Конспект урока на тему «Большая буква в именах собственных»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Г. Саратова







Урок русского языка

на тему « Большая буква в именах собственных».



Автор: Трусова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №1» г. Саратов





Саратов

2014 год

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Саратова

Урок русского языка по ФГОС в 1 классе по теме «Большая буква в именах собственных»

Провела учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Саратова

Трусова Елена Владимировна

1.Дидактическое обоснование

«Русский язык 1 класс, авторы учебника А.В. Полякова. – Дом Фёдоров 2013. Развивающая система Л. В. Занкова

Тема урока: « Большая буква в именах собственных

Дата проведения: 16. 04. 2014 г.

Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Большая буква в именах собственных»

Тип урока: урок рефлексии

Задачи:

образовательные: учить детей наблюдать за словами, выделять в речи имена собственные, способствовать формированию правописания собственных имён существительных – фамилий, имён, отчеств людей, кличек животных, формированию умения отличать собственные имена от других слов;

развивающие: содействовать развитию коллеграфического навыка, орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, умению работать самостоятельно, развивать познавательный интерес через работу с интерактивной доской;

воспитательные: формировать основу культурного общения.

Методы:

иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

беседа.

Средства обучения:

ПК, мультипроектор

2. Технологическая карта:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) 2 мин

Включение детей в деятельность. Настрой на работу в стихотворной форме

На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.

Повернём мы все лицо на окно

И вдохнём весенний воздух заодно.



Ребята, вам нравится весна?

А хочется ли вам в этот солнечный весенний денёк сидеть на уроке?

Тогда я предлагаю всем вместе прогуляться. Как мы будем гулять? Пешком или на паровозике?

Отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашкова». Комментирование мультфильма






Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.

Повернём мы все лицо на окно

И вдохнём весенний воздух заодно





Да



Нет





На паровозике

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализации и пробного учебного действия

Ребята, посмотрите какая чудесная полянка! Сколько на ней цветов!

Какие элементы букв вы можете увидеть в образах этих цветов?



Откройте тетрадь и запишите их



Давайте составим из этих элементов весенние цветы и пропишем их.










Крючок, овал, петелька (верхняя петля, нижняя петля)

Открывают тетради и прописывают элементы букв

Прописывают

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений
















































































Ребята, а вы заметили, что мы ни одни отправились на прогулку?

Кто знает их имена?

Тогда давайте назовём их

Запишите их в тетрадь. А как мы будем записывать?

Совершенно верно. Назовите синоним к слову большая (буква)

Подчеркните заглавную букву

Молодцы.

А если два ребёнка имеёт одинаковые имена …. Как мы различим их?

Хорошо. Тогда пусть один из мальчиков будет Паша Иванов, а другой – Паша Сидоров. Запишем. Как правильно записать фамилию? Подчеркните заглавную букву

Но вместе с ними взрослые. Можем мы к ним обратиться только по имени?

А как записывают отчества?

Отлично. Назовём нашего спутника…

Запишем и его имя и подчеркнём заглавные буквы

А что такое отчество?

Отчество – это имя по отцу. То есть отца Иван Петровича зовут Пётр. А как зовут отца Николая Васильевича?

Поработаем в парах. Возьмите в ваших конвертах карточку и соедините стрелками отчество с именем, от которого оно произошло

Проверка. Какую ловушку вы заметили?

Почему?



Молодцы. Продолжаем прогулку. Мультфильм.

Ой, что это? Опять остановка? Что на этот раз заинтересовало наш паровозик?

Посмотрите, пассажиры тоже выходят из вагончиков. Давайте, и мы встанем и немного потанцуем




Да. С нами отправились взрослые и дети

……

Перечисляют детские имена



С большой буквы.



Заглавная, прописная

Дети записывают. Подчёркивают



По фамилии







С Заглавной буквы

Записывают. Подчёркивают

Нет. К взрослым обращаются по имени отчеству

С заглавной буквы

Иван Петрович, Николай Васильевич



Дети записывают. Подчёркиваёт

.





Василий





Дети работают с карточками



От имени Ирина нельзя образовать отчество.

Отчества образуются только от мужских имён







Паровозик увидел соловья












Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



  1. Физминутка















Дети танцуют


  1. Локализации индивидуальных затруднений;


Не устали?

Тогда садитесь, поедем дальше. Ребята, а вы заметили кто ещё, кроме детей и взрослых, вместе с нами на прогулке

Конечно, собака. А её мы забыли назвать. Давайте, это исправим. Как мы её назовём?

Запишем в тетрадь: Собака Дружок. Проверьте, у меня всё правильно записано?

Правильно.

Продолжаем прогулку.

Мультфильм

Комментирование. И вновь остановка



.

Нет





Собака



Перечисляют клички собак





Нет. Собака пишется с маленькой буквы, потому что это не имя собственное.

Записывают: собака Дружок

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;


Рассвет. Посмотрите, как он прекрасен. Паровозик, конечно, не мог проехать мимо.

Ребята, как вы думаете , нравится ли рассвет нашим попутчикам?

Почему вы так решили?

Правильно.

А теперь давайте составим предложения и запишем одно из них. Но что-то я не слышу в них слов, которые пишутся с заглавной буквы

Запишем предложение и подчеркнём в нём слова, которые пишутся с заглавной буквы

Записали? Скорее по вагончикам, мы приближаемся к пункту назначения. Мультфильм.

Ребята, прочитайте, куда мы приехали. Кто знает, что это такое?

Правильно.

Посмотрите, как оно написано

Почему?

Совершенно верно. К сожалению, это последняя станция. Наша прогулка завершилась.










Да.

Объяснения детей

Дети составляют предложение







Вася и Толя видят кораблики, а Марина и Катя – кукол.

Дети записывают предложение и подчёркивают









Ромашкова

Название станции

С заглавной буквы

Это географическое название


  1. рефлексии учебной деятельности на уроке

Вам понравилось?

Кто помог совершить нам прогулку?

Давайте, поблагодарим его. В ваших конвертах цветы, если вам понравилась прогулка, подарите их паровозику

Да

Паровозик





Дети приклеивают цветы вокруг паровозика

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные:

самоопределение









Свежие документы:  Конспект урока на тему "Общая характеристика металлов и неметаллов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: