Конспект урока
«Мир вокруг нас»
2 класс.
Тема:
«Звери и птицы зимой»
Организационный момент
Сообщение темы урока
(П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса , мы отправимся в зимний лес.
А тему нашего урока вы должны узнать сами , т.к. все буквы снегом замело…Для этого отгадайте загадки.
Загадки:
I слово
1) По полю скачет —
Ушки прячет,
Встанет столбом —
Ушки торчком. (заяц)
2) По лесу рыщет,
Добычу ищет. (волк)
3) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(медведь)
4) Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует. (воробей)
5) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
II слово
Хитрая плутовка.
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
III слово
1)
2) Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.(дятел)
3) Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …(филин)
4) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.(синица)
5) Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки.(мышь)
IV слово
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
— Тема нашего урока «Звери и птицы зимой»
Обобщение знаний у детей о зимующих птицах и зверях.
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
— А как звери готовятся к зиме? Как зимует медведь, белка, волк, лиса, ёж?
Сейчас об этом нам расскажут ребята.
(сообщения)
(лось, волк, медведь, лиса, белка, бобер,)
—
— И птицам приходится нелегко. Какие же птицы с нами переживают зиму нам расскажут ребята. (стихи-сообщения)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
— Ребята, внимательно ли вы слушали сообщения о птицах? Кто из этих пернатых выводит своих птенчиков зимой? Это клест. Встречается клест в еловых лесах. Обнаружить эту птицу легко по отрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который он всегда издает, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек елей, сосен, иногда ест ягоды и семена растений. И выводит птенцов он в феврале месяце! Потому что кормит своих деток семенами еловых и сосновых шишек, которые доступны только зимой.
-Какие еще птицы зимуют в наших краях?
(вороны, сороки, воробьи)
-А некоторые птицы прилетают к нам зимовать с севера! Это снегири и свиристели.
— Ребята, как много птиц собралось у нашей кормушки! А кормушка-то пустая! Кто расскажет ,чем можно покормить птиц? ( хлеб, семечки, крупа, сало несоленое)
-Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет!
4. Физминутка.
Закрепление пройденного материала.
Задание 1.»Рассели по домикам»
— А сейчас мы с вами будем расселять животных по домикам.
В 1 домик – животных, которые к зиме делают запасы.
Во 2 домик – животных, которые зимой впадают в спячку.
В 3 домик – животных, которые зимой ищут корм в природе.
(Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук, бобёр, хомяк)
Задание 2. «Следы невидимых зверей»
-Ребята, посмотрите, наши звери оставили следы на снегу. Давайте , попробуем
отгадать чьи это следы? Отгадав, приклейте следы к тому животному, кому они
принадлежат?
7 . Обобщение учителя.
— Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу нужно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту и морковь, сено оставляют в стогах.
8 .Домашнее задание.
— Ребята, дома вы найдите и запишите в свои тетради загадки, стихи о животных, про которых мы говорили на уроке .
9. Итог урока.
— А теперь, сделаем вывод по нашей схеме.
ЗИМА
ПУШИСТАЯ МОРОЗЫ СНЕГ ИЗМЕНЕНИЕ
ШЕРСТЬ ОКРАСКИ
НЕТ КОРМА
ИСПОЛЬЗУЮТ ИЩУТ КОРМ СПЯТ В СПЯЧКЕ
ЗАПАСЫ
10. Заключительная часть.
— Ребята, посмотрите, сколько животных собрались на нашей поляне: здесь и птицы, и звери, и люди. И никто никого не боится. Все мы – и люди, и звери, и птицы – Дети одного большого царства – Природа. Она наш дом, а дом нужно всегда беречь и защищать.
— Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением:
-Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она.
— Ребята, вы сегодня все очень хорошо поработали на уроке. Спасибо.