14
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
по теме «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»
Учитель начальных классов
Шупшина Зоя Геннадьевна
Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.
Задачи:
Формирование УУД:
познавательные
— уметь различать имя прилагательное от других частей речи,
— уметь различать прилагательные единственного и множественного числа
— находить их в тексте,
— показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи
регулятивные
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
— учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
личностные — продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Оборудование: проектор, ПК, карточки со словарными словами, предметные картинки, презентация к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Орг. момент. | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд за новыми знаниями! -Открываем тетради, пишем сегодняшнее число-седьмое февраля. Классная работа. | — Дети приветствуют гостей. Улыбаются друг другу. Садятся под стихи учителя. Дети записываю число |
2. Мотивация и актуализация урока | Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные? — Правильно. А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?
— Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи? — Правильно.
— Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро…) -Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц). — А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц.
Ворона- какая она?
— Сорока?
А какой же воробей?
— Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята.
| Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.
Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета.
Ответы детей: ворона, сорока, воробей.
Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,…………
Ответы детей: ворона- большая, черная, сильная,…… Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, ….. Ответы детей: воробей- маленький, серенький, ……
|
3. Определение темы и цели урока | — Сейчас обратим внимание на экран- вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы.
-Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет — на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.
— Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?
Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие? Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие. — Откройте книгу на странице 32 и прочитайте правило про себя.
— Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие? — Правильно. -Посмотрите на экран. К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу: Цветок…,……,…. Лиса….,…, Ученик…,…. Дружба…,…. (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая) — Что вы можете сказать из записанного ? — Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес). — А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?
— По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними, (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род. — Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич
| кто-нибудь из детей прочтет текст. (дети находят эти слова и читают) Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова) Ответы детей: черная- галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый. Ответы детей: ……………………………..
Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух. Учащиеся, не читая из книги, отвечают на вопрос.
Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: да, могут. (дети читают прилагательные) Ответы детей: Нет, не могут. Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны. Дети отвечают
|
5. Физ.минутка | Молодцы. сейчас немного отдохнем, все встали, и повторяем за мной: Ветер дует нам в лицо, Закачало деревцо, Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше. | Дети выполняют упражнение |
6.Закрепление темы | — На доске даны слова, а в них пропущены буквы. Кто желает выйти к доске и написать пропущенную букву. — Чем похожи эти все эти слова? (дети отвечают: во всех словах есть буква р, пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.)
— Кто сможет ответить, какое слово здесь лишнее?
Молодцы, с этим заданием вы справились. Открываем книжки на странице 31 , упражнение 272. Сравни рисунки и ответь на вопрос Почемучки. Когда слово отвечает на вопрос какие?
— сейчас выполните упражнение 273, на странице 32. Спишите этот небольшой текст на своих тетрадях. Кто закончил, подчеркните волнистой чертой выделенные слова. — К выделенным словам нужно поставить вопросы. Что обозначают выделенные слова?
— Придумайте заголовок к этому тексту. — А вы видели дятла? — И как вы можете охарактеризовать дятла? (картина) Молодцы ребята.
| 1 ученик выходит и пишет букву, затем объясняет, почему он написал именно эту букву.(в слове морской пропущена безударная гласная, проверяемая ударением: морской, выходит следующий ученик 2 слово- пропущена безударная буква е, проверяемая под ударением река, 3 слово- пропущена безударная гласна я, проверяемая ударение пять, в 4 слове пропущена безударная гласная и, проверяемая под ударение гриб.). Ответ детей: лишнее слово- пятерка, это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные прилагательные, отвечают на вопрос какой?- Дети объясняют, ландыш какой? Белый, , слово белый обозначает признак одного предмета. Ландыши какие? Белые., слово белые обозначают признак нескольких предметов. Поэтому какие. (дети подчеркивают) -Дети отвечают: Большой- какой?, пестрый- какой, лесным- каким?, больные- какие?, вредных- каких?
Ответы детей: выделенные слова обозначают признак предмета. Дети высказывают свои мнения (дятел, лесной доктор). Отв детей: да, видели. Дети описывают дятла
|
7.Итог урока.
| -Над какой темой мы сегодня работали?
Задание Заполнить таблицу — С чем познакомились? — Что такое имя прилагательное? Какие числа есть у прилагательных? -Какую роль они выполняют в речи? | Ответы детей Заполняют таблицу и сверяют с таблицей на экране)
|
8. Домашнее задание.
| Творческое задание на дом. — Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных. — Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными. |
|
9.Рефлексия.
| В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы. У Вас на столе лежат ладошки, вырезанные из бумаги желтого цвета. Прошу на мой вопрос поднимать ладошку, если ты с фразой согласен. — оценивание работу групп. Спасибо за работу. Урок окончен. | Сегодня на уроке мне:
|