Технологическая карта открытого урока
МОУ СОШ № 56 Кировского района г. Волгограда
| |
Учитель | Боровикова Оксана Викторовна
|
УМК | «Перспективная начальная школа»
|
Предмет | окружающий мир
|
Класс | 2 –А
|
Тема | «Птицы»
|
Тип урока | комбинированный |
Цель | углубление и расширение знаний обучающихся о птицах |
Задачи | повторить отличительные признаки птиц;
|
дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц;
| |
расширить знания о питании птиц, проследить взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
| |
Основные понятия
| Перья покровные, пуховые, маховые, рулевые. |
Межпредметные связи
| Литературное чтение, русский язык, математика. |
Ресурсы: — основные
— дополнительные
| Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 2 класс (ч. 2) Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 2 класс Тетрадь для самостоятельной работы № 2 Изображения птиц, запись голосов певчих птиц Материал для организации работы в группах
|
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1 | Организационный момент
| — Здравствуйте ребята. Займите свои места, проверьте – всё ли готово к уроку.
— Начинаем наш урок. | Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке:
Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Опрос учащихся.
| Работа по учебнику. — Откройте учебник на с. 21 — Какова тема урока? — Рассмотрите иллюстрацию. — Назовите изображенных животных. К каким группам они относятся? — По каким характерным признакам вы это определили?
|
Птицы.
Звери (летучая мышь) – покрыты шерстью, насекомые (бабочка) – имеют 6 лап и усики, птицы (гусь, пингвин).
| Знать отличительные признаки изученных групп животных. Уметь устанавливать и называть характерные (легкоразличи-мые) признаки наблюдаемого объекта | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
|
| — Как вы отличаете птиц от других животных?
| Наличие перьевого покрова, пара крыльев, две ноги.
|
|
|
|
| — Можно назвать всех летающих животных птицами?
| Нет. Летучая мышь – зверь.
|
|
|
|
| — А плавают ли птицы? Каких водоплавающих птиц вы знаете?
| Да. Лебедь, пеликан, утка, гусь… |
|
|
|
| — Бывают ли нелетающие птицы? | Да. Пингвины не летают.
|
|
|
|
| — Что же общего у всех птиц?
| Их тело покрыто перьями.
|
|
|
|
| — Всё ли мы знаем о птицах, как вы думаете?
| Нет.
|
|
|
3 | Изучение нового учебного материала. | — Что вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь на этом уроке? | Больше узнаем о птицах, о питании птиц, их повадках и особенностях.
|
|
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
| — Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? Вопросы детей записать на доске.
| Например: Почему птицы умеют летать? Почему перья утки не намокают? Чем питаются птицы? и др.
| Уметь задавать вопросы. | |
|
| — На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим. |
|
| |
|
| Постановка проблемного вопроса. — Знаете ли вы, что птиц ещё называют «пернатые». По какому отличительному признаку птицы получили такое прозвище?
|
Их тело покрыто перьями
|
| |
|
| — А зачем птицам перья?
Работа с текстом Хрестоматии.
— Чтобы проверить наши предположения обратимся к Хрестоматии. Откройте содержание книги, найдите статьи о птицах. Какой рассказ из хрестоматии поможет нам? — Откройте соответствующую страницу. | Предполагаемые ответы детей: для тепла, помогают летать и др.
«Зачем птицам перья?» Открывают стр. 89 |
Осуществлять поиск информации в книге.
| |
|
| — Прочитайте текст по «цепочке».
| Читают текст по «цепочке».
|
| |
|
| — Подтвердились наши предположения?
| Частично – да. |
| |
|
| — Для чего же нужны перья птицам?
| Без перьев не смогли бы летать, защита от царапин, ушибов, от холода и жары, от намокания и пересыхания, помогают питаться и спать.
| Знать о важности перьевого покрова в жизни птиц. Уметь строить простейшие логические высказывания.
|
|
|
| — Почему в народе говорят – «как с гуся вода»? Почему речь идет не о курице или воробье?
| Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают в воде. У курицы (и других птиц) такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.
| Знать, что водоплавающие птицы при чистке смазывают свои перья жиром. При этом перья | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Слайд. Мокрый воробей.
| становятся водонепроницаемыми. |
| |||
|
| Беседа по содержанию статьи «Зачем птицам перья?»
— Обновляются ли перья птицы в течении жизни? — За год у птицы полностью меняется перьевой покров.
|
Да, птицы сбрасывают перья время от времени. Это называется линькой.
|
Осуществлять поиск информации в книге.
Знать особенности питания хищных и водоплавающих птиц. Уметь устанавливать логические связи. |
Регулятивные: коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
|
|
| — Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перьевой покров и при этом некоторое время не могут летать?
| Хищные птицы ловят свою добычу в полёте, и постепенная линька не мешает им добывать корм во время смены перьевого покрова. А птицы водоплавающие могут добывать пищу и без перьев, т.к. добывают её в воде. |
|
|
|
| Если возникли затруднения — Как добывают пищу хищные птицы?
|
Нападают сверху, в полёте.
|
|
|
|
| — Может птица летать без перьев? Что случиться, если птица не сможет охотиться? Поэтому хищные птицы и не сбрасывают все перья одновременно. | Нет. Погибнет от голода. |
|
|
|
| — А как и где добывают пищу утки, гуси, лебеди и др.?
| В воде. Подныривают и хватают рыбу.
|
|
|
|
| — Нужно ли для этого летать?
| Нет. |
|
|
|
| — Могут они некоторое время прожить без оперения?
| Да. |
|
|
|
| Дополнительная информация Копчиковая железа — единственная железа птиц, расположенная над хвостовыми позвонками, секрет которой выводится наружу через крупные протоки. Сам по себе секрет маслянистый и используется птицами для смазки перьев, предохраняя их от намокания, сохраняя эластичность. Под воздействием солнечного света секрет копчиковой железы превращается в витамин Д, который птицы заглатывают при очистке пера. Наконец, секрет этой железы способствует сохранению рогового чехла клюва. Хорошо развита копчиковая железа как у водных (но особенно у них), так и у наземных птиц; отсутствует она у страусовых, у некоторых попугаев, голубей, дроф и других птиц. Функцию этой железы у этих птиц выполняют перья особого строения, растущие на определённых участках тела (эти органы называются «пудретки»). Растущие там перья постоянно обламываются, образуя мелкий порошок, которым птицы смазывают оперение, предотвращая его слипание и намокание. | Возможно зададут вопрос — Откуда птицы берут жир, чтобы смазывать перья?
|
|
|
|
| — Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они отличаются?
| Перья разного цвета. Перья могут быть разного размера и формы.
| Уметь устно описывать объект наблюдения. Знать, что перья у птиц разные. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
Работа по учебнику.
— Откройте учебник на странице с. 22. Прочитайте, как называются различные виды перьев.
|
Самостоятельное чтение фрагмента на с. 22
|
Осуществлять поиск информации в книге.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
|
|
| — Как называются перья? Какую функцию выполняет каждое из них?
| Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют главную роль при полёте птицы. Покровные перья покрывают всё тело птицы, они облегчают полёт. Пуховые перья защищают от переохлаждения и перегрева.
| Знать основные термины, называть виды перьев.
Уметь отличать виды перьев.
Уметь работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат) |
|
|
| Работа в группах.
— Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.
|
Практическая деятельность
|
| |
|
| — Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп). — Выберите координатора. | Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы.
|
| |
|
| — Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает набор перьев и карточку с вопросом (заданием практического характера).
— Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования.
— Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.
— После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете.
| Координаторы получают задания.
| Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении регулятивные: планирование – умение выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; составление плана и последовательности действий для решения учебной задачи; саморегулирование: способность к волевому усилию и преодолению препятствий. | |
|
| Задания группам.
|
|
|
|
|
| Группа 1. Рассмотрите предложенные перья. Ответьте на вопросы. — Чем различаются перья?
— Каждое перо имеет стержень и бородки. Определите (догадайтесь) где стержень, а где бородки и отметьте их на схеме.
|
Размером, формой, цветом.
На предложенной схеме (рисунке) пера отмечают стержень и бородки.
|
Уметь проводить простейшие опыты и наблюдения вместе с од-ноклассниками; устно описывать объект наблюдения; соотносить результат наблюдения с поставленной целью; строить простейшие логические высказывания. |
|
|
| Группа 2. Рассмотрите перо под лупой. Найдите стержень и бородки. Как скрепляются бородки?
|
Бородки скрепляются по типу застёжки «молнии». |
| |
|
| Группа 3. Подуйте на перо, положив его на ладонь. — Что заметили?
— Почему перо лёгкое? Отрежьте ножницами кончик стержня пера, рассмотрите какой он внутри? Сделайте вывод. |
Перо лёгкое, оно летит.
Стержень внутри пустой, полый. Перо лёгкое, т.к. стержень пера внутри пустой.
|
| |
|
| Группа 4. — Капните на перо из пипетки. Что вы увидели? -Какую роль выполняет перо?
|
Капелька скатилась, перо не намокло. Защищает птицу от воды.
|
|
|
|
| Группа 5. Сравните два пера одной птицы – большое и маленькое. Подумайте, зачем ей разные перья?
Подведение итогов групповой работы. Перо состоит из стержня и бородки. Стержень пера внутри полый (пустой). Поэтому перо лёгкое. Бородки скрепляются как зубчики замка «молния». Они отталкивают воду, что помогает птице оставаться сухой. Перья птицы разные: мягкие и пушистые – для удержания тепла, а крепкие и упругие нужны для полёта. | Одно перо — мягкое, пушистое, а другое – упругое, жесткое. Большие перья расположены на крыльях и хвосте и нужны для полёта, а маленькие, пушистые для удержания тепла. |
|
|
|
|
|
После обсуждения итогов групповой работы, обучающиеся занимают свои места.
|
|
|
|
|
Работа в тетради для самостоятельной работы. — Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание. — Сможете выполнить его самостоятельно? Попросите своего соседа помочь вам.
|
Открывают тетради на с. 16. Читают задание. Рассматривают рисунок.
Соединяют линиями изображение перьев с их названиями. |
Уметь выполнять несложные инструкции, записанные в письменном виде. Знать отличие видов перьев. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
|
| — А сейчас немного отдохнём и поиграем.
|
|
| |
|
| ДМ. Игра «Не ошибись» — Я буду перечислять названия животных. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия птиц – хлопните в ладоши. Ворона, бабочка крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица, ящерица, соловей, кузнечик, дятел, воробей. |
Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.
|
Знать названия птиц. |
|
|
|
Работа по учебнику — Как вы думаете, можно ли по внешнему виду птицы узнать чем питается птица? Какие части тела птицы нужно рассмотреть? — Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию.
| Да, можно. Нужно рассмотреть клюв и ноги (когти). Возможен ответ «Нет»
| Уметь работать с иллюстрацией. |
|
|
| — Знакомы ли вам эти птицы? Назовите их.
| Дятел, утка, ястреб, воробей.
|
|
|
|
| — Разные у них клювы или одинаковые? Опишите клюв и когти каждой птицы.
| Клюв дятла мощный, ноги с цепкими когтями; у ястреба – крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями, у утки широкий клюв и лапы с перепонками, у воробья клюв короткий и крепкий. | Уметь строить простейшие логические высказывания.
|
|
|
| — Чем питаются эти птицы?
| Дятел – насекомыми, утка – мелкими водными животными и водорослями, воробей – зерном, семенами, хлебными крошками, ястреб – мелкими птицами, грызунами.
|
|
|
|
|
— Сделайте вывод: можно ли по форме клюва птицы узнать, какой пищей она питается?
|
Да. Клюв зерноядных короткий и крепкий, насекомоядных – острый и тонкий, у хищников – крючковатый, у водоплавающих птиц – широкий .
| Уметь использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объекта; высказывать суждения по результатам сравнения |
|
4 | Закрепление учебного материала | Работа с текстом Хрестоматии. — Птиц очень много на Земле и питаются они по-разному. Какой источник информации поможет нам подробнее узнать о том, что едят птицы?
|
Справочники, энциклопедии, интернет, рассказ учителя, хрестоматия.
| Знать источники получения информации.
| Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
|
|
| Возможно, не назовут хрестоматию. — А сейчас на уроке, что нам может помочь? Где ещё содержится дополнительная информация?
|
Хрестоматия по окружающему миру.
|
|
|
|
|
— Откройте хрестоматию на с. 92. Рассказ «Что птицы едят?» поможет узнать интересное о питании некоторых птиц. |
Обучающиеся читают текст вслух (3-4 человека небольшими частями). | Осуществлять поиск информации в книге.
|
|
|
| Беседа по содержанию статьи «Что едят птицы?»
|
|
|
|
|
| — О каких птицах-рыболовах вы узнали из этого рассказа?
— Какое незнакомое слово вам встретилось в тексте? Кто это?
| Пеликаны, чайки, гагары⃰, цапли. Гагры, птица.
| Знать названия птиц-рыболовов.
|
|
|
| — Где вы сможете найти информацию об этой птице? | В словаре. | Уметь находить информацию в справочниках. |
|
|
|
— Какая птица употребляет пищи вдвое больше собственного веса?
|
Колибри.
|
|
|
|
| — Назовите других прожорливых птиц.
Слайды колибри, синица, скворец.
|
Синичка за день может съесть столько, сколько весит сама. Скворец может съесть саранчи втрое больше, чем весит сам.
| Знать названия птиц, особенности их питания. Уметь узнавать их среди других птиц. |
|
|
| Работа с текстом Хрестоматии.
|
|
|
|
|
| — Приходилось ли вам слышать трели певчих птиц?
| Да.
|
|
|
|
| — Каких певчих птиц вы знаете?
| Соловей.
|
|
|
|
|
— Говорят, что «песня соловья не кормит». Правда ли это?
|
Ответы разные.
|
|
|
|
| — Очень интересную информацию подготовили для нас ребята.
| Рассказ «Кормит ли песня соловья?»
|
|
|
|
|
— Певчих птиц во всё мире очень много — около 4 тысяч видов! Самые известные в нашей стране соловей, щегол, малиновка, жаворонок лесной, жаворонок полевой, пеночка, пересмешка, иволга, певчий дрозд, садовая славка. Голоса некоторых из них мы сегодня послушаем.
|
| Знать названия 2 -3 певчих птиц.
Уметь узнавать их среди других птиц. |
|
|
| Видеоряд с записью голосов птиц
| Просмотр слайдов с записью голосов птиц
|
|
|
|
| Последний слайд (изображение леса) сопровождается записью голоса кукушки.
|
|
|
|
|
| — А эту птицу вы узнали? Почему эту птицу назвали именно так? — Какие интересные факты из жизни кукушки вы знаете?
| Да. Это кукушка. Она издаёт звуки «ку-ку». Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. Кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда. | Знать название птицы, особенности поведения.
Уметь узнавать изображение птицы и её голос.
|
|
|
| — А как ученые объясняют такое поведение кукушки? На это несколько причин. Одна – кукушка питается грубой пищей – мохнатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Но маленькие птенцы кукушки такую пищу есть не могут. Другая – кукушка может за сезон снести несколько яиц, но не все вместе, а с интервалом в несколько дней. В таком случае птенцов вывести невозможно и всё потомство кукушки погибнет. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в чужие гнёзда.
| Ответы обучающихся. | Получать информацию из различных источников (рассказ учителя, других обучающихся). |
|
|
| — Почему кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда? Кукушонок выбрасывает птенцов-хозяев из гнезда только в первые четыре дня после появления на свет и делает это бессознательно. На спине кукушонка находятся чувствительные сосочки. Птенец сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Если за это время кукушонок не успеет избавиться от других птенцов, то уже больше этого не сделает.
| Ответы обучающихся. |
|
|
|
| Рефлексия. |
|
|
|
|
| — Вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока.
— На какие вопросы мы смогли ответить?
| Читают вопросы на доске.
Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока.
|
| |
|
| — Каких вопросов мы на уроке не коснулись? — Где вы сможете получить ответы на эти вопросы? |
Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и.т.д. |
|
|
|
| — Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие? — Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик».
| Ответы обучающихся. |
|
|
5 | Задание на дом
| — Какую работу нужно выполнить дома, чтобы закрепить полученные на уроке знания? | Прочитать статью учебника на с. 21 – 23; Выполнить задания в тетради для самостоятельной работы № 23, 24, 25; Перечитать статьи хрестоматии на с. 89 — 96 |
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
|
| — Выберите и выполните те задания, которые вам интересны, которые вы сможете выполнить самостоятельно. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|