Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов
Троицкая Наталия Евсефьевна
Учитель истории и обществознания
первой категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Викторина по истории Великой Отечественной войны.
В викторине участвуют три команды. Команды проходят несколько туров, набирают баллы, выполняя задания. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем. Ведущими викторины могут быть учащиеся 10 или 11 классов.
1 тур.
Командам предлагаются вопросы для ответа, оценивающиеся в один балл.
Когда происходила Великая Отечественная война?
С каким государством воевала наша страна?
Почему началась война?
Как называлось наше государство во время Великой Отечественной войны?
Кто руководил Советским Союзом в годы Великой Отечественной войны?
Какие страны были союзниками СССР в годы войны?
Назовите город, который выдержал фашистскую блокаду в 900 дней?
Когда был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии?
Почему Советский Союз победил в этой войне?
2 тур.
Каждый вопрос оценивается в три балла по своей сложности.
Назовите имена советских военачальников в годы Великой Отечественной войны?
Назовите сражения Великой Отечественной войны?
Назовите страны в Европе, освобожденные Красной Армией от фашизма?
3 тур.
Объясните приведенные названия. С какими событиями Великой Отечественной войны связаны эти названия? Каждая команда получает карточки с заданиями. Задания оцениваются в пять баллов.
Партизанская война
Вероломное нападение
Великая Отечественная война
Концлагерь
«Барбаросса»
«Блиц – криг»
«Цитадель»
«Багратион»
«Тайфун»
4 тур.
Работа с документами. Предлагаются тексты для анализа и задания к ним. Работа творческая и оценивается в пять баллов.
Начальник Генштаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер записал в своем дневнике 3 июля 1941 года: «Русские повсюду сражаются до последнего человека».
Что имел в виду генерал Гальдер?
Из заявления Гитлера в 1941 году: «Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ». «Война против России будет такой, что её не следует вести с элементами рыцарственности… Она должна проводиться с безжалостной и не ослабеваемой жестокостью…»
О каких взглядах и планах Гитлера свидетельствуют приведенные высказывания?
Английский писатель Джеймс Олдридж написал: «Люди на Западе и сегодня не знают или почти не знают о крупнейших битвах, разыгравшихся на советско – германском фронте, о том, что именно Красная Армия выпустила кишки фашистскому зверю, и о том, ценой каких лишений и жертв советские люди – солдаты и рабочие, мужчины и женщины на фронте и в тылу завоевали победу».
На что обращает писатель особое внимание своими словами?
5 тур.
Конкурс капитанов.
Назовите книги, кинофильмы, которые рассказывают о событиях Великой Отечественной войны. Ответы оцениваются в один балл.
Окончание игры.
Подводятся итоги игры и подсчитываются набранные баллы.
Участники команды также получают оценки по уроку истории за хорошие знания.
Ответы.
1 тур.
1941-1945гг.
Германия.
Пришедший к власти в Германии фашизм, ставший главным виновником войны.
Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
Иосиф Сталин.
Великобритания, США.
Ленинград (современный Санкт-Петербург).
8 мая 1945г.
Массовый героизм советских солдат, мирных граждан на фронте и в тылу, чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов. Мощная оборонная промышленность, созданная до войны. Оружие, разработанное советскими учеными.
2 тур.
Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, Н.Ф.Ватутин, И.Х.Баграмян, А.М.Василевский, Л.А.Говоров.
Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой, битва за Днепр, битва за Берлин.
Румыния, Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Югославия.
3 тур.
Действующие на оккупированных территориях вооруженные отряды, состоявшие из местных жителей, солдат, отставших от своих воинских частей. Действовали на территории Белоруссии, Украины, России. Участвовали в проведении военных операций, подрывая коммуникации противника.
Нападение агрессора без предупреждения. Нападение фашистской Германии было вероломным. Между СССР и Германией существовал пакт о ненападении сроком на 10 лет.
Война с фашистской Германией стала Отечественной, так как советский народ (русские и все нерусские народы) встали на защиту Отечества. Война для СССР носила справедливый оборонительный характер.
Фашисты создавали специальные лагеря для уничтожения людей, где людей заставляли работать, использовали пытки, морили голодом.
План нападения на СССР, разработанный вермахтом.
Войну против СССР Гитлер хотел завершить за короткий срок, назвав молниеносной войной – блиц-криг.
Наступательная операция немецких войск под Курском в июле 1943г.
Наступательная операция советской армии по освобождению Белоруссии в июне-июле 1944г.
Наступательная операция немецких войск на советско-германском фронте в октябре-ноябре 1941 г. с целью захвата Москвы.
4 тур.
С самого начала Великой Отечественной войны планы немецкого командования о молниеносной войне провалились, потому что советские солдаты оказывали ожесточенное сопротивление врагу. Сопротивление окруженных пограничных застав, воздушные тараны советских летчиков.
Армия фашистской Германии ориентировалась на тотальный характер будущей войны. Для Гитлера неприемлемой была идея создания светлого будущего для всех. Были подготовлены планы уничтожения некоторых национальностей, в том числе и советского народа (План «Ост»).
На Западе многие люди мало знают о событиях войны, произошедших на советско – германском фронте. Есть мнения о том, что участие СССР в разгроме фашизма не имело решающего значения. Английский писатель подчеркивает главную роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и уничтожении фашизма.
5 тур.
Кинофильмы: «Звезда», «Цитадель», «Туман», «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Баллада о бомбере» и др.
Художественные произведения В.Быкова, В.Кондратьева, Ю.Бондарева, М.Шолохова.
Список использованной литературы:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2002 г.
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2008г.
Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Москва, «Просвещение» «Учебная литература», 1996г.