Конспект урока для 2 класса «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»

14











Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»





Учитель начальных классов

Шупшина Зоя Геннадьевна













Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Задачи:

Формирование УУД:

  • познавательные

— уметь различать имя прилагательное от других частей речи,

— уметь различать прилагательные единственного и множественного числа

— находить их в тексте,

— показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

  • регулятивные

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

— учить составлять алгоритм действий и работать по нему;

  • личностные — продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;

  • коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.



Оборудование: проектор, ПК, карточки со словарными словами, предметные картинки, презентация к уроку.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.


Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд за новыми знаниями!

-Открываем тетради, пишем сегодняшнее число-седьмое февраля. Классная работа.

— Дети приветствуют гостей. Улыбаются друг другу.

Садятся под стихи учителя.





Дети записываю число

2. Мотивация и актуализация урока

Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные?



— Правильно. А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?



— Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи?

— Правильно.



— Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро…)

-Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц).

— А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц.





Ворона- какая она?



— Сорока?



А какой же воробей?



— Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята.


Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета.



Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.



Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета.





Ответы детей: ворона, сорока, воробей.



Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,…………



Ответы детей: ворона- большая, черная, сильная,……

Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, …..

Ответы детей: воробей- маленький, серенький, ……








3. Определение темы и цели урока

— Сейчас обратим внимание на экран- вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы.



-Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет

— на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.





— Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?





Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие? Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие.

— Откройте книгу на странице 32 и прочитайте правило про себя.







— Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие?

— Правильно.

-Посмотрите на экран. К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу:

Цветок…,……,….

Лиса….,…,

Ученик…,….

Дружба…,…. (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)

— Что вы можете сказать из записанного ?

— Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес).

А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. 
— А прилагательные могут “гулять «без существительных.

И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?



По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними, (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род.

— Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич




кто-нибудь из детей прочтет текст.



(дети находят эти слова и читают)

Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова)

Ответы детей: черная- галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый.

Ответы детей: ……………………………..



















Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух.

Учащиеся, не читая из книги, отвечают на вопрос.



























Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета.





Ответы детей: да, могут.



(дети читают прилагательные)

Ответы детей: Нет, не могут.



Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны.









Дети отвечают


5. Физ.минутка

Молодцы. сейчас немного отдохнем, все встали, и повторяем за мной:

Ветер дует нам в лицо,

Закачало деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.


Дети выполняют упражнение

6.Закрепление темы

— На доске даны слова, а в них пропущены буквы. Кто желает выйти к доске и написать пропущенную букву. — Чем похожи эти все эти слова? (дети отвечают: во всех словах есть буква р, пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.)







— Кто сможет ответить, какое слово здесь лишнее?







Молодцы, с этим заданием вы справились.

Открываем книжки на странице 31 , упражнение 272.

Сравни рисунки и ответь на вопрос Почемучки. Когда слово отвечает на вопрос какие?















— сейчас выполните упражнение 273, на странице 32. Спишите этот небольшой текст на своих тетрадях. Кто закончил, подчеркните волнистой чертой выделенные слова.

— К выделенным словам нужно поставить вопросы.

Что обозначают выделенные слова?





— Придумайте заголовок к этому тексту.

— А вы видели дятла?

— И как вы можете охарактеризовать дятла? (картина)

Молодцы ребята.


1 ученик выходит и пишет букву, затем объясняет, почему он написал именно эту букву.(в слове морской пропущена безударная гласная, проверяемая ударением: морской, выходит следующий ученик 2 слово- пропущена безударная буква е, проверяемая под ударением река, 3 слово- пропущена безударная гласна я, проверяемая ударение пять, в 4 слове пропущена безударная гласная и, проверяемая под ударение гриб.).

Ответ детей: лишнее слово- пятерка, это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные прилагательные, отвечают на вопрос какой?-







Дети объясняют, ландыш какой? Белый, , слово белый обозначает признак одного предмета.

Ландыши какие? Белые., слово белые обозначают признак нескольких предметов. Поэтому какие.

(дети подчеркивают)



-Дети отвечают: Большой- какой?, пестрый- какой, лесным- каким?, больные- какие?, вредных- каких?







Ответы детей: выделенные слова обозначают признак предмета.

Дети высказывают свои мнения (дятел, лесной доктор).

Отв детей: да, видели.

Дети описывают дятла


7.Итог урока.


-Над какой темой мы сегодня работали?


Задание Заполнить таблицу

— С чем познакомились?

— Что такое имя прилагательное?

Какие числа есть у прилагательных?

-Какую роль они выполняют в речи?

Ответы детей

Заполняют таблицу и сверяют с таблицей на экране)












8. Домашнее задание.




Творческое задание на дом.

— Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.

— Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными.


9.Рефлексия.


В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

У Вас на столе лежат ладошки, вырезанные из бумаги желтого цвета. Прошу на мой вопрос поднимать ладошку, если ты с фразой согласен.

— оценивание работу групп.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Сегодня на уроке мне:

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Могу отличать…

  • Могу помочь …





Свежие документы:  Формирование этноэкосознания школьников в процессе интеграции изобразительного искусства, художественного труда, музыки и мировой художественной культуры

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: