Окружающий мир (А.А. Плешаков)
3 класс
Тема: «Кто что ест? Цепи питания»
Цели:
Дать понятие «цепи питания »
Обобщить знания учащихся о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности к защите от врагов и охране животных.
Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.
Оборудование урока
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир»
Рабочая тетрадь Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс,1 часть
Оргмомент. Психологический настрой.
— Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мне.
— У нас все получится на уроке, мы самые дружные и умные.
2.Актуализация опорных знаний.
— Отгадайте загадки:
Зелёный поясок живой в траве затерялся. (Ящерица)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто это? (Ворона)
Гудит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (Шмель)
— Кто это одним словом? (Животные)
— На прошлом уроке окружающего мира мы с вами говорили об огромном разнообразии животных. Вы должны были приготовить презентации о любом из животных по желанию. (Презентации детей).
3. Самоопределение к деятельности.
— Мы с вами посмотрели презентации. Чья презентация больше всего понравилась? Почему?
— А теперь назовите признаки живых организмов. (Слайд 1)
— А что необходимо для роста и развития животных? (Питание). Почему?
4. Постановка темы и целей урока.
— О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Назовите тему.
— Какую же цель мы поставим перед собой? (Узнать, чем питаются животные).
— Совершенно верно, сегодня на уроке мы будем говорить о том как питаются животные, а тема урока «Кто что ест».
5. Работа по теме урока.
А) Работа в паре (Слайд).
— Обсудите в паре, чем могут питаться животные и на какие группы можно разделить животных по типу питания.
(Выслушиваются ответы детей).
Б) Беседа.
— Все животные питаются разной пищей: одни питаются растительной пищей, другие животными, третьи и растениями и животными, четвертые насекомыми. В зависимости от этого животных разделили на 4 группы по типу питания (Слайд): растительноядные, хищные, всеядные и насекомоядные.
— Растительноядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей. (Слайд).
(Дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, заяц, лось, бабочки, полевые мыши, гусеницы)
— Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники) (Слайд).
— Среди хищников есть и млекопитающие, и птицы, и пресмыкающиеся и рыбы, и насекомые и черви.
— Посмотрите африканский лев и львенок поедают тушу буйвола.
— (Слайд). К хищникам относятся и сова, и щука и даже божья коровка.
— (Слайд). Насекомоядные питаются насекомыми. Это крот, еж, землеройка, ящерица, птица малиновка, некоторые из рыб и т.д.
— Как выдумаете, почему некоторых животных называют всеядными? Они питаются абсолютно всем, употребляя как животную, так и растительную пищу. (Слайд). Это и барсук, и белка, медведь, ворона, галка, рак.
— Говорят, что в природе все живые существа связаны между собой в цепи питания.
— Посмотрим фильм о цепях питания животных. (ФИЛЬМ)
— Как вы поняли, что же такое цепь питания? (Слайд).
Физминутка.
— Первое звено в цепи питания – растения. Ведь только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Мы с вами говорили об этом на прошлых уроках.
— Что будет стоять на втором месте после растений? ( Растит. Жив.) Почему? Это второе звено.
— Что будет на третьем месте? (Третье звено – насекомоядные или хищные животные. ) Почему?
— Давайте попробуем составить цепь питания лисицы. Будем работать в парах.
Проверка.
— В сказках лиса самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье – никакая хитрость не спала бы лису от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полевок- она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом- лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает. Впрочем, хитрой ее назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка- курочки как не бывало.
— Следующее задание: составьте цепи питания волка и дятла в парах.
Проверка.
6. Закрепление.
— (Слайд). Работа по учебнику.
— (Слайд). Работа в печатной тетради.
Зад. № 1.
-На какие группы делятся животные по способу питания?
— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.
— Во второй строке прочитайте, чем они питаются. К какой группе относятся эти животные? Каким цветом закрасим кружок? И т.д. (взаимопроверка).
Зад. № 2.
— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (растительноядных и хищных)
— Запишите по три названия животных каждой группы. Проверка.
Зад. № 3.
— Прочитайте здание. Найдите приложение к данному заданию.
— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания. (взаимопроверка).
Зад № 4, 5, если успеем.
7. Рефлексия. (слайд)
Литература:
You Tube Фильм «Цепи питания»
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса, М., ВАКО, 2013 г.
Камышанова Л.Н. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/10/okruzhayushchiy-mir-aa-pleshakov-3-klass-tema-kto
Рабочая тетрадь Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс,1 часть М., Просвещение, 2012 г.
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, М., Просвещение, 2012 г.