Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
Автор: Калашникова Надежда Александровна , учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МОУ «Визимьярская СОШ»
Программа: «Школа 2100» 2010 г
Технологическая карта урока:
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) | |
Дидактическая цель
Задачи:
Организационная форма: Формы работы, приемы, методы. Используемые технологии: | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование единицы длины – метр. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – метр (формировать представление о новой единице измерения – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи по рисунку). Обучающая: Тренировать способность к сравнению, сложению и вычитанию круглых сотен, совершенствовать вычислительные навыки. Развивающая: Развивать память, мышление, речь, прививать интерес к предмету. Воспитывающая: Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе. Общеклассные, групповые. Беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работаучастие в учебном диалоге. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический и метод самоконтроля. Презентация к уроку, мультимедийный проектор ,карточки с числами, раздаточный материал: модель дециметра, метра. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: — Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). — Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). — Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). Предметные: — Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр. — Уметь сравнивать разные единицы длины. — Знать соотношение между единицами измерения длины. |
Основные понятия | Длина. Единица измерения – метр. Соотношение между единицами измерения длины. |
Ресурсы: — основные -дополнительные | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. — тетрадь — карточки для самостоятельной работы, тест, цветные полоски бумаги длиной 1 дм, тетрадь, карточки со словами «дециметр», «сантиметр», разные модели метра, проектор, экран.
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Ход урока:
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнить тип урока; — наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают необходимость данного «багажа». Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует проговаривание «багажа». Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Проговаривание стихотворения: В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж. — Для чего они нам нужны? Показ слайда 1. 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 3. —Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) -Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Показ 2 слайда. («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: — организовать актуализацию умений; — организует выполнение учащимися пробного учебного действия; — организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; — уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают ответы. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| 1. Сравните: Показ 3 слайда. 12 см * 98 см 8 кг * 5 кг 81 дм * 81 кг 95 км * 95 г 50 см * 50 м (№1, стр. 62) 2. Выразите в см. заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см Практическая работа. 3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса. 4. -Что вы замечаете? (Разные версии детей – возникло затруднение). 5. —Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») Показ слайда 4. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
III. Выявление места и причины затруднения Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Физкультминутка | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | -В каком месте возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: — организовать постановку цели урока; — организовать составление совместного плана действий; — определить средства; — уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | -Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ») Слайд 5. -Какую цель ставим? Слайд 6. -Наметим наш план действий: 1. Сами найдём способ. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии. -Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
V. Реализация построенного проекта Цели: — реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; — организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; — уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Выполняют задание на листочках. Проговаривают тему урока.
Считают по стрелкам на карточке
Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения. Организует уточнение темы урока Организует работу, сколько дм в 1м. Организует работу, сколько см в 1м. | 1. «Сами найдём способ» А) Работа в группах. Повторить правила работы в группе. Б) Один человек от каждой группы даёт ответ. 2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником. 3. Устранение затруднения. -Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения? -Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь? —Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах. Историческая справка. Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя — метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др. В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м.
В тетрадях и на карточке на доске запись: 1 м = 10 дм
Как посчитать, сколько всего см в 1 м? Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре?
1 м = 100 см
-Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр. Чтение вывода по учебнику на стр. 62
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: — организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. — создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Физкультминутка | Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная проверка. -У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм). -Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?
К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.
-Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.
-Какие предметы удобно измерять с помощью метра? Работа с именованными числами. (Выразить в дм— 6м, 9 м, 800 см, 400 см, выразить в м -70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; — организовать самопроверку по эталону; — организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | -Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу. Показ слайда 7. 2м=20дм=200см *м= 60дм=*см
3м=*дм=*см *м=70дм=*см
4м=*дм=*см *м= *дм=800см
5м=*дм=*см *м= 60дм=900см
-Проверяем. Эталон для самопроверки на экране: Показ слайда 8. -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цели: — выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Выполняют задание под руководством учителя в тетради. | Организует повторение умений сравнивать величины по их числовым значениям, выражать длину в изученных единицах измерения. | Выполнение фронтальной работы с проверкой. Сравнить: 3 м *3см 90см*9м 4дм*60см 80м*80см 90см*80м 4дм*5см 7см*3дм 7м*70см -Проверим (ответы ) Слайд 9. Работа с книгой. № 3 Самостоятельно.№ 4, (устно) 5
| Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: — зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. — соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Задание на дом.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.
| —Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -Оцените свою работу на уроке, используя схему: смог знаю я запомнил
-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |