Конспект урока на тему «Богатые и бедные»

Конспект урока на тему «Богатые и бедные»

Тип урока: комбинированный.

Изучение нового материала на основе самостоятельной работы со СМИ.

Цели урока:

  1. Обучающие: выяснить значение слов — богатство, бедность, неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум; умение объяснять их.

  2. Развивающие — работать со СМИ, анализировать, развивать навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.

  3. Воспитательные: воспитание нравственных качеств, формирование жизненных целей.

Оборудование: тесты, фото из интернета, вырезки из газет.

НРК: Богатые и бедные в Челябинской области.

Ход урока:

1. Организация класса

2. Проверка домашнего задания в форме теста.

3. Сообщение темы урока.

4. Запись новых понятий в словарик.

5. Выступления учащихся.

6 .Рефлексия.

4. Домашнее задание.

На доске:

  1. Записана тема урока.

  2. Высказывания (афоризмы и пословицы):

«Если бы не богачи, богатство никого бы не раздражало». Геннадий Малкин.

«Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других». Джон Стюарт Милль.

«Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого». Марк Твен.

«Богатые не похожи на нас с вами: у них гораздо больше кредит». Джон Леонард.

«Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны». Владислав Гжешик.

«Вдруг густо — вдруг пусто» (пословица)

«Денег нету, и дела нету» (пословица).

  1. Новые понятия: богатство, бедность, неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум.

Проверка домашнего задания по тесту:

1. Совокупность людей, объединенных совместной жизнедеятельностью –

это:

а) социальная группа;

б) общество;

в) социальный институт.

2. Социальное взаимодействие – это:

а) состояние зависимости;

б) эпизодические, кратковременные отношения;

в) социальное отношение, когда действие одного субъекта является

причиной и следствием действия другого.

3. Разделение населения на социальные слои, различающиеся между собой

неравным объемом власти, материальных благ, уровнем образования,

престижа, — это:

а) социальная структура;

б) социальная дифференциация;

в) социальная стратификация.

4. Перемещение индивида, социальной группы без изменения их социального

статуса – это:

а) вертикальная мобильность;

б) горизонтальная мобильность;

в) миграция.

5. В социально здоровом обществе:

а) преобладают формальные функции социальных институтов;

б) преобладают неформальные функции социальных институтов;

в) существенно расходятся их формальные и неформальные функции.

6. Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структуре

общества – это:

а) социальная стратификация;

б) социальная мобильность;

в) социальная дифференциация.

7. Социальная позиция, занимаемая индивидом, благодаря его собственным

усилиям, относится к статусу:

а) предписанному;

б) исходному;

в) достигаемому.

Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и актуальная тема урока «Богатые и бедные». По ней мы будем работать 2 часа. (1-й теоретически- практический урок и 2-й практический).

Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями. Я попрошу записать их в свой словарик.

Понятия богатства и бедности относительные. Так, например, человек, материально не обеспеченный, то есть относящийся к бедным, может быть богат духом. К определению бедности и богатства можно подходить с различных позиций и точек зрения.

Вы все получили сегодня опережающие задания. 2 ученика самостоятельно работали с определениями. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Выступление по опережающему заданию №1 «Определения понятий»

(выступают учащиеся)

Неравенство – Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования и престижа между различными слоями населения.

Богатство — денежная сумма, в которую входит всё то, чем владеет человек.

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Порог бедности — нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Прожиточный минимум – набор товаров и услуг, позволяющий человеку удовлетворять минимально допустимые потребности.

(источник: экономический словарь)

Учитель: Уровень жизни людей является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами.

В широком смысле понятие «уровень жизни населения » включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.

От нищеты к роскоши или обратно человек может пройти следующие ступени:

  1. Нищета (андеркласс) – удовлетворяет только физические потребности.

  2. Абсолютная бедность – доход не позволяет удовлетворить даже основные потребности в пище, еде, жилище, одежде.

  3. Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.

  4. Приличествующий уровень жизни — доход позволяет вести комфортный образ жизни.

  5. Богатство – большой доход позволяет владеть большой собственностью.

  6. Роскошь — излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством.

Тема денег в современном обществе, наверное, самая-самая. Самая востребованная, самая обсуждаемая. И самая раздражающая практически всех, когда речь заходит о личных деньгах того или иного человека! Понять людей можно. Ведь деньги, такая… субстанция, которой всегда не хватает.

На вопрос: «Сколько денег нужно для жизни» толково не отвечает практически никто.

Ну, а как живут те, которым даже некогда помечтать о своём собственном достатке? Некоторые чуть лучше, некоторые похуже, некоторые…

Обратимся к простым американским миллиардерам. Обратимся к Дональду Трампу. Откроем его книгу «Искусство заключать сделки». Что пишет Трамп во вступлении?

« … денег у меня сейчас гораздо больше, чем я, при всём своём желании, смогу потратить…»

Вот и ключ! Денег у человека должно быть столько, сколько он, при всех своих желаниях, просто не сможет потратить!

Послушаем выступление о самых богатых людях.

Выступление по опережающему заданию №2 «Самые богатые люди»

мира, России, Челябинской области»

(выступает ученик)

(источник: finansmag.ru, газеты, журналы и интернет)

Учитель: Обратимся к социологическим исследованиям. Что о них говорится в СМИ

Выступление по опережающему заданию № 3

(выступает ученик)

(источник: «Российская газета» — Федеральный выпуск №4697 от 2 июля 2008 г.)

Учитель: А теперь пришло время поговорить о прожиточном минимуме.

Каким он является на сегодняшний день в России, каков он в Челябинской области? На эти вопросы вы должны были найти ответы самостоятельно.

Выступление по опережающему заданию № 4 «Прожиточный минимум»

(выступает ученик)

(источник: ПРАЙМ-ТАСС)

Учитель: Мне бы хотелось, что бы вы на конкретных примерах увидели как можно стать богатым или бедным.

Выступление по опережающему заданию № 5 «История одной жизни»

(выступает ученик)

(рассказывается биография человека, ставшего миллионером и биография обедневшей знаменитости.)

Учитель: Большинство людей, начиная со школы, легко учится, легко сдаёт экзамены, легко смотрит на жизнь, легко критикует других и рассуждает обо всем тоже легко. Выходит, что легко и живут. Вы не согласны? Давайте рассуждать.

Большинство из нас решают свои проблемы, ситуации по принципу «хочу — не хочу». Например, надо куда-то пойти, надо что-то сделать. Как большинство из нас поступает? А именно так: «захотел — пошел, не захотел — не пошел», «захотел — сделал, не захотел — не сделал».

С принципом «надо» мы не очень дружим. Другое дело лень. С ленью дружить легче, приятнее. Лень позволяет отложить все дела на завтра, на послезавтра, на потом. Лень позволяет что-нибудь сделать как-нибудь.

Результат «на лицо»: там чуть-чуть не успел, там и вовсе опоздал, там тебя не дождались и взяли на престижную работу того, который не опоздал.

Большинство так и живут: мечтают о хорошем, о высоком, а живут, как получается.

Догадались, кто эти «большинство»? Конечно же «бедные».

Интересно, а как стать богатым?

Все успешные люди, абсолютно все утверждают: секрет успеха в мышлении человека, в интеллекте, в знаниях, и только самая малая доля успеха принадлежит ее величеству «Случайности».

Бедные знания — бедная жизнь

Пусто в голове — пусто в кармане

Качество мыслей формирует качество жизни

Вот главные законы успеха!

Обратимся к мифам, притчам, афоризмам, поговоркам. Что вы нашли по нашей теме?

Выступление по опережающему заданию № 6 «О богатстве и бедности»

(ученик зачитывает пословицы, поговорки, афоризмы и притчи о богатстве и бедности со своими комментариями)

Учитель: Друзья мои! Вы легко можете войти в число преуспевающих людей. Для этого вам нужно просто сесть за стол с ручкой и блокнотом и написать список ваших целей!

Записав свои цели, вы почувствуете себя уверенно, наполнитесь оптимизмом. Вы ощутите, что контролируете свою жизнь.

Как правильно записать свои цели:

— Чтобы получить что-то в этой жизни, нужно четко определиться, — что именно вам нужно и где это взять.

— Определите свою роль в жизни.

— Разбейте цели по ролевой принадлежности.

— При этом цель должна быть записана только в настоящем времени и утвердительно.

— Контролируйте цель.

— Расставьте цели в приоритетном порядке.

— Определите четко время для достижения цели.

Ну, а после того, как цели поставлены -действуйте! И помните, пожалуйста, что «даже самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять». А так же помните и о том, что деньги — это мера человеческого труда. Не больше и не меньше. Деньги — это средство для достижения целей, эквивалент человеческой энергии. В наших интересах относиться к ним непредвзято, чтобы не платить за обладание ими слишком высокую цену. Не стоит впадать и в другую крайность и наивно полагать, что золотые монеты посыпятся с неба подобно манне небесной. Будем с вами реалистами, но останемся оптимистами!

Выходной тест урока:

  1. Я усвоил новые понятия

_да _нет

  1. Я понял тему урока

_да _нет

  1. Что ещё хотел бы узнать по теме?

  2. Какой вывод я могу сделать для себя?

Домашнее задание:

1) Читать параграфы 19 -20 учебника «Обществознание» Кравченко А. И. 9 класс.

2) Ответить устно на вопросы страница 130 и 135.

3) Найти в СМИ информацию о социально-экономической политике государства и власти Челябинской области по поддержанию бедных.

4) Написать мини-сочинение «Как стать богатым», где предложить свой путь обогащения.

Выставление оценок.



Литература:

  1. Учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, 9 класс, параграф 19-20.

  2. Экономический словарь.

  3. «Российская газета» — Федеральный выпуск №4697 от 2 июля 2008 г.

  4. finansmag.ru

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Решение задач. Определение массовой доли растворенного вещества"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: