Урок изобразительного искусства 2 класс «Чем и как работают художники»

Урок изобразительного искусства. 2 класс.


Тема: Чем и как работают художники.


Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.


Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.


Форма урока: Урок – сказка.


Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.

  2. Формировать понятия «граттаж», «аквариум».

  3. Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.

  4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.


Оборудование для учителя:

Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;

Словарные слова;

Аквариум с рыбкой;

Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;

Книга «Сказки А.С.Пушкина»;

Открытки «Пёстрый мир аквариума».


Материалы для детей:

Заготовка листов в технике граттаж;

Деревянные палочки для процарапывания;

Цветовые карточки настроения.


Ход урока:

I ОРГ момент (настрой детей).


Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата!

Рада встретиться я с вами,

Верю, станем мы друзьями,

Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,

Тогда, вас уверяю,

Мы очень много нового, полезного узнаем!


— Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

— У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)

— А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)

— Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки — А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.


— Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

— Я сейчас это проверю.


Кисти, краски и бумагу

На уроке этом надо. (Рисование)


Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)



II Введение в тему урока.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)


— Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)

— А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)


В замке был весёлый бал,

Музыканты пели,

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.


— И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)

— А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

— Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы»), а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)

— Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)

— Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)


Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.


— Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

III Сообщение целей урока.

Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки).

— А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.


IV Знакомство с новой техникой.

— Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)

— Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение)


— Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.

— Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.

— Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)


V Физкультминутка.

— Где живёт золотая рыбка? (В море)

— Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

— Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

— Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

— Садитесь, пожалуйста.


VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)


— Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)







— Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)


— Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)


— Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.

— Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)

— Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.


VII Физкультминутка.

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

— Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.


VIII Закрепление этапов рисования.


— Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

— Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.

— Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.


IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)


X Выставка работ.


— Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.


— О, чудо! Что же у нас получилось?

— А как называется общий дом для рыбок?

— Может, вам поможет загадка!?


На окне стеклянный пруд,

Но рыбачить не дают. (Аквариум)


(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)


— Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.

— У кого есть аквариум дома?

— Чего в аквариуме не хватает?

— Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.


(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)


— Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)


XI Итог урока. Рефлексия.


— А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.


Запись голоса: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! Теперь мне не будет скучно! До новых встреч!


Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там, в пруду

Золотая рыбка.


— Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.

— А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)

Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?

— Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)

— Что нового узнали?

— Были ли у вас затруднения в работе?

— Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?



6


Свежие документы:  Сценарий выпускного вечера «Прощай, курносое детство!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: