Конспект урока по ИЗО «Русская народная праздничная одежда» 5 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области







Конспект урока

«Русская народная праздничная одежда»

по программе Б.М. Неменского

5 класс










Павлова Наталья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

старшая вожатая

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»





2012 год.


Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями русского праздничного народного костюма, его художественной ценностью.


Задачи урока:


1.Воспитательные:


-Воспитывать уважение к русской культуре, формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.


2.Развивающие:


-Формировать знания об условно-символическом языке народного искусства.


-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты русского народного творчества, его самобытности.


3. Обучающие:


-Формировать знания и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.


-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.

2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.

3. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ


ПК, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах.

Простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Раздаточный материал: карточки с элементами вышивки, карточки с изображением костюмов


Зрительный ряд:

На доске – народные костюмы.


Учитель: Народный костюм — это бесценное достояние культуры народа. Одежда тесно связана с историей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

В наше время у многих народов национальный праздничный костюм сохраняется до сих пор. Он изучается, как художественное наследие. Живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.


Ребята, интересовались ли вы когда-нибудь, как выглядели наши предки?

Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, истории своего народа.

Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились.

Какие наряды надевали в праздники?

Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш сегодняшний урок – тема его


«Русская народная праздничная одежда».


II. Формирование новых знаний.


Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин, и у детей была очень красивой. В ней обязательно присутствовала вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. В изготовление праздничного костюма вкладывали всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

Свежие документы:  Методическое сообщение «Возможности акварели при обучении детей изобразительному искусству на художественном отделении ДШИ»

Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.


Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.
 

Сообщения детей.

III. Сообщение нового материала


1. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.


2. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.


3. Женский костюм: рубаха с сарафаном и рубаха с поневой Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.



4. Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины.

Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником. Поневу обшивали лентами и тесьмой.

5. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни).

По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.


6. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами.

7. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею.


8. Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Свежие документы:  Олимпиадные задания по ИЗО 5-9 классы


Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.


Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи



Ткани, цвет, орнамент

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Цвета: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.


Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.


IV. Объяснение способов работы


Ребята, мы узнали как, выглядела национальная праздничная одежда наших предков.

А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских костюмах, костюмы украсить вышивкой.



V. Практическая творческая деятельность учащихся



VI. Выставка работ, подведение итогов урока.




















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: