Интегрированный урок обучения грамоте и письма.
Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»
ТИП УРОКА: Урок предъявления новых знаний
Цель: Знакомство с согласными звуками [м], [м’], буквами М, м.
Задачи:
Образовательные:
— научить детей находить в словах звуки [м], [м’] и уметь их различать;
— познакомить с буквами М, м и формировать умение обозначать звуки [м], [м’] буквой м, находить их
в слого-звуковых схемах
— формировать умение давать характеристику звукам;
— устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко — буквенный анализ слов;
— выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
— формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами
— писать буквы Мм по образцу и слоги с ними
Воспитывающие:
— воспитывать любовь, интерес, уважительное отношение к Родине и её столице городу Москве;
— воспитывать чувство патриотизма;
— воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки друг к другу;
— Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Развивающие:
— развивать читательский интерес;
— развивать познавательный интерес и активность учащихся;
— развивать устную речь и фонематический слух;
— развивать мышление, память, внимание.
Метапредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: учебник В.Г. Горецкий «Азбука» 1 часть, пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова 3 часть, предметные картинки, слайдовый материал, индивидуальные карточки, интерактивная доска.
Организация учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Организационный момент. 2.Актуализация знаний. 3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
| Урок начинается с проверки готовности к уроку и эмоционального настроя на работу. Прозвенел сейчас звонок, — Молодцы. Садитесь. Желаю на уроке всем сегодня удачи. Начнем урок.
Организация фронтальной работы. 1) Артикуляционная гимнастика. 2) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения. На доске: А О П У И Е Ы — Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук). — Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е). — Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е). — Прочитаем слоги. (Чтение проводится по индивидуальным карточкам). Взаимопроверка в паре.(Повторить правила работы в паре). — Сегодня к нам на урок пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. — Давайте посмотрим на них. Кто это? (Маша и Медведь) — Посмотрите, что они с собой принесли (На слайде иллюстрации: малины, мяч, морковь, аквариум) Произнесём хором эти слова. — Что общего в этих словах? (звуки [м], [м’]) А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [м], [м’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?(«эм») — А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока? Тема урока: Звуки [м], [м’], буква М, м. — О чём же мы сегодня будем на уроке разговаривать? Чему научимся? 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 4. Будем читать слоги, слова 5. Научимся писать строчную и заглавную букву Мм | Дети слушают. Проверяют готовность к уроку.
Работа с информацией Дети отвечают. Самостоятельное чтение по карточкам. Проверка в парах.
Дети отвечают. Дети высказывают свои мнения. Дети пытаются сформулировать тему урока.
| Личностные: — Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. — Волевая саморегуляция
Познавательные УУД: — Поиск и нахождение необходимой информацию — Контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности Коммуникативные: — Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: — Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). — Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу. Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: —умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
|
4.Работа по теме урока.
5. Применение нового знания.
6. Итог урока. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Развитие внимания. Карточки с фигурками человечков. — Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия) — Как называется столица России? — Я вас приглашаю на экскурсию по городу Москва. — Какие достопримечательности вы узнали на слайдах? (Спасская башня, Московский зоопарк, Собор Василия Блаженного) Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено? ( Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, а еще резиденция президента России В.В. Путина.) Чтение хорошо читающим учеником текста под картинкой. — В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», — воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва. Выделение звуков / м /, /м’ / из слов «дом», «семь». Работа с карточкой схема слова. Приготовьте карточку простой карандаш, зеленый и синий карандаши. 1.Чем стал для многих россиян главный город страны? (домом) — Сколько звуков в слове дом? Посчитаем вместе. (3) -Сколько клеточек обведём? -Какой звук в слове дом последний? / м /, дайте ему характеристику: 1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?) 2.твёрдый или мягкий? 3. звонкий или глухой? — Каким цветом обозначим этот звук на схеме?
1.На скольких холмах стоит Москва? (на семи) — Сколько звуков в слове семь? Посчитаем вместе. (3) -Сколько клеточек обведём? -Какой звук в слове семь последний? / м’ /, дайте ему характеристику: 1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?) 2.твёрдый или мягкий? 3. звонкий или глухой? — Каким цветом обозначим этот звук в схеме? Давайте сделаем вывод о звуках [м], [м’]. Вывод: согласные, звонкие, может быть твердым и мягким.
ФИЗМИНУТКА: Определение звука в словах твердый или мягкий: Твердый хлопнем в ладоши, мягкий потопаем ногами. Машина, мир, гном, мишка, мыло, метро.
Знакомство с буквами М, м. — На что похожа буква М?
Палочка и палочка,
Почему этих букв две?
Обучение навыкам чтения с новой буквой. Чтение с доски (открытые и закрытые слоги, слова): ам ма ом мо ум му им ми ым мы ем ме мир, мама, Рома, малина, Москва, Мила — Назовите собственные имена. — Назовите односложные, трехсложные слова. — Назовите слова, в которых звук /м/ — мягкий.
Работа в прописи. —Откройте прописи с. 6 и приготовьте синюю гелевую ручку и цветные карандаши зеленого и синего цвета. Пальчиковая гимнастика.
с. 6-7 – Кто нарисован? Какой звук первый? Дайте характеристику. Каким цветом раскрасим? Раскрасьте. Рассмотрите письменную букву Мм. Похожа ли она на печатную букву? Из каких элементов состоит? В каких буквах мы их уже встречали эти элементы?( л, и)
Сели прямо, ноги вместе, Левая рука на месте, Можно начинать писать.
— Комментирование кинем (слайд с. 6 прописи) — Какие буквы расположились на второй строке? Какое соединение у букв л? (нижнее) Пишем не отрывая руки буквы л. — Комментирование кинемы с буквой м, показ учителем, прописывание в воздухе. Следующая строка: Слоги ма ме мы. — Какой слог лишний? ( с мягким звуком, с верхним соединением) Комментирование учителем, запись на доске Просмотрите свою работу, сравните с образцом., подчеркните ту букву м, которая получилась лучше всех
— Что мы делали сегодня на уроке? Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [м] и [м’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить? | Дети выполняют упражнения.
Дети слушают. Дети отвечают на вопросы.
Один ученик на интерактивной доске работает со схемами. Остальные дети работают с карточками.
Дети отвечают на вопросы. Беседа.
Ответы детей.
Произносят звуки и выполняют звуковой анализ. Один мягкий, другой – твёрдый. Они согласные, они звонкие. Дети отвечают по алгоритму.
Беседа: дети отвечают на вопрос.
Чтение слогов За учителем, про себя, по строчкам, столбиками. Чтение слов читающими детьми, хором. Называют слова имена собственные, односложные, трехсложные, с мягким звуком/м’. Дети отвечают на вопрос и делают вывод
Беседа. Ответы на вопросы.
Дети работают в прописи.
Дети отвечают на вопросы |
Познавательные: — Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. — Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. — Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные: Формирование умения делать выводы. — Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). — Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
|
7. Рефлексия. | -Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось? Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то поднимите зелёный круг. Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите красный круг. | Дети отвечают на вопросы и показывают знаки. Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: — самостоятельное определение качества своей работы на уроке; — принятие целей урока Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности. |