Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени Константина Матвеевича Трухинова»
города Северодвинска
Архангельской области
«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»
(Гагарин Юрий Алексеевич)
Подготовила
Гладышева Галина Игоревна,
учитель начальных классов
Северодвинск
2010
День космонавтики 2010 года
12 апреля 2010 года исполнилось 49 лет со дня полета первого человека в космос. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.
Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем».
БЕСЕДА
«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»
Гагарин Юрий Алексеевич
12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Первопроходцем космических трасс, проложившим путь в околоземное пространство, был летчик — майор Юрий Алексеевич Гагарин, сын России, уроженец Смоленщины.
Хотя его биография хорошо известна в нашей стране и за ее пределами, напомним основные вехи земного пути первого космонавта планеты. Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Родители Алексей Иванович и Анна Тимофеевна — потомственные смоленские крестьяне, колхозники. Они много сделали для воспитания у своих детей высоких нравственных качеств, любви к земле, природе, трудолюбия, упорства в достижении поставленных целей, доброты и сердечности в отношении к людям, беззаветного служения Родине, отчему краю, передали трем сыновьям и дочери крестьянскую мудрость.
В родном селе Юрий пошел в начальную школу. Пережил ужасы фашистской оккупации. После освобождения родной земли продолжил учебу. В 1949 году, окончив шесть классов средней школы в Гжатске, поступил в ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, получил специальность формовщика-литейщика в 1951году, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В этом же году продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб, после окончания которого навсегда связал свою жизнь с авиацией.
В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил Оренбургское военное авиационное училище по первому разряду. Ему было предоставлено право выбора места службы. Решил ехать туда, где труднее, — в Заполярье, в одну из авиационных частей Северного флота.
Прослужил в Заполярье 2 года. У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов.
12 апреля 1961 года был совершен первый в мире полет человека в космос. Космонавтом номер один стал Ю. А. Гагарин.
Краткие эпизоды детства и юности Юрия Гагарина.
Детство Юры прошло в селе Клушине. Мама Анна Тимофеевна работала на ферме, не боялась никакой работы. Была очень дружелюбной и немногословной. Отец, по воспоминаниям самого Юрия Гагарина, был строгим, но справедливым. Он не баловал детей и не наказывал без причины, работал плотником. Именно отец научил своих детей уважать старших, научил любить труд. С детства Юра был очень упорным по характеру. Ещё дошкольником он сделал себе самодельные лыжи и уходил кататься с мальчишками в лес.
Когда Юре исполнилось семь лет, началась война, в село вошли немцы. А Юры мечтал о школе. Он думал, что война должна непременно кончиться к первому сентябрю. Но война продолжалась, и сельская учительница начала учить детей именно 1 сентября 1941 года. Незадолго перед первым сентябрём произошло в жизни Юры важное событие, он впервые увидел самолёт, впервые прикоснулся к нему руками. Один советский самолёт, подбитый немцами, упал в лесу около села. Лётчики остались живы. Они казались маленькому Юре героями. Он навсегда запомнил их.
Тяжело жилось семье Гагариных при немцах. Жили в землянке. В доме находились немцы. Семья сильно голодала. Только через три года после начала войны немцы ушли из села.
Юра продолжал учиться в школе. После уроков приходилось помогать родителям. Он рос подвижным и шаловливым, но мягким по характеру. В 4 классе сделал самодельный самолёт. Когда у его учительницы погиб на фронте сын, он сказал, утешая её: «Он был танкист. Лётчик обязательно улетел бы от врагов. Ведь самолёт быстрее всего на свете». Так думал Юрий Гагарин, мечтая быстрее стать лётчиком. Учителя вспоминают о Юре так: он был очень приветливым, исполнительным, активным по натуре (принимал участие во всех конкурсах), всегда тщательно одетый.
В 1949 году Юра закончил шесть классов. Семья бедствовала. И Юру отправили в Москву к дяде. Определили учиться в ремесленное училище в городе Люберцы. Его не хотели принимать. В училище принимали ребят, которые закончили 7 классов. Но он стал сдавать вступительные экзамены и сдал их хорошо. Его приняли. В училище ребята учились и одновременно работали на заводе. Было очень трудно, так как по вечерам Юрий ещё учился в вечерней школе. Он решил закончить седьмой класс и закончил его успешно. Со своими друзьями после работы на заводе шёл в школу, а потом ещё допоздна учил уроки. Много занимался физкультурой.
После окончания училища Гагарин поступает в индустриальный техникум. Учится очень легко и увлечённо. Ему было всё интересно. И уже твёрдо про себя знал. Он говорил: «Я не буду ни инженером и ни учёным, а лётчиком – испытателем, как Чкалов». По вечерам начинает заниматься в аэроклубе. Проявились в это время черты характера – упорство и работоспособность, целеустремлённость. Самым счастливым днём для Гагарина в те годы был день, когда он полетел на самолёте один без инструктора. После техникума он поступает в городе Оренбурге в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Было трудно порой, но Гагарин помнил, что осуществилась его мечта стать лётчиком. После окончания авиационного училища попросился служить в Заполярье. Был в Заполярье два года.
У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов. Начались трудные тренировки. Никто не знал, когда будет первый полёт в космос и кто из космонавтов полетит. Но вот объявили: летит Юрий Гагарин, запасной космонавт – Герман Титов, дублёр Гагарина.
И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Гагарин летит в космос. Перед полётом он произносит слова: «Поехали». Эти слова облетели весь мир, став навсегда знаменитыми. Пробыл Юрий Алексеевич Гагарин в первом полете в космос 1час 48 минут.
12 апреля отмечается в нашей стране как праздник «День космонавтики».
КВН
Ведущий.
Сегодня проверка готовности пяти экипажей, которым придется побороться за приз “Юных космонавтов”.
Экипажам приготовиться к сдаче рапорта.
Командирам экипажей сдать рапорт.
К полёту готов экипаж: Нептун, Сатурн, Комета, Марс, Венера.
(Хором) Девиз:
Мечтаем в космос полететь,
На все планеты посмотреть,
Построим мы ракету,
И назовём «Комета»
Ведущий:
Чтобы быть хорошим космонавтом, нужно иметь не только хорошие физические данные, но и обладать хорошей памятью и глазомером. Самые сообразительные, ловкие и сильные ребята могут полететь в Космос.
И сейчас команды – экипажи космических кораблей покажут, насколько хорошо они подготовились к полету.
Разминка.
(Каждой команде задаётся по одному вопросу)
1 . Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер-самолет.)
2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)
3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)
4. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)
5. Назовите первый летательный аппарат (Шар).
Конкурс №1.
Какая команда быстрее подготовит ракету к полёту.
Каждой команде выдаётся конверт с частями ракеты.
Конкурс №2.
Сейчас полёты в космос — обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды.
Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «парашют».
(По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами).
Теперь мы проверим, как вы знаете космическую азбуку.
Каждый экипаж получает карточку со словом.
В течение нескольких минут дети обсуждают значение этих слов. Затем к доске выходят по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы. Карточки со словами возвращаются на доску.
Устройство скафандра. Скафандр имеет очень сложное устройство. Тонкая металлическая пластинка и несколько слоёв ткани. Рукавицы сделаны из уникального материала. Этот материал не горит, не рвётся. На скафандре есть специальные ленточки. Они предназначены для уменьшения давления в скафандре. Один скафандр делают 2 года. Космонавт в открытом космосе может в скафандре провести 9 часов.
Конкурс №3.
Какая команда быстрее составит слово из рассыпанных букв
(космонавт, космодром, парашют, скафандр, невесомость).
Конкурс №4.
На столе разложены предметы: зубная паста, ручка, карандаш, стакан, полотенце, блокнот, открытка, машинка, ножницы. Какие предметы вы возьмёте с собой в космос. Объясните их применение.
Конкурс №5.
С завязанными глазами нарисовать ракету.
Конкурс №6.
Рано утром вы просыпаетесь, надо умыться. Как вы будете умываться в космосе? ( Приглашается один человек от команды, перед ним чашка с водой и полотенце).
Конкурс №7 “Глазомер”.
Космонавт должен хорошо определять положение любого предмета и расстояние до этого предмета.
Сейчас проверим, насколько точно вы можете определить, на каком расстоянии находится от вас макет ракеты. Игрок называет расстояние в шагах. Названное расстояние проверяется шагами самого игрока.
Конкурс №8 « Космические загадки»:
1. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт.
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(космонавт)
2. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимется до звёзд.
(ракета)
3. За бесчисленной отарой
Ночью шёл пастух усталый.
А когда пропел петух-
Скрылись овцы и пастух.
(звёзды и месяц)
4.В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.
(Луна)
5.По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)
Конкурс №9. Конкурс капитанов.
Вопросы викторины:
1. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов.)
2. Первый космонавт. (Гагарин.)
3. На каком корабле летал Гагарин в космос? (Восток).
4. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.)
5. Одежда космонавта. (Скафандр.)
Конкурс №10.
Космическая викторина
— Когда Гагарин полетел в космос?
— Сколько времени был в полёте?
— Кто ещё до человека побывал в космосе?
— Кого из женщин- космонавтов вы знаете?
— Как называется российский космодром?
— Кого называют дублёром?
— Сколько времени был Гагарин в космосе? (108 минут)
— Как звали собак, которые летали в космос? (Лайка, Белка, Стрелка)
— Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?
— Почему хлеб в виде крошечных буханок?
— Какие летающие объекты встречаются в русских народных сказках?
Конкурс №11.
Придумать поздравление космонавтам с праздником День Космонавтики.
Ведущий. Внимание экипажам!
Называем самый подготовленный экипаж к полёту в космос.
Награждения.
Подведение итогов конкурсов: лучший макет «Космическая ракета», лучший рисунок «Я рисую космос».
Литература.
Лидия Обухова Звёздный сын Земли — Москва: Издательство «Детская литература», 1974.