Класс________ Дата_________
ТЕМА: Движение вод гидросферы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
расширить понятие гидросфера;
сформировать понятие о ветровых волнах их строении, причине возникновения, различиях по силе и т.д.; о волне цунами, о приливах и отливах, о течениях;
формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся;
воспитывать эмоционально образное восприятие мира, природы и себя как ее части;
формировать духовность, нравственные качества человека;
развивать умения вычленять причинно-следственные связи, умение синтезировать и анализировать факты;
развивать познавательные способности, самостоятельность, творческого мышление учащихся, работать с различными источниками информации.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятель- ность ученика | ||||
1. Моти ваци он ный | 1.АМД Представьте, что вы стоите на высокой скале, а перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр видеосюжета, изображающего море. -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке? -Какие Ц и З поставим? 2.На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: как построена волна? Почему она возникает? Какие бывают волны? Почувствовать красоту, величие волны и полюбить ее. Произнесите в полголоса слово волна. Вслушайтесь в него. Что вы слышите? Какая картина возникает перед глазами? Представьте вы всемогущие великаны. Дотроньтесь до волны. Какая она? А теперь попробуйте ее на вкус?
|
ИМД Выполнение теста, взаимопроверка
| |||
2. Реализация и осозна ние новых знаний | 1.АОЗ Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде, о море, о гидросфере? 2. Изучение новой темы Рассказ учителя мифа о Посейдоне. Давним давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живет царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди приносили ему в жертву осужденного за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого проведем несколько опытов Опыт 1. Ученику предлагается подуть с разной силой на тарелку с водой. На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что причиной является ветер, а следствием – волна. Выводы записываются в тетрадь. Высота волны зависит от силы ветра. Рассказ учителя. Существует несколько типов волн. Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На глубине образуются волны между слоями воды с разной температурой и соленостью. Тягун — это остаточные волны высотой до тридцати сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и разгрузку судов. Сейша — стоячая волна. В результате происшедшего где-то землетрясения в закрытом водоеме две три волны набегают друг на друга. Это явление часто встречается в Азовском море. По скорости волны бывают несколько видов. Слабый ветер — 1 м/с — поверхность воды не изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 мс – маленькие, короткие волны, бегущие параллельными рядами. Сильный ветер – исчезают правильные ряды, море беспорядочное, вихревые движения. Штормовой ветер — высокие волны бегущие параллельными рядами несущие большую энергию. При затихании ветра волны продолжают двигаться, превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие – это мертвая зыбь. В ней суда вязнут. Анализ таблицы со шкалой силы волн. Опыт 2 .Ученику предлагается закрытыми глазами из емкости вытащить только те камни, которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся записывают в тетрадь вывод, что волна имеет силу. Рассказ учителя. Главным врагом Посейдона является берег. Ударная сила волны может достигать сорока тонн на квадратный метр. В Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса сбросило двадцати тонную бетонную стену. В Шотландии на четыре метра сместилась дамба массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на 45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный метр. Работа со схемой. По висящей на доске и в учебнике схеме строения волны назвать ее части. -Человек пытается бороться с волной и использовать ее. Приведите примеры? (электростанции, волноломы, спорт, искусство и т.д.) Опыт 3. Привести в движение всю массу воды в чаше. Какая сила в природе может это сделать? — Что образуется? — Почему цунами причисляют к стихийным бедствиям? Самостоятельное чтение текста по заданию: определить третий вид движения воды, найти. причины. Знакомство с течениями в океане по слайд-программе.
2. Закрепление изученного: заполнить схему, пользуясь текстом учебника и материалами урока.
3. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
|
Участие в игре «Географическое лото»
Работа с лабораторным оборудованием, проведение эксперимента, выводы
Сам-ое заполнение схемы, озвучивание. | |||
Рефлексия | Первичная проверка знаний 1) . (Тест) 1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы: т) притяжение вод Океана Луной; а) ветер; г) землетрясения. 2. Перемещается ли вода при волнении моря? е) нет; и) да. 3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем б) волны меньше; ч) волны крупнее. 4. Причина образования цунами: а) ветер; и) притяжение вод Океана Луной; е) подводные землетрясения. 5. Где чаще всего происходят землетрясения? д) на равнинах; у) в горах; н) в сейсмических поясах. 6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив е) Берингов; и) Бенгальский; н) Гибралтарский. 7. Из перечисленных морей самое соленое я) Средиземное; и) Балтийское; е) Красное. — Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверяем ответы (Слайд 3). У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ — отметка “5” ТИЧЕНЕЕ — “4” ТИЧЕНЕЯ — “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*41. — Закройте тетради и отложите их на край стола. В конце урока вы их сдадите.
1. Течение — это…… 2. Течение возникает под действием ……….. 3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ……… 4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока. 5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
|
Запись дом.задания. |