Предмет химии. Вещество
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
Развивающая: развитие логико — смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа.
Материальное обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран.
Что ранее вы слышали о химии?
В процессе беседы, подводим разговор о значения химии, используя стенд “ Химия вокруг нас”.
Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы,
Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.
Изучение нового материала и первичный контроль:
Что же изучает наука химия?
Химия изучает::
1)Вещества.
2)Свойства веществ.
3)Превращения веществ.
Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия.
— вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан). Ответ: они — из стекла;
— вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются стекло и алюминий? Ответ – свойствами;
Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу,
помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
Закрепление: выполним лабораторный опыт, оформляя результат в тетради.
Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы: (запись в тетради)
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вспомним, что мы знаем из физики:вещества состоят из молекул, а молекулы — из
мельчайших атомов, которые, в свою очередь,различаются как марки машин : волга, москвич,жигули и т.д. Всего таких видов атомов около 118.
Таким образом, запись в тетрадь:
Определенный вид атомов называется химическим элементом.
Закрепление:
1.Укажите, где о кремнии говорится как об элементе, а где — как о веществе: а)кремний-полупроводник, б)кремний входит в состав большинства минералов, слагающих земную кору, в)оксид кремния состоит из 1 атома кремния и 2 атомов кислорода, г)кремний- очень твердый.
2.Соотнесите свойства стекла и области его применения (учтите, что одной цифре может соответствовать несколько букв):
1.не растворимо в воде А)изготовление окон
2.не ядовито Б)изготовление посуды
3.прозрачно В)изготовление линз для очков
4.устойчиво к нагреванию Г)изготовление ламп накаливания