Рабочая программа по музыке 1 класс УМК Школа 2100

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке — «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Музыка»: 1 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр — М.:Вентана-Граф, 2009).

В авторскую программу были внесены некоторые изменения:

  1. На основании требований к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в разделе V «Результаты освоения учебного предмета» в пунктах «Предметные результаты» и «Метапредметные результаты» цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала приводятся в блоке «Ученик научится», а цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета приводится в блоке «Ученик получит возможность научиться».

  2. При описании личностных результатов цели личностного развития приводятся в блоках «У ученика будут сформированы» и «Ученик получит возможность для формирования».

  3. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 город Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» п.10.10 отводится 8 часов на уроки нетрадиционной формы в I четверти.

Целевая установка

Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи курса:

раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;

формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.

развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

  • овладение интонационно – образным языком музыки на основескладывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Принципы, лежащие в основе построения программы

Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:

преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;

деятельностное освоение искусства;

моделирование художественно-творческого процесса.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Систематический курс музыкального искусства рассчитан на 203 часа. Из них:

1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа.

Программа учебного курса «Музыка» объемом 33 часа в год, по 1 ч. в неделю. Изучается в течение всего учебного года.


IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.


V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные

позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире. К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих

произведение. Отсюда обращение к детям:

  • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).

  • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).

  • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкальногозвука).

  • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Личностные результаты освоения курса МУЗЫКА

У ученика будут сформированы умения

Ученик получит возможность формирования умений

— воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;


— отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы



— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

— формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального искусства;

— развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

— формирование духовных и эстетических потребностей;

— воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

— формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.




К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов –

образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание

учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: создаётся эмоционально-образная атмосфера,

которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Регулятивные УУД

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-принимать и сохранять учебную задачу;


— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД

-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

— устанавливать причинно-следственные связи;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;


— эстетически откликаться на музыкальное искусство

-размышлять над образами музыкального произведения,

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.)


Коммуникативные УУД


— выражать своё отношение к музыкальному произведению

— уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках музыки и следовать им;



— уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

— учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.


Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл

предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли. Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить

мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных

закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания,

служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

Предметные результаты:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться


— определять на слух основные жанры музыки

-определять автора, название, текст изученного произведения

— определять на слух основные жанры музыки

-участвовать в коллективном пении

-узнавать изученные музыкальные произведения




— применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

-знать об истоках происхождения музыки;

-различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

-понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

-определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

— знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека



Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса

Главным критериям выступает артистизм детей, проявляющийся в готовности увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения, проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки и о роли и значении Человека в этом процессе, о способностях и о способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Первоклассники должны решать учебные и практические задачи:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);

  • различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:

  • слова и мелодию Гимна России;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты.

К концу 1 класса обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

  • участвовать в коллективном пении;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре

многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности

школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.

Особенности содержания программы

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не по четвертными темами.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

I класс

Тема уроков

Кол-во

часов

Планируемые результаты освоения материала



1

«Как можно услышать музыку»

Звучание музыки вокруг.

1

Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

разучивание и исполнение размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

— наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

-рассуждать о содержании музыкальных произведений

-хоровое, сольное пение

2.

Начало познания музыки.

1

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» — это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.

разучивание и исполнение

— эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

-выявить истоки музыкального искусства.


3.

Родные корни.

1

Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные песни, загадки, поговорки, скороговорки

Музыкально-ритмическая игра Яновской В. «Дед и репка»-находить основные жанры народной и профессиональной музыки.

— эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.


4.

Родные корни.

1

Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.

слушание, разучивание и исполнение — различать звуки по высоте.

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

-музыкально-ритмические движения

5.

Мир человека.

1

Хороводы, заклички, прибаутки.

разучивание и исполнение

-выявить истоки

происхождения песни.

— слышать, показывать ритм в песне.


6.

Муз игра «Идём в концертный зал».


Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс.

Чайковский П. И. «Детская песенка» («Мой Лизочек…»), «Колыбельная песня» (на слова А. Майкова), «Мама», «Баба-Яга», «Вальс» и другие пьесы из «Детского альбома», фрагменты из финала Симфонии №2

Тиличеева Е. «Деревца» — исполнение

выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;

— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);


7.

Звучащий образ России.

1

Развитие образно – игрового восприятия музыки.

Гимн России, школы

Скороговорка «Ходит перепел», загадка «Гора»;

Лядов А. «Заинька»

-применять элементы музыкальной речи в творческой деятельности

— образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.


8.

Звучащий образ России.


Познакомить с символами нашей Родины.

Шостакович Д. Д. «Родина слышит»;

Глинка М. И. «Патриотическая песня»;

Русские народные песни «Вижу чудное приволье», «Из-под дуба, из-под вяза»;

Баснер В. «С чего начинается Родина?»

-определять многообразие музыкальных образов и способов их развития.

— выразительно исполнять песни.


9.

Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку».


Кабалевский Д. Б. Концерт для скрипки с оркестром, 2-я часть (фрагмент);

Чайковский П. И. «Колыбельная песня»- выразительно исполнять Гимн России, как символ нашей Родины, народные песни.


10.

Развитие темы: «Как можно услышать музыку».

Твоё творчество.


Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое»

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»; Витлин В. «Улетаем на Луну» — разучивание и исполнение Знать «музыкально-поэтический» жанр былина.

— эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.


11.

Былинность.

1

Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Былинные напевы, Аренский «Фантазия на темы Рябинина»

Русская народная песня «Во поле берёза стояла» — исполнение;

Русская народная песня «Уж ты поле моё» — разучивание и исполнение.

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

— выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведение.


12.

Детство.

1

Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

разучивание и исполнение

выявить выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

— передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении.

— определять характер героев и их настроение.


13

«Подслушанная» музыка.

1

Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

народные колыбельные, скороговорка разучивание и исполнение

-осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.

— проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;


14

Сказку сказываем.

1

Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

Украинская народная сказка «Рукавичка» — складывание сказки

-определять названия изученных произведений и их авторов.

— определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).


15

Создаём героев.

1

Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова

Украинская народная сказка «Рукавичка» — складывание сказки

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.


16

Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку» (развитие темы).

1

Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных жанров музыки.

-определять и сравнивать характер музыкальных произведений.



17.

Кульминация темы: «Как можно услышать музыку».

Мир и человек.

1

Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» (фрагменты);

Шуман Р. «Дед Мороз»

Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.


18.

Рисуем мир.

1

Показать способность музыки передавать движение.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

. Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития.


19.

Музыкальный язык.

1

Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).


20

Характер.

1

Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты

различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;

— выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка,курай,кубыз.


21

Темп и ритм.

1

Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Слушание музыки по усмотрению учителя:

Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей

22

Мелодия и интонация.

1

Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

. Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

-творчески исполнять народные песни.


23

Пишем музыку.

1

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

Умение вовремя начинать и заканчивать песни.


24

Времена года.

1

Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Вивальди А. «Зима» из цикла «Времена года»;

Григ Э «Весной»;

Прокофьев С. С. «Дождь и радуга»

Русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», Левина З. «Кап-кап», Кабалевский Д. Б. «Подснежник» — разучивание и исполнение

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.


25

Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку» (кульминация темы).

1

Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Слушание музыки по усмотрению учителя

Усачёва В. «Жила-была работа» — разучивание и исполнение

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.


26

Обобщение темы: «Как можно услышать музыку».

Музыкальные сочинения.

1

Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Чайковский П. И. Фрагменты из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка», пьесы из «Детского альбома»;

Шуман Р. «Совёнок» и «Мотылёк»

Дунаевский И. О. «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» и др.

Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» по сказке М. Метерлинка.

Исполнение музыки по усмотрению учителя:

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.


27

Народная песня.

1

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Усвоение правил поведения в оперном театре.

28

Композиторская музыка.

1

Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.


29

Маленькие – великие.

1

Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.


30

Спектакли и музыка.

1

Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Концерт, исполнитель.

Правила поведения на концерте.


31

Проблемы жизни в музыке.

1

Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.


32

Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку».

1

Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

Слушание музыки по усмотрению учителя:

Главный критерий — артистизм


33

Заключительный урок-концерт.

1

Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Исполнение и слушание музыки по усмотрению учителя и желанию самих ребят.

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.



Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: