Урок изобразительного искусства. 2 класс.
Тема: Чем и как работают художники.
Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.
Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: Урок – сказка.
Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.
Формировать понятия «граттаж», «аквариум».
Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.
Оборудование для учителя:
Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;
Словарные слова;
Аквариум с рыбкой;
Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;
Книга «Сказки А.С.Пушкина»;
Открытки «Пёстрый мир аквариума».
Материалы для детей:
Заготовка листов в технике граттаж;
Деревянные палочки для процарапывания;
Цветовые карточки настроения.
Ход урока:
I ОРГ момент (настрой детей).
Здравствуйте, ребята,
Мальчишки и девчата!
Рада встретиться я с вами,
Верю, станем мы друзьями,
Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,
Тогда, вас уверяю,
Мы очень много нового, полезного узнаем!
— Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)
— У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)
— А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)
— Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки — А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.
— Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)
— Я сейчас это проверю.
Кисти, краски и бумагу
На уроке этом надо. (Рисование)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)
II Введение в тему урока.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
— Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)
— А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)
В замке был весёлый бал,
Музыканты пели,
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
— И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)
— А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)
— Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы»), а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)
— Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)
— Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)
Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.
— Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)
III Сообщение целей урока.
— Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки).
— А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.
IV Знакомство с новой техникой.
— Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)
— Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение)
— Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.
— Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.
— Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)
V Физкультминутка.
— Где живёт золотая рыбка? (В море)
— Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)
— Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)
— Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.
— Садитесь, пожалуйста.
VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)
— Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)
— Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)
— Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)
— Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.
— Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)
— Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.
VII Физкультминутка.
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
— Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.
VIII Закрепление этапов рисования.
— Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)
— Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.
— Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.
IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)
X Выставка работ.
— Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.
— О, чудо! Что же у нас получилось?
— А как называется общий дом для рыбок?
— Может, вам поможет загадка!?
На окне стеклянный пруд,
Но рыбачить не дают. (Аквариум)
(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)
— Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.
— У кого есть аквариум дома?
— Чего в аквариуме не хватает?
— Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.
(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)
— Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)
XI Итог урока. Рефлексия.
— А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.
Запись голоса: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! Теперь мне не будет скучно! До новых встреч!
Хоть не видели её
Музыканты бала,
Но от рыбки, от неё
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнёт, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
От того, что там, в пруду
Золотая рыбка.
— Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.
— А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)
— Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?
— Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)
— Что нового узнали?
— Были ли у вас затруднения в работе?
— Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?
6