
35 | Твёрдое состояние вещества | 1 | 17.01 |
|
|
36 | Решение задач на механические свойства твёрдых тел |
| 18.01 |
|
|
Термодинамика (8 часов) | |||||
37 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | 1 | 24.01 |
|
|
38 | Работа в термодинамике | 1 | 25.01 |
|
|
39 | Решение задач на расчёт работы термодинамической системы | 1 | 31.01 |
|
|
40 | Теплопередача. Количество теплоты | 1 | 01.02 |
|
|
41 | Первый закон (начало)термодинамики | 1 | 07.02 |
|
|
42 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | 1 | 08.02 |
|
|
43 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | 1 | 14.02 |
|
|
44 | Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» | 1 | 15.02 |
|
|
Электродинамика (21 час) | |||||
Электростатика (8 часов) | |||||
45 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | 1 | 21.02 |
|
|
46 | Закон Кулона | 1 | 22.02 |
|
|
47 | Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия | 1 | 07.03 |
|
|
48 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | 1 | 14.03 |
|
|
49 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | 1 | 15.03 |
|
|
50 | Энергетические характеристики электростатического поля | 1 | 21.03 |
|
|
51 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | 1 | 22.03 |
|
|
52 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электростатика» | 1 | 28.03 |
|
|
Постоянный электрический ток (7 часов) | |||||
53 | Стационарное электрическое поле | 1 | 29.03 |
|
|
54 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 | 04.04 |
|
|
55 | Решение задач на расчет электрических цепей | 1 | 05.04 |
|
|
56 | Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | 1 | 18.04 |
|
|
57 | Работа и мощность постоянного тока | 1 | 19.04 |
|
|
58 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 | 25.04 |
|
|
59 | Лабораторная работа №5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | 26.04 |
|
|
Электрический ток в различных средах (6 часов) | |||||
60 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 | 28.04 |
|
|
61 | Электрический ток в металлах | 1 | 30.04 |
|
|
62 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | 1 |
|
|
|
63 | Закономерности протекания тока в вакууме | 1 | 07.05 |
|
|
64 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | 1 | 08.05 |
|
|
65 | Контрольная работа №5 по теме «Электрические явления» | 1 | 16.05 |
|
|
Повторение(5 часов) | |||||
66 | Повторение по теме «Механика» | 1 | 17.05 |
|
|
67 | Повторение по теме «Механика» | 1 | 23.05 |
|
|
68 | Итоговая контрольная работа №6 | 1 | 24.05 |
|
|
69 | Повторение по теме «Молекулярная физика» | 1 | 30.05 |
|
|
70 | Повторение по теме «Электрические явления» | 1 | 31.05 |
|
|
5.Формы и средства контроля
Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения | |
| Контрольная работа№1 | « Повторение изученного в 9 классе» | 20.09 |
| Контрольная работа №2 | «Кинематика» | 28.09 |
| Рубежная контрольная работа №3 | «Механика» | 29.11 |
| Контрольная работа №4 | «Молекулярная физика. Термодинамика» | 15.02 |
| Контрольная работа №5 | «Электрические явления» | 16.05 |
| Контрольная работа №6 | «Итоговая» | 24.05 |
| Лабораторная работа№1 | «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 25.10 |
| Лабораторная работа№2 | «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» | 16.11 |
| Лабораторная работа №3 | «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 28.12 |
10 | Лабораторная работа №4 | «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | 18.04 |
11 | Лабораторная работа№5 | «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 26.04 |
6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
Саенко П.Г., Данюшенко В.С. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.10 – 11 кл. | 1 | 1 | 100 |
Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с. | 1 | 1 | 100 |
Кирик Л.А. Физика. 7-11 классы. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2011. | 1 | 1 | 100 |
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007. | 1 | 1 | 100 |
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005 | 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Мультимедийный проектор | 1 | 1 | 100 |
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Лента измерительная — 1 · Динамометр лабораторный -1 · Весы с разновесами -1 · Шарик на нити -1 · Линейка -1 · Пробка с отверстием | 15 | 100 |
Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии.»
| · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Динамометр лабораторный -1 · Линейка -1 · Груз на нити -1 | 15 | 100 |
Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.»
| Стеклянная трубка -1 · Запаянная с одного конца -1 · Цилиндрический сосуд с горячей водой -1 · Стакан с холодной водой -1 · Кусочек пластилина -1 | 15 | 100 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1 · Вольтметр -1 · Амперметр -1· · Ключ -1 · Соединительные провода -1 | 15 | 100 |
Лабораторная работа №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.»
| · Источник тока -1 · Два проволочных резистора -1 · Амперметр -1 · Вольтметр -1 · Реостат -1 · Соединительные провода -1 | 15 | 100 |
Компьютерные и информационно-комуникационные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Физика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе | 1 | 1 | 100 |
СD «Ученический эксперимент по физике» МГУ | 1 | 1 | 100 |
Учебное электронное издание «Физика-7-1» практикум. Физикон | 1 | 1 | 100 |
СD «Физика. Библиотека наглядных пособий» | 1 | 1 | 100 |
СD. Открытая физика 2 | 1 | 1 | 100 |
СD «Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ». Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 | 1 | 1 | 100 |
Сайт видео ресурсов по физике http://www.galileo—tv.ru/ | 1 | 1 | 10 |
7. Приложение
Контрольная работа №1 за курс физики 9 класса
Вариант 1
1. Поезд, идущий со скоростью 54 км/ч, остановился через 2 минуты после торможения. Определить тормозной путь, если ускорение 0,5 м/с2.
2. Элемент 84Х испытал два α- распада. Найдите атомный номер Ζ и массовое число А у нового атомного ядра Υ.
3. Длина звуковой волны для самого низкого мужского голоса 4,3 м, а для самого высокого женского голоса 25 см. найти частоту колебаний этих голосов.
4. С неподвижной лодки, масса которой вместе с человеком равна 300 кг, прыгает человек массой 50 кг с горизонтальной скоростью относительно земли 1 м/с. Какую скорость приобретает лодка?
5. Граната, летевшая со скоростью 20 м/с, разорвалась на 2 осколка массами 1 и 2кг. Скорость меньшего осколка возросла до 30 м/с. Найти скорость большего осколка.
Вариант 2
1.Поезд, идущий со скоростью 54 км/ч, остановился через 2 минуты после торможения. Определить тормозной путь, если ускорение 0,5 м/с2.
2.Элемент 85Х испытал два бетта -распада. Найдите атомный номер Ζ и массовое число А у нового атомного ядра Υ.
3.Длина звуковой волны для самого низкого мужского голоса 4,3 м, а для самого высокого женского голоса 25 см. найти частоту колебаний этих голосов.
4. С неподвижной лодки, масса которой вместе с человеком равна 300 кг, прыгает человек массой 50 кг с горизонтальной скоростью относительно земли 1 м/с. Какую скорость приобретает лодка?
5. Граната, летевшая со скоростью 20 м/с, разорвалась на 2 осколка массами 1 и 2кг. Скорость меньшего осколка возросла до 30 м/с. Найти скорость большего осколка.
Контрольная работа №2 по теме «Кинематика»
Вариант 1
Велосипедист съехал с горки за 1 мин, двигаясь с ускорением 0,5 м/с2. Определите длину горки, если начальная скорость велосипедиста 18 км/ч.
Футболист ударил по мячу, придав ему скорость 3 м/с. Чему равна скорость мяча через 5 с. если ускорение 0,25 м/с2.
За какое время автомобиль двигаясь с ускорением 0,6 м/с2 увеличит свою скорость с 36 км/ч до 108 км /ч.
Пуля в стволе автомата движется с ускорением 616 м/с2. Какова скорость вылета пули, если длина ствола 41,5 см?
Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2 . Какова скорость лыжника в начале и конце уклона?
Вариант 2
Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,4 м/с2. Какую скорость приобретет велосипедист через 10 с, если его начальная скорость равна 18 м/с.
Велосипедист съезжает с горы из состояния покоя. Через какой промежуток времени его скорость станет 3 м/с.
Поезд, идущий со скоростью 54 км/ч, остановился через 2 минуты после торможения. Определить тормозной путь, если ускорение 0,5 м/с2.
Шарик. скатываясь по наклонному желобу из состояния покоя, за 1 с прошел путь 10см. Какой путь он пройдет за 3с.
Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2 . Какова скорость лыжника в начале и конце уклона?
Рубежная контрольная работа №3 по теме «Механика»
Вариант 1
1.С какой скоростью равномерно катится тележка массой 500г, если ее импульс равен 5 кг м/с.
2.Вычислить силу с которой притягиваются два человека массами 60 и 50 кг, находящиеся на расстоянии 10 см друг от друга.
3. С неподвижной лодки, масса которой вместе с человеком равна 255 кг, бросают на берег весло массой 5 кг с горизонтальной скоростью относительно земли 10 м/с. Какую скорость приобретает лодка?
4. Брусок массой 2 кг движется по поверхности стола с ускорением 0,2 м/с2. Коэффициент трения равен 0,3; сила тяги 4 Н. Определить силу трения.
Вариант 2
1. Вычислить импульс тела массой 500г движущийся со скоростью 72 км/ч.
2.Вычислить силу с которой притягиваются два тела массами 40 и 20 кг, находящиеся на расстоянии 0,5 м друг от друга.
3. Неподвижный вагон массой 20т сцепляется с платформой массой 30т, движущейся со скоростью 1 м/с. Какова станет их скорость после сцепки.
4.Лыжник массой 60 кг движется со скоростью 10 м/с, останавливается через 40 с. Определите силу трения.
Контрольная работа №4 по теме « Молекулярная физика. Термодинамика»
Вариант 1
Сколько атомов содержится в железной отливке массой 200г.
Найти температуру газа при давлении 200 кПа и концентрации молекул 1025 м3
При каком давлении 1 моль идеального газа имеет температуру 100С, если объем газа 2л.
Рассчитайте плотность кислорода, при температуре 20С и давлении 105Паю
Постройте графики изопроцессов в различных системах.
Вариант 2
Какова масса 400 моль углекислого газа (СО2)?
Вычислить концентрацию молекул кислорода, если температура 27С, а давление 0,6 МПа.
Определите среднюю кинетическую энергию молекул кислорода при температуре 12С.
Рассчитайте плотность гелия, при температуре 10С и давлении 106Па.
Постройте графики изопроцессов в различных системах.
Контрольная работа № 5по теме «Электродинамика»
Вариант 1
1.Определите сопротивление электрической лампы, сила тока в которой 0,5А, при напряжении 120В.
2. В двух вершинах треугольника со сторонами а = 4 см, b = 3 см и с = 5 см находятся заряды q1 = 8 нКл и q2 = –6 нКл.
а) С какой силой взаимодействуют эти заряды?
б) Определите напряженность электрического поля в третьей вершине треугольника.
2. Четыре лампы сопротивлением 4 Ом, 5 Ом, 10 Ом и 20 Ом соединены параллельно. Определите напряжение на каждой лампе и силу тока в каждой из них, если в первой течёт ток силой 2,5 А. Какова сила тока в неразветвлённой части цепи?
Вариант 2
1.Рассчитайте сопротивление алюминиевой проволоки длиной 80см и площадью поперечного сечения 0,2мм2?
2. В вершинах правильного треугольника со стороной a=10 см находятся заряды q1 =10 мкКл, q2 =20 мкКл и q3 =30 мкКл. Определить силу F, действующую на заряд q1 со стороны двух других зарядов.
3. Цепь с сопротивлениями R1 = R2 = R5 = R6 = 1 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 8 Ом включена в сеть напряжением 110 В. Найти распределение токов и напряжений.
Итоговая контрольная работа №6
за курс физики 10 класса
Вариант 1
Часть 1.
( При выполнении заданий части А, обведите один из 4-х данных ответов)
А1. Автомобиль трогается с места с ускорением 0,5 м/с2. Какова скорость автомобиля через 0,5 минуты?
А. V=0,25 м/с; В. V=2,5 м/с; С. V=15 м/с; Д. V=25 м/с.
А2. По графику зависимости удлинения пружины от приложенной к ней силы, определите коэффициент жесткости пружины.
х (см)
А. 2,5 Н/м; В. 0,4 Н/м;
4 С. 250Н/м; Д.40 Н/м.
10 F (Н)
А3. Эскалатор движется вниз. Вверх по эскалатору бежит человек со скоростью 1,4 м/c относительно эскалатора. Скорость человека относительно земли 0,8 м/c. Какова скорость эскалатора?
А. 2,2 м/c; В. 0,6 м/c; С. 0 м/c; Д. 0,4 м/c
А4. Уравнение движения тела: х = 100 + 2t + t2. Масса тела 500 г. Какова величина силы, действующая на тело?
А. 500 Н; В. 0,5 Н; С. 1 Н; Д. 2 Н.
А5. По горизонтальной плоскости равномерно движется брусок массой m. Чему равен
модуль силы трения, действующей на брусок?
A) µmg; Б) mg; B) 0; Г) µmgcos α.
А6. Тело массой m поднято над поверхностью земли на высоту h. Какова потенциальная энергия
тела? A) mg; Б) mgh; B) mh; Г) .
А7. Тело массой 5 кг спускается равномерно на 5 м за время 5 секунд. Какова мощность,
развиваемая силой тяжести?
А) 250 Вт; Б) 25 Вт; В) 50 Вт; Г) 125 Вт.
А8. При возрастании температуры газа от 0 до +200 С средняя квадратичная скорость теплового
движения молекул возрастает примерно в
1) 1,32 раза; 2) 1,73 раза ; 3) 3 раза ; 4) 9 раз.
А9. При постоянной температуре объём данной массы газа возрос в 4 раза. Давление газа при этом
1) увеличилось в 2 раза; 2) увеличилось в 4 раза;
3) уменьшилось в 2 раза; 4) уменьшилось в 4 раза.
А10. Как изменится давление идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис.2)?
А.) не изменится; Б.) увеличится; В.) уменьшится; Г.) не знаю.
А11. Между двумя заряженными телами сила электрического взаимодействия равна 12мН. Если заряд одного тела увеличить в 2 раза, а заряд другого тела уменьшить в 3 раза и расстояние между телами уменьшить в 2 раза, то сила взаимодействия между телами станет равна
1) 32 мН; 2) 16мН; 3) 8мН; 4) 4мН.
А12.
Электрическая цепь состоит из источника тока с ЭДС, равной 6 В, и внутренним сопротивлением 1 Ом. Источник тока замкнут на внешнее сопротивление R. Сила тока в цепи равна 2 А. Значение внешнего сопротивления цепи равно …
А) 0,5 Ом. Б) 1 Ом. В) 2 Ом. Г) 4 Ом.
А13. Найдите общее сопротивление участка цепи на рисунке
А) 4,5 Ом. Б) 7,5 Ом. В) 5,5 Ом. Г) 10 Ом.
А14. При уменьшении расстояния между обкладками конденсатора в 2 раза, его емкость…
а) увеличится в 4 раза; б) увеличится в 2 раза; в)уменьшится в 2 раза; г)уменьшится в 4 раза
А15. При электролизе медного купороса в течение 1 часа выделяется 20 г меди. Валентность меди – 2, относительная молекулярная масса – 64. Сила тока в электролитической ванне равна …
А) 16,8 А. Б) 0,016 А. В) 60 кА. Г) Нет правильного ответа.
Часть В (реши задачу и запиши ответ)
В1. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему будет равна скорость обеих тележек после взаимодействия?
Ответ:___________
В2. В автомобильной шине находится воздух под давлением 5,9*105 Па при температуре 20С. Во время движения автомобиля температура воздуха повышается до 35С. На сколько увеличивается давление воздуха внутри шины? Объем считать постоянным.
Ответ: ___________
В3. Камень брошен вертикально вверх. Изменяются ли перечисленные в правом столбце физические величины во время его движения вверх и если изменяются, то как? Установите соответствие между физическими величинами, перечисленными в правом столбце, и возможными видами их изменений, перечисленными во втором столбце. Влиянием сопротивления воздуха пренебречь.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ
А) скорость 1) не изменяется
Б) ускорение 2) увеличивается
В) кинетическая энергия 3) уменьшается
Г) потенциальная энергия
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Часть С. (Решите задачи, полное решение запишите)
С1. Брусок соскальзывает вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 30°. Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость 0,3. С каким ускорением скользит брусок по наклонной плоскости?
С2. Сколько льда, взятого при -10ºС, можно растопить за 10мин на электроплитке, работающей от сети напряжением 220В при токе 3А, если общий КПД установки 80%. Удельная теплоёмкость льда 2100Дж/кг∙К. Удельная теплота плавления льда 340кДж/кг.
С3. Плоский воздушный конденсатор состоит из двух круглых пластинок радиусом 1см. Расстояние между ними 0,5 см. Напряжённость электрического поля между пластинами 4кВ/см. Найдите энергию поля конденсатора.
С4. Два сосуда с газом вместимостью 3л и 4л соединяют между собой. В первом сосуде газ находиться под давлением 200кПа, а во втором – 100кПа. Найдите давление, в котором будет находиться газ, если температура в сосудах одинакова и постоянна.
Вариант 2
Часть 1.
( При выполнении заданий части А, обведите один из 4-х данных ответов)
А1. За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 2,5 м/c2, увеличит свою скорость от 5 до 20 м/c?
А. 2 с; В. 3 с; С. 5 с; Д. 6с.
А2. Какие из приведенных ниже уравнений описывают равномерное движение?
1) х=10+2t; 2) х=10t+2t2; 3) х=10+2t2; 4) x=20t.
А. 1 и 2; В. 2 и 3; С. 1 и 4; Д. 3 и 4.
А3. Дан график зависимости ах(t) проекции ускорения от времени. Какой из представленных графиков Vx (t) проекции скорости движения от времени соответствует данному движению.
ах Vx Vx Vx
А. В. С.
t t t
t
А4. Два мальчика взялись за руки. Первый толкает второго с силой 120 Н. С какой силой толкает второй мальчик первого?
А) 0; Б) 120 Н; В) 240 Н; Г) 80 Н.
А5. На расстоянии R от центра Земли на тело действует сила тяжести F. Чему будет равна сила тяжести, действующая на это тело на расстоянии 2R от центра Земли?
А) ; Б) 2F; B) 4F; Г) .
А6. Тележка массой 100 г движется равномерно по горизонтальной поверхности со скоростью 5 м/с. Чему равен ее импульс?
А) 0,5 кг ∙ м/с; Б) 5 кг ∙ м/с; В) 50 кг ∙ м/с.
А7. Груз массой 200 кг равномерно поднимают по наклонной плоскости на высоту 10 м.
Определите работу, совершенную силой тяжести (трение не учитывать).
А) 10 кДж; Б) 15 кДж; В) 20 кДж; Г) 0.
А8. Средняя квадратичная скорость молекул азота равна 500 м/с. Чему равна его температура? 1) 126 К; 2) 282 К; 3) 300 К; 4) 373 К
А9. Как изменится объём идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис. 3)?
А.) уменьшится;
Б.) увеличится;
В.) не изменится.
А10. При увеличении абсолютной температуры идеального газа в 2 раза и уменьшении занимаемого им объёма в 2 раза давление газа.
1) увеличится в 4 раза; 2) не изменится;
3) уменьшится в 4 раза; 4) увеличится в 2 раза
А11. Три капли имеющие заряды соответственно 2q, -3q, —q, слились в одну. Определите суммарный заряд большой капли. а)6q; б) -6q; в)-4q; г)3q; д) -2q
А12. . Рассчитайте силу тока при коротком замыкании батареи с ЭДС 9 В, если при замыкании ее на внешнее сопротивление 3 Ом ток в цепи равен 2 А.
А) 2 А. Б) 3 А. В) 4 А. Г) 6 А.
А13. Как изменится электроёмкость конденсатора, если заряд на его обкладках увеличить в 2 раза?
1) увеличится в 4 раза; 2) не изменится;
3) уменьшится в 2 раза; 4) увеличится в 2 раза
А14. Какая мощность выделяется в алюминиевой проволоке длиной 100 км и сечением при силе тока в ней 2 А, если удельное сопротивление 0,028 Ом*м?
А) 2240кВт. Б) 22,4кВт В) 2240МВт Г) 1120МВт
А15. Чему равен электрохимический эквивалент вещества, если известно, что масса вещества, выделившегося на электроде, равна 5 г, а заряд, прошедший через электролит, равен заряду электрона?
А) 3,110 . Б) 3,1. В) 8.
Часть В (реши задачу и запиши ответ)
В1. Мальчик массой 22 кг, бегущий со скоростью 2,5 м/с, вскакивает сзади на тележку
массой 12 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
Ответ:___________
В2. При давлении 0,98*105 Па и температуре 15С объём воздуха 2л. При каком давлении воздух займёт объём 4л, если температура его станет 20С.
Ответ: ___________
В3. Камень брошен вертикально вниз. Изменяются ли перечисленные в правом столбце физические величины во время его движения вниз и если изменяются, то как? Установите соответствие между физическими величинами, перечисленными в правом столбце, и возможными видами их изменений, перечисленными во втором столбце. Влиянием сопротивления воздуха пренебречь.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ
А) скорость 1) не изменяется
Б) ускорение 2) увеличивается
В) кинетическая энергия 3) уменьшается
Г) потенциальная энергия
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Часть С. (Решите задачи, полное решение запишите)
С1. При силе тока 5А за 10мин в электролитической ванне выделилось 1,07г двухвалентного металла. Определите его молярную массу.
С2. Брусок равномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 30° (g =10 м/с2).Определите коэффициент трения бруска о плоскость.
С3. Плоский воздушный конденсатор зарядили до разности потенциалов 600В, а затем отключили от источника тока. Какой станет разность потенциалов между пластинами, если расстояние между ними увеличить от 0,2мм до 0,7 мм и, кроме того, пространство между пластинами заполнить слюдой с диэлектрической проницаемостью равной 7 ?
С4. Воздух, занимающий при давлении 200кПа, объём 200л, изобарно нагрели до температуры 500К. Масса воздуха 580г, молярная масса воздуха 29г/моль. Определите работу воздуха.
Лабораторная работа 1.
«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Теоретическая часть работы.
Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиуса R. При этом нить АВ, к которой прикреплен шарик, описывает поверхность прямого кругового конуса. На шарик действуют две силы: сила тяжести и натяжение нити (рис. а). Они создают центростремительное ускорение , направленное по радиусу к центру окружности. Модуль ускорения можно определить кинематически. Он равен:
Для определения ускорения надо измерить радиус окружности и период
обращения шарика по окружности.
Центростремительное (нормальное) ускорение можно определить также, используя законы динамики.
Согласно второму закону Ньютона . Разложим силу на составляющие и , направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх.
Тогда второй закон Ньютона запишется следующим образом:
Направление координатных осей выберем так, как показано на рисунке б. В проекциях на ось О1у уравнение движения шарика примет вид: 0 = F2 — mg. Отсюда F2 = mg: составляющая уравновешивает силу тяжести , действующую на шарик.
Запишем второй закон Ньютона в проекциях на ось О1х:
man = F1. Отсюда
Модуль составляющей F1 можно определить различными способами. Во-первых, это можно сделать из подобия треугольников ОАВ и FBF1:
Отсюда и
Во-вторых, модуль составляющей F1 можно непосредственно измерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис. в), и определяем показание динамометра. При этом сила упругости пружины уравновешивает составляющую .
Сопоставим все три выражения для аn:
, ,
и убедимся, что они близки между собой.
В этой работе с наибольшей тщательностью следует измерять время. Для этого полезно отсчитывать возможно большее число оборотов маятника, уменьшая тем самым относительную погрешность.
Взвешивать шарик с точностью, которую могут дать лабораторные весы, нет необходимости. Вполне достаточно взвешивать с точностью до 1 г. Высоту конуса и радиус окружности достаточно измерить с точностью до 1 см. При такой точности измерений относительные погрешности величин будут одного порядка.
Ход работы
1. Определяем массу шарика на весах с точностью до 1 г.
2. Нить продеваем сквозь отверстие и зажимаем пробку в лапке штатива (рис. )
3. Вычерчиваем на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измеряем радиус с точностью до 1 см.
4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращаем маятник так, чтобы шарик о писывал окружность, равную начерченной на бумаге.
6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает к примеру, N = 50 оборотов.
7. Определяем высоту конического маятника. Для этого измеряем расстояние по вертикали от центра шарик; до точки подвеса.
8. Находим модуль центростремительного ускорение по формулам:
и
9. Оттягиваем горизонтально расположенным динамо метром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измеряем модуль составляющей . Затем вычисляем ускорение по формуле .
10. Результаты измерений заносим в таблицу.
N | Δt | T= Δt/N | h | m |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что они примерно одинаковы.
11.Вывод.
Лабораторная работа2
«Изучение закона сохранения механической энергии»
Цель работы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины, сравнить два значения потенциальной энергии системы.
Оборудование: штатив с муфтой и ланкой, динамометр лабораторный с фиксатором, лента измерительная, груз на нити длиной около 25 см.
Для выполнения работы собирают установку, показанную на рисунке. Динамометр укрепляется в лапке штатива. Фиксатором 1 показаний динамометра служит пластинка из пробки размером 5 Х 7 Х 1,5 мм. На рисунке фиксатор в увеличенном масштабе помечен цифрой 2. Пластинку из пробки надрезают ножом до середины и насаживают на проволочный стержень динамометра. Фиксатор должен перемещаться вдоль стержня с малым трением.
Сначала проверьте работу фиксатора. Установите его в нижней части проволочного стержня вплотную к ограничительной скобе динамометра. Растяните пружину динамометра до упора. Отпустите стержень. При этом фиксатор вместе со стержнем поднимается вверх, отмечая максимальное удлинение пружины.
Ход работы.
1. Привяжите груз к нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерьте вес груза F1 = mg (можно использовать массу груза, если она известна).
2. Измерьте расстояние l от крючка динамометра до центра тяжести груза.
3.Поднимите груз до высоты крючка динамометра и отпустите его. Поднимая груз, расслабьте пружину и укрепите фиксатор около ограничительной скобы.
4. Снимите груз и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение пружины.
5. Растяните рукой пружину до соприкосновения фиксатора с ограничительной скобой и отсчитайте по шкале максимальное значение дуля силы упругости пружины. Среднее значение силы упругости равно .
6. Найдите высоту падения груза. Она равна .
7. Вычислите потенциальную энергию системы в первом положении груза, т. е. перед началом падения, приняв за нулевой уровень учение потенциальной энергии груза в конечном его положении: .
8. В конечном положении груза его потенциальная энергия равна нулю. Потенциальная энергия системы в этом состоянии определяется лишь энергией упруго деформированной пружины:
.
Вычислите ее.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
l |
| F |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
10. Сравните значения потенциальной энергии в первом и втором состояниях системы и сделайте вывод.
Лабораторная работа 3.
«Опытная проверка закона Гей-Люссака»
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40—50 мм, наполненный горячей водой (t ~ 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин, термометр, линейка.
Теоретическая часть работы:
Чтобы проверить закон Гей-Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства . Это можно осуществить, используя воздух при атмосферном давлении.
Стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 3—5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис. а). В этом случае объем воздуха V1 равен объему стеклянной трубки, а температура — температуре горячей воды Т1. Это — первое состояние. Чтобы при
переходе воздуха в следующее состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замазывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис. б), а затем прямо под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке (рис. в) объем воздуха в ней станет равным V2<V1, а давление p=paтм—pgh. Чтобы давление воздуха в трубке вновь стало равным атмосферному, необходимо увеличивать глубину погружения трубки в стакан до тех пор, пока уровни воды в трубке и в стакане не выровняются (рис. г). Это будет второе состояние воздуха в трубке при температуре T2 окружающего воздуха. Отношение объемов воздуха в трубке в первом и втором состояниях можно заменить отношением высот воздушных столбов в трубке в этих состояниях, если сечение трубки постоянно по всей длине
Поэтому в работе следует сравнить отношения. Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура — термометром.
Ход работы
1. Подготовьте бланк отчета с таблицей (см. таблицу) для записи результатов измерений и вычислений
Вычислено | |||||||||||
l1, мм | l2, мм | t1, °С | t2, °С | Δиl, мм | Δоl, мм | Δl, мм | Т1, К | Т1, К | ΔиТ, К | ΔоТ, К | |
Вычислено |
|
|
|
| |||||||
ΔТ, К | l1/l2 | ε1, % | Δ1 | T1/T2 | ε2, % | Δ2 | | | | |
2. Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
Проведение эксперимента, обработка результатов
1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде.
2. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом рассказано выше. Измерьте длину 12 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2.
3. Вычислите отношения l1/l2 и T1/T2, относительные (ε1 и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам
4. Сравните отношения l1/l2 и T1/T2.
5. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Контрольные вопросы
1. Почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой комнатной температуры и после снятия пластилина вода в трубке поднимается?
2. Почему при равенстве уровней воды в стакане и в трубке давление воздуха в трубке равно атмосферному?
Лабораторная работа №4
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
Цель работы: проверить справедливость законов электрического тока для последовательного и параллельного соединения проводников.
Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.
Теория:
Законы электрического тока для последовательного соединения проводников:
| |
Напряжение |
|
Сопротивление |
|
Законы электрического тока для параллельного соединения проводников:
| |
Напряжение |
|
Сопротивление |
|
Ход работы
Соберите электрическую цепь (рис. 5) и с помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление.
Измерьте вольтметром напряжение в общей цепи и на отдельных потребителях.
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:
Напряжение на резисторе | Сопротивление резистора | |||||
U1 | U2 | Uобщ | R1 | R2 | Rобщ | |
|
|
|
|
|
|
|
Соберите электрическую цепь (рис. 6) и с помощью реостата установите стрелку вольтметра на определенное деление шкалы.
Измерьте поочередно амперметром силу электрического тока в общей цепи и в цепях отдельных потребителей.
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:
Сила электрического тока в цепи | Сопротивление резистора | |||||
I1 | I2 | Iобщ | R1 | R2 | Rобщ | |
|
|
|
|
|
|
|
Проведите расчеты по результатам эксперимента.
На основании проведенных опытов, сделайте вывод о том, выполняются ли законы электрического тока для последовательного и параллельного соединений проводников.
Лабораторная работа №5
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, провода, реостат, источник тока.
Схема электрической цепи, которую используют в этой лабораторной работе, показана на рисунке. В качестве источника тока в схеме используется аккумулятор или батарейка от карманного фонаря.
При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть много больше внутреннего сопротивления источника тока г. Обычно сопротивление источника тока мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0—6 В и сопротивлением Rв = 900 Ом (см. надпись под шкалой прибора). Так как сопротивление источника обычно мало, то действительно RB>> г. При этом отличие ξ от U не превышает десятых долей процента, поэтому погрешность измерения ЭДС равна погрешности измерения напряжения.
Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Действительно, из закона Ома для замкнутой цепи получаем ξ = U + Ir, где U= IR — напряжение на внешней цепи. Поэтому . Для измерения силы тока в цепи можно использовать школьный амперметр со шкалой 0—2 А. Максимальные погрешности измерений внутреннего сопротивления источника тока определяются по формулам
Δr=rпрεr
Ход работы
1. Подготовьте бланк отчета со схемой электрической цепи и таблицей (см. таблицу 6) для записи результатов измерений и вычислений:
Измерено | Вычислено | |||||||||
| Uпр, В | Iпр, А | ξпр, В | ΔиU, В | ΔоU, В | ΔU, В | εU, % | εЕ, % | rпр, Ом | |
Измерение ξ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Измерение г |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Вычислено | ||||||
|
|
|
| ΔIи, А | ΔIо, А | ΔI, А | εI, % | εr, % | Δr, Ом | |
Измерение ξ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Измерение г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Соберите электрическую цепь согласно рисунку 257. Проверьте надежность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.
3. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.
Проведение эксперимента, обработка результатов
1. Измерьте ЭДС источника тока.
2. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе и вычислите rпр. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов.
3. Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока:
ξ=ξпр ±Δξ, εЕ = …%;
r=rпр ±Δr, εr = …%;
Контрольные вопросы
1. Почему показания вольтметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны?
2. Как повысить точность измерения ЭДС источника тока?
3. Можете ли вы предложить другие способы измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока?
4. Сделайте вывод.
29