МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
СПОРТВНО – МАССОВОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Люблю тебя — моя Югра»
Из опыта работы: учителя начальных классов
ШИБАНОВОЙ
Юлии Геннадьевны
Тема спортивно-массового воспитательного мероприятия: «Люблю тебя моя — Югра».
Цель мероприятия: формирования у учащейся молодежи гражданской зрелости, устойчивого желания способствовать процветанию своей страны, воспитания чувства гордости и любви к своей Родине округу.
Задачи:
— расширение кругозора обучающихся, знакомство с особенностями и традициями округа, национальными видами спорта региона;
— привитие уважения и положительного отношения к Родине, к гербу, флагу и гимну ХМАО-Югры, округу, малой Родине;
— пропаганды здорового образа жизни, с привлечением широких масс обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Возраст участников мероприятия: 1-11 класс
Место проведения: спортивный зал школы
Программа воспитательного мероприятия:
В данном мероприятии были задействованы обучающиеся с 1 по 11 класс. Работа велась планомерно и состояла из нескольких этапов:
1 этап — организационный блок (оформление информационного стенда)
2 этап – спортивно-массовое мероприятие
3 этап — подведение итогов (праздничный концерт)
1 этап — за неделю до спортивно мероприятия на заседании спортивного совета школы, физоргам классов было дано творческое задание разделиться на группы и подготовить информацию для оформления на стенде по следующим темам:
— выставка рисунков детского творчества «Люблю тебя моя Югра» (1-4 класс)
— флаг, герб, гимн ХМАО-Югры (5-8 класс)
— популярные виды спорта в ХМАО-Югре (5-8 класс)
— игры коренных жителей Югры ханты и манси (5-8 класс)
— национальные виды спорта «северное многоборье» (9-11 класс)
— план соревнований с элементами национальных видов спорта (9-11 класс)
2 этап – организация и проведение спортивно — массового мероприятия осуществлялась согласно Положения (Приложение1) спортивные состязания проводились в три этапа, в каждой возрастной группе отдельно. Своевременно был подготовлен необходимый инвентарь: гимнастические палки по количеству участвующих команд, хорей – деревянная палка высотой 3м, диаметром 3-5 см., подставка под хорей – труба диаметром 5-7 см., высота до 1 м, внизу тренога; деревянная палка длиной 50 см. по количеству участвующих команд; гимнастические скамейки 10 шт., картонные карточки 30 шт., «сани» — отрезок линолеума с веревкой, удочки с магнитами и картонные рыбки.
План проведения спортивно-массового мероприятия:
— торжественное начало спортивного мероприятия (построение, прослушивание гимна и поднятие флага РФ);
— выступление ведущих и просмотр слайдов об Ханты-Мансийском Автономном округе — Югра (Приложение 2);
— представление судей соревнований, показ и объяснение этапов спортивных состязаний;
— подведение итогов спортивных состязаний, награждение дипломами участников (торжественное закрытие спортивного мероприятия).
3 этап – подведение итогов. Каждому классу было дано творческое задание по подготовке творческого номера для участия в концерте посвященном празднованию 80-летию ХМАО Югры (подготовить концертный номер, где отразить свое отношение и выразить чувства по отношению к своему округу, малой Родине). (Приложение 3)
Приложение 1
Торжественное открытие спортивного мероприятия
посвященного 80-летию образования ХМАО – Югры
«Люблю тебя моя Югра»
Вед. 1 На протяжение сценария иллюстрируются слайды на подвесном экране расположенном в спортивном зале (презентация Югра)
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…
В. Плесовских
Вед. 2 10 декабря 2010 года наша родная земля, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра — отметила свой 80-летний юбилей. Представьте, могли ли подумать те, герои-первопроходцы,, какой станет эта таежная земля через десятки лет? Могли ли поверить академику Губкину, что под одеялом непроходимых сугробов спрятан клад, который позволит краю стать одним из главных «кормильцев» России? Предсказать, что из малонаселенного села Самарово вырастет красавец Ханты-Мансийск, один из самых важных городов нашей страны? Эта заслуга полностью лежит на плечах героев-первопроходцев, которые построили наши города, открыли месторождения нефти и газа, покорили бескрайние территории. 10 декабря – это день, когда югорчане должны поблагодарить каждого, кто причастен к успеху Северного края.
