Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема: Определение имени прилагательного
Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Развивать орфографическую зоркость.
Вырабатывать каллиграфический почерк.
Развивающая
– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.
– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
Воспитывающая
Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать интерес к языку.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.
| — А сейчас настроимся на урок Улыбнёмся друг другу Сядьте удобно, закройте глаза, Повторяйте про себя: Я в школе на уроке Сейчас я начну трудиться Я радуюсь этому (пауза) Внимание моё сосредоточенно Память моя крепка. Я хочу учиться У меня всё получится Я в этом уверен Я готов к работе. Откройте глазки. И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий. Минутка чистописания Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.
Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.
Пальчиковая гимнастика.
1. Пальчики здороваются 2. Согреем пальчики 3. Опустили кисти рук и потрясли ими — Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1 3 3 4 – Отгадайте мою загадку: (слайд 2) Конь …, хвост … – Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? Послушайте ещё раз: Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.) – Какие слова помогли отгадать загадку? стальной, льняной – Что они обозначают? (Признак предмета.) – О каких словах пойдёт речь на уроке? (о прилагательных) – Откройте учебник. Прочитайте название раздела. (Имя прилагательное как часть речи) – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75. – Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока. Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)… – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: (находить в тексте имена прилагательные, наблюдать за ролью прилагательных в речи. )
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Актуализация знаний.
| 3 4 1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи. а) Упр. 304. (в парах) Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня. – О каких предметах идёт речь? Почему легко было догадаться? – Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.) Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.) (слайд 4) б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках: Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?) Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?) Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?) Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?) – Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.) (слайд 5) в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (устно) У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать. Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён. Например: Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный. – Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса? – Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному) – Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи? (Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.) 2. Работа с определением в рамке (1-й абзац). – Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77. Физминутка | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 2 3 4 5 2 1. Связь имени прилагательного с именем существительным. – Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета. – А есть ли ещё какая-то связь между ними? Работа по учебнику. а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным. Выполняется «по шагам» в задании. Образец рассуждения: Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р. Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы. – Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.) 2. Работа с определением (с. 77). – Прочитайте 2-й абзац. – Что вы узнали об имени прилагательном? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)
|
|
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3 Работа в учебнике. Упр. 309. Выполняется по заданию. – Сравните прилагательные в каждом столбике. – Изменилось ли их значение? – А что же изменилось? (Род, число.) – Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.) – Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? (да) Выполнение теста (на партах лежит, задание обведите, правильный ответ)
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
| 4 4 — Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь …точной, яркой, образной, выразительной. — Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой? У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.
Отлично – зелёный Сомневаюсь – желтый Не получается – красный
|
|
VI. Домашнее задание. | 1. Упр. 2, с. 98–99. 2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.
|
|