Конспект урока для 2 класса «Птицы»

Технологическая карта открытого урока

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 56 Кировского района г. Волгограда


Учитель

Боровикова Оксана Викторовна


УМК

«Перспективная начальная школа»


Предмет

окружающий мир


Класс

2 –А


Тема

«Птицы»


Тип урока

комбинированный

Цель

углубление и расширение знаний обучающихся о птицах

Задачи

повторить отличительные признаки птиц;


дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц;


расширить знания о питании птиц, проследить взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.


Основные понятия


Перья покровные, пуховые, маховые, рулевые.

Межпредметные связи


Литературное чтение, русский язык, математика.

Ресурсы:

— основные



— дополнительные


Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 2 класс (ч. 2)

Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 2 класс

Тетрадь для самостоятельной работы № 2

Изображения птиц, запись голосов певчих птиц

Материал для организации работы в группах


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный момент




Здравствуйте ребята. Займите свои места, проверьте – всё ли готово к уроку.





— Начинаем наш урок.

Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей.



Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке:



Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Личностные: самоопределение;

регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2

Опрос учащихся.


Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 21

— Какова тема урока?

— Рассмотрите иллюстрацию.

— Назовите изображенных животных. К каким группам они относятся?

— По каким характерным признакам вы это определили?








Птицы.





Звери (летучая мышь) – покрыты шерстью, насекомые (бабочка) – имеют 6 лап и усики, птицы (гусь, пингвин).


Знать отличительные признаки изученных групп животных.

Уметь устанавливать и называть характерные (легкоразличи-мые) признаки наблюдаемого объекта

Познавательные: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.



— Как вы отличаете птиц от других животных?


Наличие перьевого покрова, пара крыльев, две ноги.








— Можно назвать всех летающих животных птицами?


Нет. Летучая мышь – зверь.






— А плавают ли птицы? Каких водоплавающих птиц вы знаете?


Да.

Лебедь, пеликан, утка, гусь…





— Бывают ли нелетающие птицы?

Да. Пингвины не летают.






— Что же общего у всех птиц?


Их тело покрыто перьями.






— Всё ли мы знаем о птицах, как вы думаете?


Нет.




3

Изучение нового учебного материала.

— Что вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь на этом уроке?

Больше узнаем о птицах, о питании птиц, их повадках и особенностях.













Регулятивные: целеполагание;

























Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной

цели; логические:

формулирование

проблемы



















Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические: решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



— Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить?

Вопросы детей записать на доске.


Например: Почему птицы умеют летать? Почему перья утки не намокают? Чем питаются птицы?

и др.


Уметь задавать вопросы.



— На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим.





Постановка проблемного вопроса.

— Знаете ли вы, что птиц ещё называют «пернатые». По какому отличительному признаку птицы получили такое прозвище?










Их тело покрыто перьями





— А зачем птицам перья?





Работа с текстом Хрестоматии.



— Чтобы проверить наши предположения обратимся к Хрестоматии. Откройте содержание книги, найдите статьи о птицах. Какой рассказ из хрестоматии поможет нам?

— Откройте соответствующую страницу.

Предполагаемые ответы детей: для тепла, помогают летать и др.













«Зачем птицам перья?»

Открывают стр. 89





















Осуществлять поиск информации в книге.




— Прочитайте текст по «цепочке».


Читают текст по «цепочке».





— Подтвердились наши предположения?


Частично – да.




— Для чего же нужны перья птицам?






Без перьев не смогли бы летать, защита от царапин, ушибов, от холода и жары, от намокания и пересыхания, помогают питаться и спать.




Знать о важности перьевого покрова в жизни птиц.

Уметь строить простейшие логические высказывания.





— Почему в народе говорят – «как с гуся вода»? Почему речь идет не о курице или воробье?




Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают в воде. У курицы (и других птиц) такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.




Знать, что водоплавающие птицы при чистке смазывают свои перья жиром. При этом перья

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Слайд. Мокрый воробей.


становятся водонепроницаемыми.




Беседа по содержанию статьи «Зачем птицам перья?»



— Обновляются ли перья птицы в течении жизни?

— За год у птицы полностью меняется перьевой покров.










Да, птицы сбрасывают перья время от времени. Это называется линькой.










Осуществлять поиск информации в книге.



Знать особенности питания хищных и водоплавающих птиц.

Уметь устанавливать логические связи.









Регулятивные:

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением

партнёра – контроль, коррекция, оценка действий

партнёра.




— Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перьевой покров и при этом некоторое время не могут летать?


Хищные птицы ловят свою добычу в полёте, и постепенная линька не мешает им добывать корм во время смены перьевого покрова. А птицы водоплавающие могут добывать пищу и без перьев, т.к. добывают её в воде.





Если возникли затруднения

Как добывают пищу хищные птицы?






Нападают сверху, в полёте.






Может птица летать без перьев? Что случиться, если птица не сможет охотиться?

Поэтому хищные птицы и не сбрасывают все перья одновременно.

Нет.

Погибнет от голода.





— А как и где добывают пищу утки, гуси, лебеди и др.?


В воде. Подныривают и хватают рыбу.






Нужно ли для этого летать?


Нет.





Могут они некоторое время прожить без оперения?


Да.





Дополнительная информация

Копчиковая железа — единственная железа птиц, расположенная над хвостовыми позвонками, секрет которой выводится наружу через крупные протоки.

Сам по себе секрет маслянистый и используется птицами для смазки перьев, предохраняя их от намокания, сохраняя эластичность. Под воздействием солнечного света секрет копчиковой железы превращается в витамин Д, который птицы заглатывают при очистке пера. Наконец, секрет этой железы способствует сохранению рогового чехла клюва.

Хорошо развита копчиковая железа как у водных (но особенно у них), так и у наземных птиц; отсутствует она у страусовых, у некоторых попугаев, голубей, дроф и других птиц. Функцию этой железы у этих птиц выполняют перья особого строения, растущие на определённых участках тела (эти органы называются «пудретки»). Растущие там перья постоянно обламываются, образуя мелкий порошок, которым птицы смазывают оперение, предотвращая его слипание и намокание.

Возможно зададут вопрос

— Откуда птицы берут жир, чтобы смазывать перья?






— Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они отличаются?


Перья разного цвета.

Перья могут быть разного размера и формы.


Уметь устно описывать объект наблюдения.

Знать, что перья у птиц разные.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации







Работа по учебнику.



— Откройте учебник на странице с. 22. Прочитайте, как называются различные виды перьев.










Самостоятельное чтение фрагмента на с. 22










Осуществлять поиск информации в книге.




Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,






— Как называются перья? Какую функцию выполняет каждое из них?






















Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют главную роль при полёте птицы.

Покровные перья покрывают всё тело птицы, они облегчают полёт.

Пуховые перья защищают от переохлаждения и перегрева.


Знать основные термины, называть виды перьев.



Уметь отличать виды перьев.













































Уметь работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат)


















Работа в группах.



— Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.








Практическая деятельность









— Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп).

— Выберите координатора.

Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы.





— Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает набор перьев и карточку с вопросом (заданием практического характера).



— Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования.



— Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.



— После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете.


Координаторы получают задания.


Познавательные: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков;



коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении регулятивные:

планирование – умение выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; составление плана и последовательности действий для решения учебной задачи;

саморегулирование: способность к волевому усилию и преодолению препятствий.



Задания группам.







Группа 1.

Рассмотрите предложенные перья. Ответьте на вопросы.

— Чем различаются перья?



Каждое перо имеет стержень и бородки. Определите (догадайтесь) где стержень, а где бородки и отметьте их на схеме.




Размером, формой, цветом.





На предложенной схеме (рисунке) пера отмечают стержень и бородки.




Уметь проводить простейшие опыты и наблюдения вместе с од-ноклассниками;

устно описывать объект наблюдения; соотносить результат наблюдения с поставленной целью; строить простейшие логические высказывания.




Группа 2.

Рассмотрите перо под лупой. Найдите стержень и бородки. Как скрепляются бородки?




Бородки скрепляются по типу застёжки «молнии».




Группа 3.

Подуйте на перо, положив его на ладонь.

— Что заметили?



— Почему перо лёгкое? Отрежьте ножницами кончик стержня пера, рассмотрите какой он внутри? Сделайте вывод.







Перо лёгкое, оно летит.



Стержень внутри пустой, полый. Перо лёгкое, т.к. стержень пера внутри пустой.





Группа 4.

— Капните на перо из пипетки. Что вы увидели?

-Какую роль выполняет перо?




Капелька скатилась, перо не намокло.

Защищает птицу от воды.






Группа 5.

Сравните два пера одной птицы – большое и маленькое. Подумайте, зачем ей разные перья?









Подведение итогов групповой работы.

Перо состоит из стержня и бородки. Стержень пера внутри полый (пустой). Поэтому перо лёгкое. Бородки скрепляются как зубчики замка «молния». Они отталкивают воду, что помогает птице оставаться сухой. Перья птицы разные: мягкие и пушистые – для удержания тепла, а крепкие и упругие нужны для полёта.

Одно перо — мягкое, пушистое, а другое – упругое, жесткое. Большие перья расположены на крыльях и хвосте и нужны для полёта, а маленькие, пушистые для удержания тепла.












После обсуждения итогов групповой работы, обучающиеся занимают свои места.








Работа в тетради для самостоятельной работы.

— Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание.

— Сможете выполнить его самостоятельно? Попросите своего соседа помочь вам.




















Открывают тетради на с. 16. Читают задание. Рассматривают рисунок.



Соединяют линиями изображение перьев с их названиями.







Уметь выполнять несложные инструкции, записанные в письменном виде.

Знать отличие видов перьев.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением

партнёра – контроль, коррекция, оценка действий

партнёра.



— А сейчас немного отдохнём и поиграем.






ДМ. Игра «Не ошибись»

— Я буду перечислять названия животных. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия птиц – хлопните в ладоши.

Ворона, бабочка крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица, ящерица, соловей, кузнечик, дятел, воробей.



Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.




Знать названия птиц.






Работа по учебнику

Как вы думаете, можно ли по внешнему виду птицы узнать чем питается птица? Какие части тела птицы нужно рассмотреть?

— Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию.




Да, можно. Нужно рассмотреть клюв и ноги (когти).

Возможен ответ «Нет»




Уметь работать с иллюстрацией.




— Знакомы ли вам эти птицы? Назовите их.


Дятел, утка, ястреб, воробей.






— Разные у них клювы или одинаковые? Опишите клюв и когти каждой птицы.




Клюв дятла мощный, ноги с цепкими когтями; у ястреба – крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями, у утки широкий клюв и лапы с перепонками, у воробья клюв короткий и крепкий.

Уметь строить простейшие логические высказывания.





— Чем питаются эти птицы?


Дятел – насекомыми, утка – мелкими водными животными и водорослями, воробей – зерном, семенами, хлебными крошками, ястреб – мелкими птицами, грызунами.








— Сделайте вывод: можно ли по форме клюва птицы узнать, какой пищей она питается?


















Да. Клюв зерноядных короткий и крепкий, насекомоядных – острый и тонкий, у хищников – крючковатый, у водоплавающих птиц – широкий .


Уметь использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объекта; высказывать суждения по результатам сравнения


4

Закрепление учебного материала

Работа с текстом Хрестоматии.

— Птиц очень много на Земле и питаются они по-разному. Какой источник информации поможет нам подробнее узнать о том, что едят птицы?




Справочники, энциклопедии, интернет, рассказ учителя, хрестоматия.


Знать источники получения информации.




Познавательные:

общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,




Возможно, не назовут хрестоматию.

— А сейчас на уроке, что нам может помочь? Где ещё содержится дополнительная информация?






Хрестоматия по окружающему миру.








— Откройте хрестоматию на с. 92. Рассказ «Что птицы едят?» поможет узнать интересное о питании некоторых птиц.



Обучающиеся читают текст вслух (3-4 человека небольшими частями).

Осуществлять поиск информации в книге.





Беседа по содержанию статьи «Что едят птицы?»









— О каких птицах-рыболовах вы узнали из этого рассказа?



— Какое незнакомое слово вам встретилось в тексте? Кто это?


Пеликаны, чайки, гагары⃰, цапли.





Гагры, птица.


Знать названия птиц-рыболовов.





— Где вы сможете найти информацию об этой птице?

В словаре.

Уметь находить информацию в справочниках.






— Какая птица употребляет пищи вдвое больше собственного веса?






Колибри.










— Назовите других прожорливых птиц.









Слайды колибри, синица, скворец.




Синичка за день может съесть столько, сколько весит сама.

Скворец может съесть саранчи втрое больше, чем весит сам.


Знать названия птиц, особенности их питания.

Уметь узнавать их среди других птиц.




Работа с текстом Хрестоматии.







— Приходилось ли вам слышать трели певчих птиц?


Да.






— Каких певчих птиц вы знаете?


Соловей.







— Говорят, что «песня соловья не кормит». Правда ли это?




Ответы разные.






— Очень интересную информацию подготовили для нас ребята.


Рассказ «Кормит ли песня соловья?»







— Певчих птиц во всё мире очень много — около 4 тысяч видов! Самые известные в нашей стране соловей, щегол, малиновка, жаворонок лесной, жаворонок полевой, пеночка, пересмешка, иволга, певчий дрозд, садовая славка. Голоса некоторых из них мы сегодня послушаем.



Знать названия

2 -3 певчих птиц.


Уметь узнавать их среди других птиц.




Видеоряд с записью голосов птиц



Просмотр слайдов с записью голосов птиц






Последний слайд (изображение леса) сопровождается записью голоса кукушки.







— А эту птицу вы узнали? Почему эту птицу назвали именно так?

— Какие интересные факты из жизни кукушки вы знаете?


Да. Это кукушка. Она издаёт звуки «ку-ку».

Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. Кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда.

Знать название птицы, особенности поведения.



Уметь узнавать изображение птицы и её голос.





— А как ученые объясняют такое поведение кукушки?

На это несколько причин. Одна – кукушка питается грубой пищей – мохнатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Но маленькие птенцы кукушки такую пищу есть не могут. Другая – кукушка может за сезон снести несколько яиц, но не все вместе, а с интервалом в несколько дней. В таком случае птенцов вывести невозможно и всё потомство кукушки погибнет. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в чужие гнёзда.


Ответы обучающихся.

Получать информацию из различных источников (рассказ учителя, других обучающихся).




— Почему кукушонок выбрасывает других птенцов из гнезда?

Кукушонок выбрасывает птенцов-хозяев из гнезда только в первые четыре дня после появления на свет и делает это бессознательно. На спине кукушонка находятся чувствительные сосочки. Птенец сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Если за это время кукушонок не успеет избавиться от других птенцов, то уже больше этого не сделает.


Ответы обучающихся.





Рефлексия.






— Вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока.


— На какие вопросы мы смогли ответить?


Читают вопросы на доске.



Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока.





— Каких вопросов мы на уроке не коснулись?

— Где вы сможете получить ответы на эти вопросы?





Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и.т.д.





— Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик».


Ответы обучающихся.



5

Задание на дом


— Какую работу нужно выполнить дома, чтобы закрепить полученные на уроке знания?

Прочитать статью учебника на с. 21 – 23;

Выполнить задания в тетради для самостоятельной работы № 23, 24, 25;

Перечитать статьи хрестоматии на с. 89 — 96


Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения;

личностные: самоопределение.



— Выберите и выполните те задания, которые вам интересны, которые вы сможете выполнить самостоятельно.



Записывают домашнее задание в дневник.


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 2 класса «Бывают ли на свете чудеса?»



















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: