Конспект комплексного урока по музыке для 2 класса.
Учитель музыки Никулина Т.И.
ГОУ прогимназия №1667
«Как родилась музыка».
Цель урока: Формирование у детей представления о природе и истоках
возникновения музыкальных звуков, об истории развития
музыкального искусства;
формирование музыкальных и творческих способностей детей
с учётом возможностей каждого ребёнка в процессе музыкальной
деятельности различных видов (слушание музыки, пение, игра на
музыкальных инструментах, импровизация, сочинение ).
Задачи урока: Образовательные — знакомство с историей музыки, с образцами
музыкального народного творчества;
развивающие – развитие метро-ритмических , вокально-хоровых ,
импровизационных навыков, умения игры на музыкальных инструментах;
воспитательные – воспитание любви к музыке, личностной значимости
нравственных и эстетических свойств музыки , повышения мотивации к
образовательной деятельности на уроках музыки.
Аудиоматериалы: русские народные колыбельные и частушки в детском исполнении,
духовный стих «Христос родился»,
С.Ермолова «Юный художник».
Атрибуты: музыкальные и шумовые инструменты,
народная кукла,
портреты композиторов.
I.Орг. момент, приветствие.
Дети входят в класс и рассаживаются произвольно на две равные команды.
Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении. Сегодня мы совершим путешествие во времени. Но сначала мне хотелось бы спросить вас, как вы думаете, что такое музыка и откуда она берётся?(рассуждения детей).
II. Где живёт музыка?
Цели этапа — формирование УУД:
общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
структурирование знаний,
анализ и сравнение , выявление причинно-следственных связей,
построение логического рассуждения на основе синтеза и обобщения фактов;
моделирование ритмической импровизации;
регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе
индивидуальной и групповой работы;
личностные: смыслообразование , нравственно-этическая ориентация;
осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;
коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,
способность к самовыражению,
умение работать в группе.
Как вы думаете, когда появилась музыка? (ответы детей )
Давайте отправимся в прошлое.
С древних времён люди слышали звуки окружающего мира. Вы их назовёте?
(шум дождя, шелест листвы, шуршание набегающей волны, биение сердца и т.д.)
Они наделяли мистической силой природные явления и стихии. Поклоняясь
им, древние люди придумывали ритуальные танцы и песни, они подражали звукам природы.
Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести такой ритуальный танец. Одна команда будет исполнять аккомпанемент на музыкальных инструментах , а другая придумает танец.(После недолгой подготовки исполняется ритмическо-танцевальная импровизация)
Правда, получился отличный обрядовый танец? Поглядите-ка в окно – даже
солнышко выглянуло! Как вы думаете, то, что вы изобразили, можно назвать музыкой? Или чего-то не хватает?(не хватает мелодии) Мелодия тоже родилась в природе. Где человек может её услышать?( гул ветра, пение птиц, журчание ручейка)
Итак, музыка – это мелодия и ритм.
III. Сочиняем и играем.
Цели этапа — формирование УУД:
общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
структурирование знаний о народном творчестве,
анализ и сравнение музыкальных примеров,
создание модели песни для последующего воспроизведения в творчестве,
реегулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе
индивидуальной и групповой работы;
оценка результата творческой работы,
личностные: нравственно-этическая ориентация;
осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;
осмысление ценности устного народного творчества,
коммуникативные: умение участвовать в продуктивном диалоге,
умение работать в группе.
Человек живёт в окружении звуков и мелодий. В радости и в печали его окружает музыка. С рождения малыш слышит мамины песни, какие?
(потешки, пестушки, колыбельные)В них – вся мамина ласка, любовь и забота.
Без музыки не обходились ни детские забавы, ни народные гуляния и праздники. Давайте вспомним такие песни (плясовые, хороводные, частушки).
Сейчас мы послушаем, как звучат колыбельная и частушки, а затем вы в командах попробуете сочинить свои. (девочки в обеих командах сочиняют колыбельную песенку для народной куклы, а мальчики — придумывают тексты частушек при помощи учителя, затем-исполняют их ) Вот какие у нас получились замечательные колыбельные, а задорные частушки – как на настоящих посиделках! (тексты, придуманные детьми):
Баю-баюшки, баю, Баю-баюшки, баю,
Очень я тебя люблю. Я Алёнушку люблю.
Пусть приснятся сладки сны, Спи, малюточка моя,
Спи, малышка, спи, спи, спи. Спать ты будешь до утра.
Рыбки спят, и птички спят, Спят зайчишки и сова.
Моей детке спать велят. Уже поздно, спать пора.
Частушки:
Ученица как-то раз В нашей школе снова праздник,
Принесла ежонка в класс. Принесли цветы с утра.
А потом он убежал, С одноклассниками встреча
А куда — он не сказал. Очень радостна всегда.
Мы с вами услышали и даже сочинили сами примеры устного народного творчества. А почему оно так называется? (потому что народная мудрость
передавалась из уст в уста).
IV. Кто такие композиторы?
Цели этапа — формирование УУД:
общеучебные: осмысление и анализ слуховой информации,
выделение и формулирование проблемы,
регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе
индивидуальной и групповой работы;
личностные: смыслообразование ,
нравственно-этическое ориентирование в вопросе музыкальной культуры,
мотивация к познавательной деятельности,
коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,
умение слушать собеседника,
умение работать в группе.
С приходом Христианства на Русь появилась духовная музыка , которая прославляла Господа, укрепляла веру, сопровождала обряды. Послушайте Христославную песню, которая пелась на Рождество. Какие чувства вы испытали при прослушивании этой песни? (…)
В эти времена появляется письменность, алфавит, становится возможным записывать на бумаге песнопения. Стали появляться авторы, сочиняющие музыку. Как называются такие люди?(композиторы)
Предлагаю вам посоревноваться в знании отечественных композиторов. Викторина по именам композиторов России.
V. Музыка – всем.
Цели этапа — формирование УУД:
общеучебные: анализ и понимание дирижёрских жестов,
воплощение в деятельности усвоенных музыкальных принципов,
регулятивные: планирование, контроль, оценка собственных действий в процессе
индивидуальной и групповой работы по развитию вокально-хоровых навыков,
личностные: смыслообразование , нравственно-этическая ориентация;
осознание ценности личного вклада в творчество коллектива;
коммуникативные: участие в продуктивном диалоге,
умение работать в вокальном коллективе.
В середине XIX века началась техническая революция. Попробуйте объяснить этот термин.(…) Музыку стало возможным записывать и прослушивать с помощью технических устройств, какие вы знаете?(граммофон, патефон, магнитофон) Появились цифровые носители информации. Благодаря этому,
Музыка стала доступна всем людям. С развитием цивилизации музыкальное наследие человечества невероятно обогатилось, и мы с вами ещё узнаем много красивых мелодий и песен, сочинённых разными авторами, в том числе и нашими педагогами. Давайте вспомним и споём одну из них.
Исполнение песни С.А.Ермоловой «Юный художник».
VI. Заключение, рефлексия.
Ну что ж, вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Узнали ли вы что-то новое? Что вам понравилось? А что для вас было наиболее трудным? Я хочу отметить вашу дружную работу в командах, ваши замечательные творческие способности, ваш задор и энергию. Спасибо.