Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края.
Конспект беседы по профориентации «Человек и профессия»
учащиеся 7-8 класса (14-15лет)
Подготовила
Социальный педагог
Наливайко Наталья Николаевна
Станица Старолеушковская.
2013г.
Конспект беседы по профориентации «Человек и профессия».
Цели:
— знакомство учащихся с миром профессий;
— выявление склонностей учеников к различным видам трудовой деятельности;
— обеспечение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Предварительная работа.
— проведение анкетирования среди учащихся на тему профориентации;
— диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащимися.
— встреча с представителями разных профессий.
— подбор слайдов о мире профессий.
Оборудование:
Ручки, карандаши, опросник, бланки анкеты.
Ход проведения.
Социальный педагог.
— Добрый день, уважаемые ребята, взрослые. Сегодня речь пойдет о профессиях. В мире насчитывают около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов людей меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии нудно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? И как найти ту профессию, которая тебя полностью устраивала. Об этом сегодня пойдет речь на встрече с вами.
— В проведенном опросе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» получены следующие ответы:
Водителем — 10% воспитателем — 11%
Поваром — 12% продавцом — 7%
Автомеханик — 6% учителем — 3%
Фотомоделью — 1% охранником — 1%
Отсюда можно сделать следующий вывод, что некоторые профессии
уходят в глубь веков или неизвестны вам ребята, не все школьники знают
новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом.
Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким – то важным признакам.
Классификация делится на пять основных типов:
— человек – природа
— человек – техника
— человек – художественный образ
— человек – знаковая система
— человек – человек.
Человек – природа.
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.
Человек – техника.
Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств.
Человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Человек – знаковая система.
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
Человек – человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское, социальное обслуживание людей.
Все профессии можно разделить на две группы по характеру труда: на физический и умственный труд.
Классификация – распределение профессий по отраслям народного хозяйства.
— промышленность и строительство
— сельское хозяйство
— непроизводственная сфера, бытовое обслуживание
— просвещение, здравоохранение, культура.
— транспорт и связь.
Можно также разделить все профессии на две группы по признаку материального производства:
Профессии производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, связь).
Профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, просвещение).
Социальный педагог.
— Ребята, продолжите пословицы, которые говорят о важности труда.
1 Труд человека кормит…. (а лень портит).
2 Долог день до вечера … (коли делать нечего).
3 От скуки… (бери дело в руки).
4 Кто встал пораньше… (ушел подальше).
5 Пчела мала… (а и та работает).
6 Кончил дело… (гуляй смело).
7 Терпение и труд… (все перетрут).
8 Первый блин… (комом).
9 Собирай по ягодке… (наберешь кузовок).
10 Глаза страшатся… (а руки делают).
11 Что посеешь… (то и пожнешь).
12 Готовь летом сани… (а телегу зимой).
— Ребята на нашей встрече присутствует психолог школы.
Выступление школьного психолога.
— Уважаемые старшеклассники, сегодня вы познакомились со многими
профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас
склонен. А я вам ребята предлагаю провести мини-викторину.
— Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах? (Мужчины)
— Как называется прямой товарообмен? (Бартер)
— Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт)
— Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1)
— Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
— В этой фамилии спряталось название профессии: Стралужин. (Журналист)
— Что производят в Бразилии? (Бразильцев)
— Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)
— Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
— Какая разница между блохой и собакой? (собаки могут иметь блох, а блохи собак – нет)
— Перед кем люди всегда снимают шляпы? (парикмахером)
— Кто работает спустя рукава? (пожарник)
— Кто ходит сидя? (шахматист)
— Кто завез в Европу мороженное? (Венецианский путешественник Марко Поло)
— Как сварить вкусную кашу без масла? (с любовью)
— То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявит море. (Утюг)
Социальный педагог.
— Дорогие ребята, вам стоит задуматься, о том какая нравится профессия,
к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и
свои возможности. Всем желаем не ошибиться в выборе профессии.
Ну а для того чтобы получить желаемую профессию надо:
поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,
необходимо получить хорошие знания;
поступить и успешно закончить профессиональное училище;
необходимо предварительно попробовать себя в избранной
профессии;
нужно любить эту профессию.
И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый
несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».
Литература
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Катурович Д.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллетивов. М: 1988г.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. Москва «Глобус»
2008г.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984г.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991г.