Вед. 2 Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле,которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.
Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.
Вед. 1 Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.
Десятки лет в крае занимались нефтью, но не очень-то задумываясь о последствиях для природы. Поэтому сегодня экологические проблемы особенно актуальны. Делается все возможное для создания щадящих режимов природопользования, позволяющих уменьшить ущерб, наносимый окружающей среде промышленным освоением территории.
Вед. 2 Особое внимание уделяется сохранению уникальных северных этносов, возрождению их культуры и традиций.
Потенциал округа огромен. Это крупные запасы драгоценных металлов, в том числе золота, полудрагоценных камней, горного хрусталя. Велики лесные и рыбные богатства округа.
Но главное богатство – это люди, которые создали мощный экономический потенциал и которые заслуживают лучшей жизни.
Вед. 1 Все чаще и чаще российские спортсмены становятся чемпионами Европы, мира и паралимпийских игр, демонстрируя пример уверенного преодоления преград и жизненных трудностей.
Ханты-Мансийский автономный округ является центром лыжного спорта мирового значения. Здесь с начала 2000-годов функционирует современный биатлонный центр, на котором в 2000, 2005 и с2007 по 2010 годы проходили этапы Кубка мира по биатлону. В 2002, 2004, 2006 годах — Гран-при IBU. В 2003 году в городе впервые состоялся 38-ой Чемпионат мира по биатлону, и во второй раз с 3 по 13 марта 2011 46-ой Чемпионат мира (во всех видах программы современного биатлона). В 2005 и в 2010 годах прошли чемпионаты мира в отдельной дисциплине — смешанной эстафете. Также в 2001 году Ханты-Мансийск принял юниорский чемпионат мира по биатлону. А в 2000 году — чемпионат мира по летнему биатлону. Проводились и международные соревнования по лыжным гонкам. В апреле 2008 года состоялся заключительный этап «Гран-при «Спринт-тур 2008». В 2005, 2007, 2009 годах в Ханты-Мансийске проходили соревнования на Кубок мира среди мужчин по шахматам. В сентябре 2010 года прошла 39-я Всемирная шахматная олимпиада. В Ханты-Мансийске есть хоккейный клуб Югра (Ханты-Мансийск), который представляет город в Континентальной хоккейной лиге.
Для поддержания наиблее талантливых спортсменов в Ханты-Мансийске проводится традиционный окружной конкурс «Спортивная элита», где называются имена лучших спортсменов Югры.
Вед. 1 И с особой гордостью нам хотелось бы отметить учеников нашей школы которые попали в список самых лучших спортсменов Югры: На сцену приглашаются наши спортивные звёзды, лауреаты номинации «Спортивная Элита школы», лучшая пятерка:
Белова Ангелина – победитель муниципального этапа, призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, неоднократный победитель городских, окружных соревнований по спортивной радиопеленгации, абсолютный победитель первенства и чемпионата России по спортивной радиопеленгации в 2010 и 2011г.г. Пенза, призер европейского первенства Европы по спортивной радиопеленгации, лауреат премии главы города «Спортивная элита 2010».
Малышкин Дмитрий — неоднократный победитель городских, окружных соревнований по спортивной радиопеленгации, победитель первенства и чемпионата России по спортивной радиопеленгации в 2010 и 2011г.г. Пенза, лауреат премии главы города «Спортивная элита 2010».
Малышкина Кристина – отличник парашютного спорта среди девушек, имеет 3 разряд по парашютному спорту, 13 прыжков с парашюта, призер региональных соревнований по парашютному спорту среди юношей и девушек, прыжки с крыла самолета, свободное падение до 15 секунд.
Сахаутдинов Руслан – победитель и призер городских соревнований по спортивному туризму, победитель городских соревнований по лыжным гонкам, неоднократный призер и победитель окружных соревнований по туризму.
Хайдаров Санжар – победитель первенства и чемпионата города по армейскому рукопашному бою, победитель городского чемпионата по панкратиону, победитель окружных соревнований по рукопашному бою, призер всероссийского чемпионата Росии по панкратиону.
Юнусов Ахаджан – неоднократный победитель городских чемпионатов по боксу, призер и победитель окружных соревнований и кубков по боксу в 2010 и 2011годах.
Вед. 2 Потребность знать свой край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Поэтому задача мероприятия «Люблю тебя моя Югра», проведенного в форме спортивного праздника в рамках внеклассной работы по физической культуре – глубже познать и изучить свой край.
Торжественное закрытие спортивного праздника (построение, награждение участников соревнований, опускание флага, прослушивание гимна ХМАО Югры)
Вед. 1.
Великий Югорский край…
Гордись, Сибирь, своей тайгою
И силой всемогущих рек.
Гордись сынами, как тобою
Гордятся чудо-земляки
По имени СИБИРЯКИ!
Под музыкальное сопровождение «Нижневартовск» участники спортивных соревнований организованно, строем покидают спортивный зал.
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении спортивно-массового мероприятия
«Люблю тебя — моя Югра»
посвященного 80-летию образования ХМАО – Югры
Цели и задачи: С целью формирования у учащейся молодежи гражданской зрелости, устойчивого желания способствовать процветанию своей страны, воспитания чувства гордости и любви к своему округу, привитие уважения и положительного отношения к гербу, флагу и гимну ХМАО-Югры. Соревнования проводятся также с целью пропаганды здорового образа жизни, с привлечением широких масс обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, расширение кругозора учащихся, знакомство с национальными видами спорта (северным многоборьем).
Место и время проведения:
«Спортивные эстафеты» проводятся в большом спортивном зале по графику:
1. 1 классы 10.00 ч. – 11.00 ч.
2. 2 классы 11.00 ч. – 12.00 ч.
3. 3 классы 12.00 ч. – 13.00 ч.
4. 4 классы 13.00ч. – 14.00 ч.
Участники и составы команд:
обучающиеся МОСШ №30 – состав команд: сборная из 10 участников (мальчики и девочки совместно): обучающиеся МСОШ №30 имеющие соответствующую физическую подготовку; к участию в соревнованиях допускаются команды своевременно предоставившие заявку по форме с отметкой, допуск врача на каждого участника.
Программа соревнований: спортивные эстафеты с элементами национальных видов спорта (северного многоборья)
1-4 класс:
1. «Бег с палкой на плечах» (у хантов и манси бег с палкой по пересеченной местности). Команды на линии старта. По сигналу первый бежит с палкой на плечах до препятствия, обегает его, устремляется обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Капитан команды по окончанию выполнения задания поднимает палку двумя руками вверх.
2.«Метание тынзяня на хорей». Закинуть веревку с петлей на шест, палку. Дается три попытки, попытка считается законченной до первого промаха, в зачет идет лучший результат из трех попыток, на выполнение одного броска дается две минуты, для набора тынзяня дается время три минуты, результат броска засчитывается, если в пределах правил произведен бросок, нет заступа за линию и хорей оказался накрытым тынзянем. Бросок не засчитывается, если после команды «можно» участник не произвел бросок, при броске конец тынзяня не остался у игрока, петля тынзяня падает мимо хорея.
3. «Перебраться через болото по кочкам». Перешагивая и наступая на кочки, пройти вперед до ориентира и обратно. Побеждает команда допустившая меньше ошибок и быстрее всех выполнившая задание.
4. «Метание на дальность» (у хантов и манси метание топора на дальность). Участники команд по очереди бросают палку на дальность. Участник по очереди выходит в сектор метания только по вызову, запуск палки производится только по команде судьи, в зачет идет лучший результат, на выполнение броска дается 2 минуты.
5. «Поймай рыбку». По команде необходимо подбежать к обозначенной линии, взять в руки удочку и из круга при помощи закидывания удочки ловить рыбы, побеждает, команда поймавшая наибольшее количество рыбы и допустившая меньше ошибок, на время выполнения здания каждому участнику дается три попытки.
6. «Оленья упряжка». Два участника выступают в роли «оленей» которые по команде должны переправить на санях всех участников команды по очереди на другую сторону. Необходимо держать двумя руками за основание упряжки и стараться удержаться на санях до выполнения задания. Побеждает команда допустившая меньше ошибок и быстрее всех выполнившая задание.
7. « Перетягивание палки». Капитаны команд садятся в центр круга, широко расставив ноги. Способом перехват за деревянную палку двумя руками, по команде участники должны выполнить перетягивание палки, побеждает тот на чьей стороне окажется большая часть палки.
Руководство проведением соревнований:
Непосредственное проведение соревнований возлагается: на судей соревнований
Определение победителей:
Победители определяются по наименьшей сумме очков.
Награждение победителей:
Победители соревнований награждаются дипломами соответствующих степеней.
Подача заявок на участие в соревнованиях.
Заседание судейской коллегии состоится в спортивном зале школы.
Приложение 3
Сценарий торжественного закрытия
спортивно-оздоровительного воспитательного мероприятия
посвященного 80-летию образования ХМАО – Югры
«Люблю тебя — моя Югра»
Организация и проведение праздничного концерта.
Оформление и оборудование: актовый зал, компьютер, проектор, диск с презентацией.
Надписи с высказываниями:
Югра — наша малая Родина.
Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя!
Вед.1 Ребята, сегодня, 10 декабря, день рождения нашего округа. Ему исполняется 80 лет. Немало песен и стихотворений сложено о Югорской земле. Наш разговор можно начать замечательными словами.
Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя! Слайд 3
Вед.2 Ребята, где мы живем? Слайд 4
Ханты-Мансийский округ (полн. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра; до 1940 года назывался Остяко- Вогульский, находится в Российской Федерации, Тюменская обл. Образован 10 декабря 1930 г. Площадь — 523,1 тысяч кв.км. Население 1383,5 тысяч человек (1999), городское 92%; ханты, манси, русские, татары. 15 городов, 25 поселков городского типа (1993). Административный центр — Ханты-Мансийск. Входит в состав Уральского федерального округа.
Вед.1 Расположен на Западно-Сибирской равнине, в бас. Оби и Иртыша. Климат континентальный, с долгой суровой зимой. Осадков ок. 500 мм в год. Крупный район добычи нефти (месторождения Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Красноленинское и др.) и газа (месторождения Игримское, Пунгимское и др.). Газоперерабатывающие заводы. Лесная, деревообрабатывающая, рыбная промышленность. Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС. Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство (в т.ч. оленеводство). Звероводство, пушной промысел. Картофелеводство, овощеводство. Судоходство по Оби, Иртышу, Конде, Сев. Сосьве, Ваху. Развит трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы). Слайд 5
Вед.2 Флаг Ханты-Мансийского автономного округа был принят 14 сентября 1995 года. В левой верхней части флага расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа.
Герб Ханты-Мансийского автономного округа был принят 14 сентября 1995 года. На подкладе двух щитов, вписанных один в другой, изображен серебряный символ “Кат ухуп вой” (двуглавая птица). Щиты увенчаны короной белого цвета, выполненной в орнаментальном стиле обских угров, и окружены венками из зеленых кедровых ветвей. Девиз “Югра” начертан серебряными литерами на лазоревой ленте. Слайд 6-12
Главный город нашего округа – Ханты-Мансийск.(показываем: административный центр, биатлонные центр, учебные заведения, центральная улица Гагарина), место отдыха горожан, парк Лосева, Аэропорт. Слайд 13-17
Вед.1 Коренные жители нашего округа — ханты и манси. У них, как и у других народов есть своя национальная одежда и обувь, предметы быта и труда), своеобразные жилища (землянка, чум, изба). Слайд 18-19
На территории Ханты-Мансийского округа есть заповедники: Малая Сосьва и Юганский. Большую часть территории нашего округа занимают заказники, природные парки, памятники природы.
Вед.2 Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края. Слайд 20-25..
Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная — бор. Давайте посмотрим это на экране. Слайд 26-35
Вед.1 Наиболее яркими представителями фауны нашего края являются:
звери лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка (показываем слайды).
птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь.
насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки. Слайд 33-35
В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Слайд 36-40
Вед.2 В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями. Один из них, Еремей Айпин является не только писателем, но и депутатом Ханты-Мансийского автономного округа. Другой, Юрий Вэлла, поэт и писатель, преподаватель одного из учебных заведений округа, ведущий Отрк Югра. Слайд 41-45
Вед.1 Давайте посмотрим на нашу малую Родину глазами учеников нашей школы. Слайд 46 Мы с вами долго готовились к этому праздничному мероприятию, выполняли различные творческие задания, участвовали в спортивных состязаниях, где показали себя с лучшей стороны и наконец настал день, когда мы можем выразить свою любовь и уважение к своему округу, малой родине словами песни, танцевальными движениями, словами поэтов и прозаиков. (концертные номера воспитанников школы).
Вед.2 Нашу встречу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.
Наш округ — седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России — Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву.
Югра — ты прекрасный наш дом,
Здесь ценят всегда человека,
И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!
проведения внеклассного мероприятия в форме спортивно-массового праздника в нашей школе является одной из традиционных и как показала практика работы наиболее востребованной как у детей так и педагогов школы. Работа по подготовке велась планомерно и состояла из нескольких этапов:1 этап — организационный (оформление информационного стенда, обработка заявок участников команд, формирование судейской команды, утверждение положения о проведении спортивного мероприятия;
2 этап – проведение спортивно-массового мероприятия;
3 этап — подведение итогов мероприятия (праздничный концерт).
Спортивная программа была выполнена участниками в полном объеме. Также в торжественной обстановке происходило закрытие спортивного мероприятия, где были подведены итоги и памятными дипломами отмечены все участники. Реализация воспитательного влияния спортивно – массового мероприятия была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса учащихся к теоретическому материалу о ХМАО – Югре, выполнению творческих заданий при подготовке и участию в праздничном концерте, справедливой оценки и поощрений их действий, применения приемов психорегуляции. Все это способствовало созданию благоприятного психологического климата, старательности обучающихся и хорошему качеству выполнения заданий. Комплексный подход к организации и проведению воспитательного спортивно-массового мероприятий показал высокий уровень эффективности и взаимодействие с общешкольной воспитательной системой;
— спланированная и целенаправленная работа (спортивного совета школы) показала эффективную помощь в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, что должно и может использоваться в дальнейшей работе школы.
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д. С. Лихачев
Тема воспитательного мероприятия: «Люблю тебя моя Югра».
Актуальность выбранной темы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Наша школа имеет большую потенциальную возможность формирования гражданско-патриотических начал, духовной культуры у детей. Педагогический коллектив на протяжении 5 лет планомерную работу по поставленной проблеме «Воспитание гражданственности и патриотизма у воспитанников школы на уроках и во внеурочное время». Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий. В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Программа гражданско-патриотического воспитания в школе строится по следующим направлениям:
Интеллектуально-краеведческое. Направлено на изучение истории, природы, экономики, культуры страны, своей местности. Позволяет не только подробно изучить культуру, быт, традиции своего и других народов, населяющих местность, страну, но и самим воспроизводить образцы народной культуры и создавать новые.
Гражданско-патриотическое. Связано с формированием гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной. Служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к военной профессии.
Спортивно-оздоровительное. Направлено на физическое развитие учащихся, реализуется через занятия физкультурой и спортом, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.
Дополнительное образование (реализация кадетского компонента). Направлено на формирование у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском или военном поприще через получение обучающимися кадетского (мужского)образования, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Допризывная подготовка: гражданско-патриотическое, военно-прикладное, физическое направление (строевая подготовка и огневая подготовка; знакомство с вооружением Вооруженных сил Российской Федерации; военно-медецинская подготовка; массовый охват допризывной молодежи в занятиях по военно-прикладным видами спорта) (слайд система работы школы по патриотическому направлению)
Поэтому выбор темы для проведения внеклассного мероприятия в форме спортивно-массового праздника в нашей школе является одной из традиционных и как показала практика работы наиболее востребованной как у детей так и педагогов школы.
В школе существует совет старшеклассников, где ведется планомерная работа по различным направлениям, в том числе и по спортивно-оздоровительному. Обучающиеся приняли активное участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к распределению поручений и их выполнению. Перед физоргами школы были поставлены четкие задачи по организации и проведению предстоящего мероприятия. В ходе совещания старшеклассников под руководством учителя физической культуры было разработано Положение о проведении спортивного праздника определено название мероприятия. (слайд работа министерства физкультуры и спорта)
Работа по подготовке мероприятия «Люблю тебя моя Югра» велась планомерно и состояла из нескольких этапов:
1 этап – носил организационный характер и включал в себя подготовку и размещение необходимого информационного материала на стенде: (творческие рисунки детей, флаг, герб, гимн ХМАО-Югры; популярные виды спорта в ХМАО-Югре; игры коренных жителей Югры ханты и манси; национальные виды спорта «северное многоборье»; план соревнований с элементами национальных видов спорта).
Данное заданием носило дифференцированный характер для каждой возрастной ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, поэтому все классы справились и результатом работы послужил красочно оформленным информационный стенд посвященный Ханты – Мансийскому автономному округу Югре.
Оформленный наглядностью, стенд позволил заострить внимание учащихся на основных моментах теории, выделить основные даты и особенности региона. Закрепление полученных знаний было произведено при проведении спортивного мероприятия и торжественного концерта.
2 этап – организация и проведение непосредственно спортивного мероприятия. Работа по подготовке мероприятия осуществлялась согласно Положения о проведении мероприятия (приложение 1).
Положительным моментом в проявлении высокой активности детей как при подготовке так и в проведении спортивного мероприятия послужила грамотно спланированная и целенаправленная работа спортивного совета школы, взрослые педагоги и классные руководители, выступали в роли помощников, а не руководители, в следствии чего все классы школы своевременно оформили заявки на участие и предоставили свои команды, мероприятие проводилось в три этапа согласно деления учащихся по возрастным группам (было определено время проведения для каждой возрастной группы).
Торжественное открытие спортивного праздника стало уже традиционным в нашей школе, что придает особую значимость мероприятию (построение, приветствие, поднятие флага под исполнения гимна ХМАО-Югры, сообщение цели мероприятия). Выступления ведущих об истории возникновения округа ХМАО-Югры и выдающихся спортивных достижениях нашего края позволило нацелить присутствующих на приобщение каждого жителя округа к празднованию юбилея, демонстрация слайдов также позволила сделать выступления красочным и более доступным для восприятия.
В программу спортивных состязаний входило семь эстафет. Нагрузка и подбор заданий соответствовали уровню общего физического развития каждой возрастной группы команд, возрастным особенностям детей, задания были распределены для начального и основного звена обучающихся. Каждая эстафета соответствовала тематике праздника, использовалось чередование согласно интенсивности и сложности выполнения предложенных заданий.
Перед выполнением каждой эстафеты проводился четкий инструктаж с участниками команд, осуществлялся показ и разбиралась техника выполнения задания. Для этого использовались следующие методические приемы: словесный (объяснение техники выполнения движения), наглядный (показ педагога), а также приемов психорегуляции: мимика, эмоции, жесты, тональность голоса.
На протяжении всего занятия руководствовалась основными дидактическими принципами: сознательности, активности, доступности. При разборе нового задания эстафеты, использовался фронтальный метод работы, а также осуществлялась индивидуальная работа.
Большое значение в физическом воспитании принадлежит положительным эмоциям, которые испытывают учащиеся в процессе выполнения физических упражнений, а соревновательные задания, всегда сопровождаются эмоциями и моя задача, состоит в том, чтобы эмоции были только положительными.
Музыкальное сопровождение для разных этапов спортивных эстафет было подобрано с учетом восприятия занимающимися ритма и темпа движении, связи музыки и движений.
Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности мероприятия. Нагрузка регулировалась, при осуществлении самоконтроля детьми. Контроль за выполнением заданий на протяжении всего мероприятия осуществлялся судьями на линиях. Время, отведенное на каждый этап эстафеты, было распределено рационально. Благодаря правильной техники выполнения движений, осуществлению самоконтроля и контроля за воздействием физической нагрузки на организм участников соревнований, при выполнении заданий, удалось избежать травмоопасных ситуаций.
Спортивная программа была выполнена участниками в полном объеме. Также в торжественной обстановке происходило закрытие спортивного мероприятия, где были подведены итоги и памятными дипломами отмечены все участники.
3 этап – подведение итогов спортивно-массового мероприятия «Люблю тебя моя Югра». Каждому классу было дано творческое задание по проведению рефлексии данного спортивного мероприятия (подготовить стенгазету, где отразить самые запоминающиеся моменты в ходе подготовке и проведении спортивного мероприятия, где также можно было разместить добрые слова адресованные своему округу, малой Родине).
Данная инициатива понравилась всем: и ребятам, которые были задействованы в мероприятии, и учителям, и, конечно же, зрителям. В каждой строчке стихов и песене о Югорской земле чувствовалось проникновение воспитанников школы большой любовью к родному краю и чувством уважения к людям, подарившим нам жизнь на этой земле, а зрители еще больше убедились, что Югра богата талантливой молодежью и что будущее нашего края в надежных руках.
Реализация воспитательного влияния спортивно – массового мероприятия была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса учащихся к теоретическому материалу о ХМАО – Югре, выполнению творческих заданий при подготовке и участию в праздничном концерте, справедливой оценки и поощрений их действий, применения приемов психорегуляции. Все это способствовало созданию благоприятного психологического климата, старательности обучающихся и хорошему качеству выполнения заданий.
Итоги мероприятия (выводы и предложения)
положительные стороны мероприятия:
— в целом намеченной цели воспитательное спортивно-массовое мероприятие достигло;
— комплексный подход к организации и проведению воспитательного спортивно-массового мероприятий показал высокий уровень эффективности и взаимодействие с общешкольной воспитательной системой;
— спланированная и целенаправленная работа (спортивного совета школы) показала эффективную помощь в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, что должно и может использоваться в дальнейшей работе школы;
выявленные недочеты в организации и проведении мероприятия:
— в дальнейшем при проведении спортивно-массовых мероприятий продумывать работу со зрителями (конкурс болельщиков) во время подведения итогов судьями
— в качестве зрителей и болельщиков приглашать родителей воспитанников школы
— четко распределять ответственных за осуществление фото и видео съемки мероприятия, а также звуковое сопровождение
предложения:
рассмотреть на методическом объединении учителей физической культуры
1. включение в ежегодный план спортивно-массовой работы школы проведение спортивных мероприятий с использованием регионального компонента;
2. включение в рабочие программы по предмету физическая культура изучение национальных видов спорта «северное многоборье».