МБОУ СОШ № 4 им. П.И. Климука
ЩМР МО
Урок русского языка
Тема «Что такое местоимение?»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила Гришенкова Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Место урока по теме | |||
Что такое местоимение? | Первый урок по теме «Местоимение» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Изучение нового материала | Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре) | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи
| Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: — самостоятельно определять учебную задачу — планировать свою деятельность по решению учебной задачи — адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: — ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи — осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме — осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты: — применять правила делового сотрудничества — участвовать в продуктивном диалоге. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная | проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ — технологии | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |||||||||||||||||
I этап: организа-ционный
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте … (придумывают свой вариант окончания стиха) И на уроке не зевайте. – Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» – А что такое тайна? – А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. | Проверяют готовность к уроку. Дети высказывают свои предположения.
|
| ||||||||||||||||
II этап: чистописа-ние | – Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. Запишите букву, которая является гласной буквой, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного. Я | Дети смотрят на доску, выбирают из предложенных букв и повторяют написание гласной буквы Я, её соединение с другими буквами | Познавательные УУД — совершенствование умения писать буквы и их соединения
| ||||||||||||||||
III этап: словарная работа | Картинный диктант. На интерактивной доске картинки. Записать словами. Деревня, Москва, яблоко, ягода, жёлтый, рисовать, тетрадь. | Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. | Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других. | ||||||||||||||||
IV этап: постановка цели и задач урока
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | – Дававйте дадим характеристику некоторым словам (назовем их грамматические признаки) Москва, желтый. – Самостоятельно сделайте характеристику слова «рисовать». – А как вы определяли, к какой части речи относится то или иное слово? – Давайте вспомним: «Что такое речь?» – Какие части речи вам знакомы? – Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
– Давайте определим, к каким частям речи относятся все остальные слова. – Составим предложение из некоторых слов: На уроке мы рисовали яблоко. – Почему вы не смогли определить, какой частью речи является слово мы? – Это слово? – Значит оно тоже часть речи? – А как называется эта часть речи? – Значит, какая цель нашего урока. Познакомится с новой частью речи – Верно, мы познакомимся с новой частью речи. – Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать, что такое местоимение, для чего оно используется, на какие вопросы отвечает) | У доски работают два ученика, делают морфологический разбор слов: Москва, желтый. – Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. – Имя существительное, имя прилагательное, глагол. – Нужно распределить слова, по частям речи. У доски ученики определяют части речи словарных слов – Оно не относится ни к одной из групп. – Да – Да – Не знаем. – Узнать, как называется новая часть речи. | Познавательные УУД. строить логическую цепь размышлений. Познавательные УУД — классифицировать объекты по определенному признаку. Регулятивные УУД. — постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. | ||||||||||||||||
Физминутка | Для глаз. Посмотрите, не поворачивая головы, на дверь, на окно, вверх, вниз. | | | ||||||||||||||||
V этап: актуализа- ция знаний
организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; | Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года, как весна. Весна — щедрое на радость время года. Она радует нас теплом, солнцем и первыми цветами. – Прочитайте текст. Подснежники появляются в лесу на проталинках. Подснежник нежный, хрупкий цветок. – Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст. – Что в нём не так, какой недостаток? – Как исправить этот недостаток? – Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится? – Какими словами можем заменить слово «подснежник»? – Какая это часть речи? – Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. – Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? – Может, мы бы без них могли обойтись? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
– А на какие вопросы отвечают местоимения? – Прочитайте продолжение текста: Подснежник обдувает холодный ветер. Но подснежнику не страшно. Подснежник гордо стоит на своей тонкой ножке. Подснежник люди любят потому, что он символ весны и тепла. обдувает что? подснежник его не страшно кому? подснежнику ему любят что? подснежник его
– Какой вывод можно сделать?
– Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение, и для чего оно нужно.
– Замените слова из словаря, которые мы написали в начале урока, местоимениями.
– А теперь прочитайте другое предложение. Он расцвел весной. Он нежный и хрупкий. – O чем говорится в предложениях? Понятно? – Мы можем только предположить, что речь идет o цветке. А o каком цветке идет речь, мы не можем сказать. – Какой вывод можно сделать? | Дети читают текст. Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ПОДСНЕЖНИК, имя существительное Местоимение. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным. Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Местоимения не обозначают предмет, а указывают на него | Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.
Познавательные УУД. Классифициро-вать объекты по определенному признаку. | ||||||||||||||||
Физминутка | Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, теплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, заботливые, мы, пчёлы, раскрылись цветы. | Глагол – приседают, существительное – шагают, прилагатель-ное – наклоны туло-вища, местоимения – подпрыгнуть. | | ||||||||||||||||
VI этап: первичное усвоение новых знаний
Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре
| Работа в парах: – Прочитайте текст. – Какие недостатки видете? – Как исправить этот недостаток? – Обсудите с соседом, как будете исправлять – Спишите исправленный текст. 1 ряд. Исправьте текст: Растет мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. 2 ряд. Исправьте текст: Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый». Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их. 3 ряд. Исправьте текст: Первоцвет называют золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота. И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком. Проверка работы | Учащиеся заменяют повторяющиеся существительные местоимениями, записывают текст в тетрадь |
Регулятивные УУД. постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
Регулятивные УУД — оценивание своей работы и работы других. | ||||||||||||||||
VII этап: работа с учебником Закрепление изученного | Работа по учебнику страница 101 по упр.173 (устно) – Какие местоимения встретились в тексте упражнения? – Каких местоимений нет? – Для чего использовал автор местоимения? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникатив-ная | ||||||||||||||||
VIII этап: первичное закрепление
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. | Самостоятельная работа Выполнение теста. 1.Часть речи, указывающая на предмет, но не называя его, — это а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол 2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения: как без он у я от ты мы до вы про они
3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями сахар оно пальто он улица они ножницы она алфавит | Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Самопроверка обучающимися своих решений | Регулятивные УУД — оценивание своей работы и ее результата. | ||||||||||||||||
IX этап: Итог урока | – С какой частью речи мы познакомились? – Какие части речи заменяет местоимение? – На какие вопросы отвечает? – Какое определение вывели? – В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными — Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? | Дети отвечают на вопросы. Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него. | Регулятивные УУД — оценивание своей работы и работы других. | ||||||||||||||||
X этап: рефлексия 5 мин. Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Оцените свою работу на уроке при помощи кружков. Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое личные местоимения. | -Узнали о новой части речи – местоимении. Учащиеся показывают кружок и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательные, коммуникатив-ные УУД. Регулятивные УУД: самооценка |
Мудрый поэт СамЕд ВургУн однажды сказал:
«Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».