Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Красота» Сергей Козлов
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Красота» Сергей Козлов
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Н. А. Чуракова «Литературное чтение, 2 класс» 2010 год
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, воспитывать положительные качества в процессе работы; учить видеть прекрасное и ценить красоту
2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение; учить чётко отвечать на поставленные вопросы
3. Формирование: продолжить обсуждение мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным.
Показать новый аспект этой темы: если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный;
Обозначить контраст между разными взглядами на жизнь.
План урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Психологический настрой учащихся)
— Ребята, вы уже обратили внимание на цветы. Задание будет несколько необычным: выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?
ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке тёплая атмосфера
ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой
СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный
КРАСНЫЙ – гости, цвет праздничный, все праздники запоминаются.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (Актуализация опорных знаний и умений учащихся)
Просмотр начала мультфильма «Зимняя сказка» С. Козлова
-Какое слово сказал медвежонок?
-Предположите, почему Ежик и Медвежонок оказались у нас на уроке?
(Вероятно, будем считать произведение, героями которого они являются.)
— Да, ребята. Сегодня мы познакомимся с новой сказкой С. Козлова «Красота»
-Какие мысли и чувства вызывает у вас название этой сказки?
Окружающая нас красота спасает мир.
Красота учти нас быть чуткими, внимательными, отзывчивыми по отношению друг к другу.
Красота делает наше сердце добрее.
(Это интересная мысль. А кто хочет еще высказать свое мнение?)
2. Произнесите медленно слово КРАСОТА.
Какие звуковые ассоциации возникают? (в парах на листах)
жизнь праздник радость смех улыбка мама семья ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ. — Чему мы будем учиться на уроке? — видеть красоту в простом — быть поэтами, учиться ценить красоту |
— быть заинтересованными
— быть наблюдательными
3.РАБОТА ПО ТЕМЕ (Обеспечение понимания и осмысления нового материала)
1)Начнем с подготовки к чтению — чтение диалогов в парах
— Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример,- попросил Ежик.
— Ну, например, гром,- сказал Медвежонок.
— А вот и ты! — сказал Медвежонок, однажды проснувшись
и увидев на своем крыльце Ежика.
-Я.
— Где же ты был?
— Меня очень долго не было, — сказал Ежик.
— Когда пропадаешь, надо заранее предупреждать
своих друзей.
— Мне бы знаешь чего больше всего хотелось? — подумав,
сказал Медвежонок, Ежику.- Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.
— А что бы выросло потом?
— А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет.
— Это хорошо… А как бы ты со мной разговаривал?
— Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко.
2)ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (по отметкам)
— Кто герои?
— Почему всё запело, застрекотало, зазвенело? (прилетел тёплый ветер)
— Что он сделал? (обнял своим широким крылом весь мир)
— Что необычного в этих словах? (о ветре как о живом)
— Такое может быть?
— Как понимаете?
— Как вели себя звери? (зачитать)
3)РАЗБОР ТЕКСТА
— Что необычного предложил медвежонок?
— Кто поддержал медвежонка?
— А кто отреагировал по-другому? (заяц, веник, это когда мало)
— Где хотят сделать красоту медвежонок и ёж? (дома)
Медвежонок и ёж стараются убедить Зайца, что 2-3 ветки это красиво
Заяц никак не соглашается.
— Что он предлагает друзьям?
— Как решили распорядиться с ветками дома медвежонок и ёж?
ЧТЕНИЕ ЖЁЛТЫХ ПОЛОСОК.
Задание: Думать при чтении. Почему эти строки выделены жёлтым? (поэтический взгляд на жизнь)
ЧТЕНИЕ СИНИХ ПОЛОСОК.
Задание: Думать при чтении. Почему эти строки выделены СИНИМ?
( лишённый фантазии)
— Посмотрите фразы Зайца. Заяц не фантазирует.
Может есть какая-то необычная фраза?
— Можно сказать, что это слова восторга?
— Значит он видит красивое? (да, но если это очевидная красота, просто он мало развит)
Учебник стр.114
Вопрос №1
-Сделайте вывод, какими были медвежонок и ёж? (наблюдательными)
Наблюдательный человек постепенно всё больше и больше развивает свой глаз (им он видит красоту), а потом глазу всё больше и больше явлений представляется интересными и замечательными. Глаз связан с сердцем и душой и если мы будем стараться тренировать свой глаз и душу, мир постепенно откроется как очень разнообразный и прекрасный.
— Обратить внимание на доску- быть поэтами
— Обратить внимание на красоту вещей, которые принесли дети (веточки, колоски, камушки, семена клена)
— Запустить «вертолетики» от клена
-Игра «Петушок или курочка» с колосками
-Кто такие поэты?
Учебник стр. 114
Вопрос №2 (связать ответы с иллюстрацией стр.113)
4)МУЗЕЙНЫЙ ДОМ
По вопросам в учебнике стр. 114 – 115
Вывод: Художник писал картины для храмов, но это не мешало ему любоваться обыкновенными ничем не примечательными травами. Он внимательно относился к каждой травинка, которая под ногами. Он видел её особенной, неповторимой. Он открыл для нас красоту в простом.
4. ИТОГ
Что значит – быть поэтом?
Считаете ли вы себя поэтами?
НАСТРОЕНИЕ –дополнить букет на доске цветами
Анализ урока литературного чтения во 2 классе, по теме
«Компетенции и компетентностный подход на уроках в начальной школе»
Учитель: Топоркова Лариса Николаевна
Тема урока: «Красота» Сергей Козлов
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Н. А. Чуракова «Литературное чтение, 2 класс» 2010 год
Компетентность | |
Орг. момент. Психологический настрой | Коммуникативная компетентность — умение строить монологическое высказывание |
Актуализация знаний
Звуковые ассоциации к слову КРАСОТА (работа в парах) | коммуникативная компетентность -владение умением корректно вести учебный диалог — владение видами речевой деятельности – монолог, диалог
коммуникативная компетентность -владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения |
Постановка темы и цели урока | Учебно – познавательная компетентность — ставить цель, уметь пояснить цель |
Подготовка к чтению (чтение диалогов в парах) | Социокультурная компетентность — владение элементами художественно –творческой компетентности читателя, слушателя, исполнителя, зрителя
Коммуникативная компетентность -владение способами совместной деятельности в группе |
Работа с текстом | Учебно – познавательная компетентность — умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать причины явления — обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
|
|
Коммуникативная компетентность -владение умением корректно вести учебный диалог |
Музейный дом |
Социокультурная компетентность — владение элементами художественно –творческой компетентности слушателя, исполнителя, зрителя
Коммуникативная компетентность — умение задать вопрос -владение умением корректно вести учебный диалог -владение способами совместной деятельности в группе
Учебно – познавательная компетентность — формулирование выводов — работа по инструкции |
Итоги урока |
Учебно – познавательная компетентность — организовать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности |