Конспект урока на тему «Звук и буква Л. Чтение открытых и закрытых слогов АЛ-ЛА,ОЛ-ЛО,УЛ-ЛУ»

Конспект открытого урока чтения и развития речи

Разработала: учитель Криворучкина Н.Ю.

Аудитория:

дети с выраженным психическим недоразвитием, обусловленным болезнью Дауна , 2 класс

Тема урока: Звук и буква Л. Чтение открытых и закрытых слогов АЛ-ЛА,ОЛ-ЛО,УЛ-ЛУ.

Форма урока : Урок – путешествие.

Тип урока: комбинированный

Цель: Знакомство со звуком и буквой Л. Упражнение в чтении слогов с буквой Л.

Задачи:

Образовательные — познакомить детей с новым звуком и буквой;

учить выделять звук из слов и определять его место в слове;

учить отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

учить различать гласные и согласные звуки;

совершенствовать навык правильного, слогового чтения;

обогащать словарный запас учащихся: учить подбирать слова признаки;

способствовать расширению кругозора детей;

Развивающие-развивать познавательный интерес и активность учащихся; Развивать память, внимание, мышление и наблюдательность

развивать у детей фонематический слух;

способствовать развитию связной речи учащихся;

развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные — воспитывать аккуратность, наблюдательность , доброту, положительную мотивацию к уроку чтения.

Оборудование: сюжетные картинки: лес, река, замок злодея, замок принцессы, набор предметных картинок на букву Л, карточки с буквами, воздушные шарики, прописи на печатной основе, аудиозапись «Веселая зарядка», пластилиновые доски, фасоль.

Словарная работа: ЛА-МА

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок

Вас ждет впереди полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение

Легко и прелестно дается учение.

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «будет интересно!»

2. Целеполагание.

Сейчас у нас урок чтения и вам ребята, предстоит выполнить много разных заданий , показать все свои знания и умения.

3 . Подготовительный этап урока

  • Самомассаж.

Глазки готовы? (поглаживание верхних век)

Ушки готовы? (растирание ушных раковин)

Ручки готовы? (растирание ладоней)

Ножки готовы? (топанье ногами)

  • .Артикуляционная гимнастика

А еще мы по порядку

Утром делаем зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Мы открыли шире рот (рот широко открыт)

Язычок ленивый кот (язык лопаткой)

Он не двигаясь, лежит

И нисколько не дрожит.

Ну- ка встань, глаза протри

И на улицу иди (круговые движения языком, облизываем губки),

На крылечке посиди (язык лежит на нижней губе)

И на небо погляди (язык поднять к верхней губе).

Утомился язычок,

Повалился на бочок (высунуть язык на бок).

-Восстановим свое дыхание

  • Дыхательная гимнастика

Вдох через нос, выдох ртом

  • Сюрпризный момент

Чтение стихотворения Е.Карагановой « Письмецо»

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

-Это письмо из сказочного королевства букв. Давайте читать скорей.

« Дорогие ребята! В сказочном королевстве переполох. Злой волшебник похитил одну из букв и спрятал у себя в темнице замка, а остальные от страха разбежались и спрятались. Помогите возвратить буквы .Очень надеюсь на вашу помощь. Принцесса Лу.

— Ребята поможем принцессе? (ответы детей)

— Тогда нам нужно скорее отправляться в путь на поиски сбежавших букв, вызволить украденную букву из замка злого волшебника и возвратить их в замок принцессы.

— Но как мы с вами отправимся?

Туда не долетишь на самолете

И не доплывешь на корабле

Тропинкой мы отправимся волшебной

По интересной, сказочной земле.

По извилистой тропинке потихоньку мы пойдем. (Ходьба на месте)

Может быть, и под листочком

Буквы наши мы найдем.

На носочки дети встали, по дорожке побежали. (Бег на носках).

А сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

4. Этап проверки домашнего задания

На доске картина с изображением сказочного леса

Мы попали с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!. Давайте посмотрим вокруг, может что- то увидим. ( на картину прикрепляются буквы А, У).

— Ой, да здесь пропавшие буквы (дети называют их, читают сочетание АУ)

— Давайте все вместе, громко крикнем АУ! Может еще буквы отзовутся ( дети произносят АУ!). На картине появляются буквы С-Ш. Дети называют буквы, читают слоги СА-СУ, ША-ШУ.

C:UsersUserDesktopCAM00947.jpg

— Молодцы! Берем буквы с собой и идем дальше, (кладем буквы в корзинку)

  • Физминутка

На развороте доски плакат с изображением сказочной реки

Вышли мы к реке широкой (дети разводят руки в стороны)

В ней холодная вода (трут себя по плечам)

Вышли мы к реке глубокой

Вот такая глубина (дети тянутся руками вверх)

Наклонились и умылись (наклониться, провести руками по щекам)

Удивились, покружились

Чтобы реку перейти

Надо мостик нам найти

-Посмотрите, около берега спрятались буквы (называют их), они нам и помогут перейти через реку. Построим мостик (чтение слогов МО — ОХ)

C:UsersUserDesktopCAM00951.jpg

— Эти буквы тоже берем с собой, чтобы отдать принцессе (складываем буквы М, О, Х в корзинку). Какие вы молодцы, что смогли найти еще буквы, преодолеть реку. Река была какая? (широкая, глубокая, холодная).

5. Этап изучения нового материала

— Смотрите, а на этом берегу гуляют ЛАМА и ЛОСЬ. Может они подскажут дорогу к замку злого волшебника. Давайте проговорим слово ЛАМА, какой первый звук мы слышим? Звук [Л]

— Проговорим слово ЛОСЬ. Какой звук мы произносим сначала? Звук [Л]

— Мы знаем, что есть звуки артисты, которые хорошо поют. Давайте попробуем пропеть звук [Л]. Пропеть его не получается, язычок упирается в верхние зубки и мешает нам. Звук [Л] – согласный. Он согласен петь с другими звуками.

-ЛАМА и ЛОСЬ нам показывают следы, по ним мы сможем отыскать замок волшебника и освободить букву, (на доске нарисована дорожка из букв Л, пунктиром).

C:UsersUserDesktopCAM00955.jpg

-Чтобы нам не заблудиться, давайте обведем эти следы. Для этого подготовим наших помощников

Пальчиковая гимнастика

Понемножку по ладошке


пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Наши пальчики идут,

то же другой рукой

Серединку на ладошке



Наши пальчики найдут.


Чтоб внимательнее стать,



Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку .

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,



напряженно вытянуть пальцы


Отдыхаем.

расслабить кисть


Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди


  • Работа по карточке

  • обводка буквы Л по опорным точкам.

— А вот и замок злого волшебника (на доске изображение замка). Посмотрите, какой он большой, мрачный, черный

-Повторите, какой замок? (большой, черный, мрачный).

— Где же волшебник прячет украденную букву? (открыть окошко с буквой Л).

C:UsersUserDesktopCAM00950.jpg

— Ребята, смотрите, да это же буква Л. Недаром нам встретились ЛОСЬ и ЛАМА, а следы похожи на какую букву? ( Л)

— Но волшебнику буква Л очень понравилась, и отпускать ее он не собирается. Если мы изобразим портрет буквы Л и подарим волшебнику, он нам ее вернет.

  • Анализ элементов буквы Л

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

  • Показ картинок, изображение буквы Л с помощью пальцев и рук.

  • Работа с пластилиновыми досками (дети выкладывают букву Л фасолью)

— Ребята, буквы так обрадовались появлению буквы Л, что хотят с этой буквой поздороваться, и она согласна с ними спеть.

  • Чтение открытых и закрытых слогов с буквой Л

А А

О Л Л О



У У

Буквы поздоровались и стали радостно плясать

  • Музыкальная физминутка

6. Этап закрепления.

— Вот и добрались мы до сказочного королевства букв. Мы нашли все сбежавшие буквы, освободили букву Л. У входа в замок нас встречает принцесса.

— Принцесса какая? (добрая, красивая)

— давайте поможем расселить буквы по своим местам. В этой башне живут согласные буквы (какого они цвета?) В башню красного цвета заселим гласные буквы.

C:UsersUserDesktopCAM00953.jpg

— Ребята, принцесса очень благодарна вам за помощь и приготовила сюрприз (дети открывают коробку, из которой вылетают воздушные шарики). На каждом шарике написаны слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Дети читают слог на своем шарике и получают картинку с изображением ландыша, Лунтика, лучика или лошади соответственно первого слога в слове.

7. Итог урока.

«Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ! -Вы не только освободили букву Л, но и все правильно читали с ней слоги, научились выделять звук [л] в словах.

Спасибо всем за урок!

Свежие документы:  "Исторические крестики-нолики": игра по теме "Древняя Русь"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: