ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «КРАСКИ ОСЕНИ!»
Методическая тема:
«Импровизация»
Цели:
Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке». Познакомить учащихся с понятием «импровизация»
Задачи:
1. Воспитательная — формирование любви к красоте родного края через творчество русских композиторов, поэтов и художников.
2. Образовательная — знакомство с творчеством русских композиторовП.И. Чайковского, Свиридова; с полотнами художников, с творчеством А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева.
3. Развивающая — развитие умения размышлять о музыке,живописи,поэзии, сравнивать, обобщать. Учить детей анализировать свою импровизационную деятельность. Формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.
Тип урока:
Урок формирования новых знаний
Вид урока:
Урок-анализ.
Методы:
— Объяснительно — иллюстративный
— словесный
— беседа
— сравнение
— звуковая и зрительная наглядности.
Формы работы:
Групповая, индивидуальная.
Технология:
Интегрирование музыки, живописи, литературы.
Оборудование:
— Портреты композиторов, репродукции картин,
— СD «Осенняя песнь», «Осень» П.И.Чайковский
— СD «Осень» к повести Пушкина «Метель» Свиридов
— СD «Осень в парке», «Птицы в осеннем городе» Таривердиев
— ноутбук, фортепьяно,проектор.
Ход урока
(Стоят 3 больших стола: 1 стол-1 класс + наставник, 2 стол- 3+4 классы +2 наставника, 3 стол-2 класс + наставник.
Под музыку Таривердиева дети входят в зал и присаживаются за столы, на которых стоят таблички с классами
. Музыкальное приветствие.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с Вами не простой урок. Мы совершим настоящее путешествие в удивительный яркий и красочный мир осени. А еще попробуем поимпровизировать и создать на бумаге свою осень, которую почувствуем сегодня на уроке.
Посмотрите, как красиво за окном! Прекрасная золотая осень — это любимая пора многих романтиков и мечтателей. Как приятно бывает в солнечный день гулять по парку,усыпанному разноцветными листьями,дышать свежим осенним воздухом и радоваться последним денькам без мороза!
фильм с музыкой+ Ф.И.(Тютчев) «Есть в осени первоначальной»
Как же красива осень, ребята, а Вы обратили внимание, что все нарисовано в одной цветовой гамме? Какими цветами красок пользовались художники, нарисовавшие такую замечательную осень?( ответ ребят).
Да, совершенно верно- это краски осени — рыжая, желтая, коричневая, красная, серая! А этими цветами можно изобразить зиму, лето? Конечно, нет, потому что у каждого времени года свои краски!
Но ребята, не только у художников есть краски, но и музыка имеет свои краски, свой музыкальный язык, передающий характер музыкального произведения. Музыка может выражать настроения, переживания, чувства! Что бы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание! Давайте послушаем произведение великого композитора П.И.Чайковского «Осень» «октябрь» Будем слушать внимательно и выполнять задание,которое для всех будет разным.
Ребята за первым столом, пожалуйста подумайте и ответьте на такой вопрос: (Как вы думаете, какие краски осени хотел показать нам композитор?
Ребята за вторым столом, попробуйте с помощью красок и кисточки, попробуйте изобразить осень, которую, как вам кажется, в своем произведении представил автор.
Ребята за третьим столом внимательно послушайте композицию и постарайтесь высказать свое личное отношение к музыке.
(Далее ответы учеников)
Как вы все правильно догадались в своем произведении композитор нам рисовал раннюю осень.
Стихотворение Ф.И.Тютчева«Листья» прочитает для нас ученик 3 класса Максим.
Далее ребята командами переходят за другие столы по кругу и проделывают ту же работу с произведением П.И. Чайковского «Октябрь»
Стихотворение А. Майкова «Осень» читает ученик 3 класса Николай.
Далее ребята командами переходят за другие столы по кругу и проделывают ту же работу с произведением П.И. Чайковского «Ноябрь»
Стихотворение А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало» прочитает ученик 3 класса Роман.
Ребята, великие стихи, музыка и живопись помогли нам почувствовать и увидеть разную осень, все ее многоликие красочные оттенки и переменчивый характер.
На этом уроке мы узнали, как музыка, поэзия и живопись могут выражать настроение, раскрывать характер. Узнали, как тончайшие нюансы души, грусть, тоска, радость, могут выражаться красками, словом, музыкой.
Наш урок, как и наше путешествие подошли к концу. Большое всем спасибо за работу. До новых встреч