Конспект урока для 1 класса «Правописание слов с сочетаниями ЖИ — ШИ»

Урок русского языка в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-

Цели: способствовать формированию навыка правописания гласных букв в сочетаниях

жи-, ши-; развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.

Ход урока

  1. Организационный момент. Ты — сиди за партой стройно, и веди себя достойно!

«Спеши делать добро»- девиз нашего сегодняшнего урока.

II. Вступительное слово учителя. Учитель читает стихотворение А. Барто.

— Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?

III. Сообщение темы урока. Постановка целей.

— Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.

Прочитайте пословицу: «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

— Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

Коллективное выполнение упражнения 3 «Давайте подумаем вместе».

— Прочитайте. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

— На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь!

— Назовите выделенное слово (упражнение 1). Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)

Тренировочное упражнение (упражнение 5). Работа по вариантам.

Упражнение «Трудное задание».

— Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит — котёнок бежит; ручей дрожит — котёнок дрожит.

— В каких случаях переносное значение, а в каких — прямое ?

Словарно-орфографическая работа.

Будь смелым не языком, а делом.

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.

За столом сказала мать:

— Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? ( Г. Бойко)

— Когда так говорят:

«язык чешется» — хочется очень о чём-то рассказать;

«проглотить язык» — замолчать, отказаться говорить;

«чесать языком» — в болтовне зря проводить время;

«вертится на языке» — то, о чём никак не можешь вспомнить.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Э. Куклина

Не хотел котёнок мыться

— Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком Моет лапу языком.

С. Маршак

Физкультминутка

Игра «Каков характер?».

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, дети хлопают в ладоши, а если злой — топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.) 2. Работа в тетради «Русский язык». Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

ЁЖ

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.



— Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

Г. Сатир

Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

— Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д.

Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

— Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова — слова, зимы — зимы, холода — холода, кружки — кружки, стрелки — стрелки, белок — белок.)

— Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

— Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)

— Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие — с заглавной?

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

— Подчеркните в словах буквосочетания жи~, ши-.

— Придумайте и запишите 2-3 слова на данное правило.

Упражнение «Спиши».

— Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.

V. Итог урока. Знай и правильно пиши сочетания жи-ши-!!!

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Обобщение по теме «Фонетика»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: