Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Цели: — систематизировать знания второклассников о слове, предложении, тексте и речи;
— повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,
— строить урок на основе здоровьесберегающих технологий;
— развивать умение работать в паре;
— развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
— развивать итоговую самооценку и взаимоконтроль;
— продолжить формировать интерес к изучению русского языка через игровой сюжет, смену видов деятельности, разнообразные формы работы.
Оборудование для учителя: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, рисунок королевы Речи, карточки-названия героев сценки «Текст», «Предложение», «Слово», эмблемы для дифференцированной работы; «волшебная книга» с незаконченными предложениями, содержащими теоретические сведения о тексте и предложении; конверты (по количеству парт в классе), в которых на отдельных карточках записаны предложения для редактирования текста; карточки со словами для составления предложения
Оборудование для детей: тетрадь, «личики» настроения, карточки для индивидуальной работы.
Презентация №1/Слайд 1./
Ход урока:
1.Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»).
/Слайд 2./ Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Этот урок, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
2.Тема, цели урока./ Слайд 3./
— Сегодня нас приглашает к себе в гости королева Речь. Побывав в её царстве, мы непременно встретимся там с её верными подданными – Словом, Предложением и Текстом – и покажем, что мы о них уже знаем. Согласны?
Запись числа, классной работы.
Минутка чистописания. /Слайд 4./
3.Актуализация знаний
— Речь – и стара, и вечно нова!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ребята, Речь очень давно уже живёт на свете, а как и когда она появилась она нам расскажет сама. (Презентация «История речи»).
— Слово, Предложение и Текст верно служат своей королеве. Но иногда и у них случаются споры. Послушайте и решите, на чьей вы стороне.
(Разыгрывается сценка «Кто главнее?»)
Автор: Однажды текст, предложение и слово поспорили: кто из них главнее для человека?
Текст: Конечно я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысли.
Автор: Предложение возразило:
Предложение: Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее.
Автор: А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.
Слово: Выяснять же, кто человеку нужнее, — только время тратить. Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять.
— Так с кем же вы согласны? Конечно, все они важны, но без слов не было- бы ни предложений, ни текстов.
4. Дифференцированная словарная работа.
— Королева Речь просто не представляет себе свою жизнь без слов, она их очень любит, и уважает тех детей, кто не «заражает» слова ошибками. К сожалению, «заболевших» с каждым днём всё больше и больше, доктора-корректоры просто не справляются. Давайте им поможем.
— Каждый из вас получил перед уроком карточку с буквой. Именно на неё вы должны найти на доске словарное слово, исправить ошибку и записать правильно. /Слайд 5./
Низкий уровень: пальто, пенал, посуда.
Средний уровень: капуста, картина, корова.
Высокий уровень: медведь, морковь, молоко.
Взаимопроверка, оценивание работ. /Слайд 6./
Изучение нового словарного слова /Слайд 7-12./
Физминутка. /Слайд 13./
5.Упражнение в составлении предложений на заданную тему и восстановлении деформированного предложения
— Слова-то мы вылечили, а что человеку надо делать, чтобы не заболеть? Составьте предложение на тему «Моё здоровье».
— Ребята, королева любит играть со своими жителями. Она и нам предлагает поддержать её игру: расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение.
(Учитель раздаёт детям карточки со словами, они выходят к доске и встают в нужном порядке. В итоге получается предложение:
Ребята, берегите своё здоровье
— Можно ли теперь эту запись назвать предложением? (Нет, так как не хватает знака в конце). Выберите нужный знак? (У учителя три знака препинания, дети должны выбрать нужный). Какое получилось предложение по цели высказывания, по интонации?
Запишите это предложение в тетрадь.
7.Повторение теоретических сведений о предложении и тексте /Слайд 14./
— В королевстве Речи очень много книг. Одна из них у меня в руках. Но эта книга не простая, а волшебная. В неё Королева записывает всё о жителях своего королевства. С её разрешения прочтём и мы. (Учитель открывает книгу).
-Ой, ребята, некоторые слова стёрлись с листочков. Речь очень огорчится, что кто-то испортил её книгу! Давайте восстановим пропуски, чтобы королева ничего не заметила.
Примеры высказываний:
1.Начало предложения пишется…
2.По цели высказывания предложения бывают…
3.По интонации предложения делятся…
5.Предложение выражает…
6.Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль…
7.То, о чём говорится в тексте – это…
8.Основная мысль текста – это…
9. Упражнение в редактировании текста
— Мы уже долго гуляем по королевству Речи, многое увидели, многое вспомнили.
— Напоследок ее величество сообщает, что тот, кто справится с ещё одним её заданием, получит знак почётного гостя королевства. А это значит, что вы в любое время сможете сами встречаться и со Словом, и с Предложением, и с Текстом.
— У вас в конвертах на каждой парте находятся предложения, их нужно расположить в правильном порядке. Запишите получившийся текст, отмечая в нём все ошибкоопасные места.
Например:
1 вариант: Кличка у него Рыжик. Он хитрый и ловкий. Живет у нас дома кот.
2 вариант: Они учатся в одном классе. Мальчики вместе играют. Саша и Коля – друзья.
(После работы учитель просит на полях проставить букву «Т», кому было трудно выполнить задание, и букву «Л» — кому легко).
Физминутка для глаз /Слайд 14./
Самопроверка текста. /Слайд 16./
10.Упражнение в выразительном декламировании стихотворения «Речь»
— Давайте и мы в конце нашего путешествия дадим Речи своё обещание: /Слайд 17./
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Тест «Проверь себя»(Презентация).
11 .Дифференцированное домашнее задание (карточки разного цвета: красный – сложное, желтый – среднее, зеленый – простое). /Слайд 18./
Составь из слов предложения.
Человек, семью, каждый, любит, свою.
Улице, сильный, на, льет, дождь, холодный.
Подчеркни все ошибкоопасные места.
Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.
Сделать фонетический разбор слова «семья».
Составь из слов предложения.
Бабушке, мама, отправила, к, Красную Шапочку.
Лес, шла, узкая, через, дорога.
Подчеркни все ошибкоопасные места.
Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.
Составь из слов предложения.
Жила, Вовы, у, собака.
Лесу, волк, в, серый, бегает.
Подчеркни все ошибкоопасные места.
12 .Итог урока. Оценивание.
— С каким настроением вы пришли к концу нашего урока? (Дети поднимают «личико»).
— Ребята, я благодарю вас за урок, за вашу работу и старание, большое вам спасибо! /Слайд 19./